Как избежать блокировки расчетного счета банком

В последнее время банки все чаще блокируют расчетные счета юридических и физических лиц, ссылаясь на ПОД/ФЗ. Иногда у банков на это есть веские причины, но зачастую это происходит необоснованно по причине простых формальностей. Банк России регулирует деятельность коммерческих банков, издавая рекомендации и другие подзаконные акты. Малейшие нарушения/невыполнения нормативных актов ЦБ РФ грозят коммерческому банку отзывом лицензии, что порой заставляет сотрудников банков перестраховываться.

Для того, чтобы минимизировать подозрения со стороны банков необходимо следовать целому ряду рекомендаций.

Как избежать блокировки расчетного счета банком

1. По возможности, использовать один счет для всех операций в деятельности или сократить их число до минимально возможного.

2. Постараться работать максимально легально, платить налоги и соц.взносы с того расчетного счета, на который приходят денежные средства.

3. По возможности оплачивать заработную плату работникам с расчетного счета, еще лучше подключить зарплатный проект и зачислять деньги сотрудникам на банковские карты.

4. Работать только по выбранным ОКВЭДам, а если принято решение заняться чем-то другим, то необходимо изменить/добавить коды ОКВЭД.

Практически во всех рекомендациях Банка России особое внимание уделяется размеру уплачиваемых с расчетных счетов налогов и взносов. В Методических рекомендациях Банка России от 21.07.2017 г. № 18-МР указано, что одним из факторов «сомнительных операций клиента» является доля налогов и взносов 0,9% и менее от дебетового оборота по счету.

Стоит отметить, что банки часто устанавливают свою внутреннюю «планку» по налогам и сборам выше рекомендованного уровня, например, 1%-2% от дебетового оборота.

При выявлении клиентов с низкой налоговой нагрузкой банк будет искать следующие признаки неблагонадежности:

  • - незначительные выплаты зарплаты работникам, а также НДФЛ и страховых взносов в бюджет, несопоставимость среднесписочной численности работников, сумм выплачиваемой заработной платы, а также налоги и взносы;
  • - фонд зарплаты работников не превышает официального прожиточного минимума;
  • - со счета платится НДФЛ, а страховые взносы — нет;
  • - платежи компании нехарактерны для вида деятельности и/или нет связи между основаниями поступления на счет и перечислений;
  • - нет обычных хозяйственных платежей (например, за аренду, коммуналку, канцтовары);
  • - на конец дня на счете не остается денег или остатки незначительны по сравнению с оборотом;
  • - клиент получает деньги от покупателей с НДС, а затем практически в полном объеме полученные суммы направляет поставщикам и другим контрагентам без НДС.

Достаточно одного дополнительного признака за весь период работы с банком, чтобы попасть в список подозрительных клиентов.

5. Отдельно стоит обратить внимание на НДС-ные операции. В Методических рекомендациях Банка России от 16.02.2018 г. №5-МР обозначены признаки ухода налогоплательщика от уплаты НДС, в том числе: доля списаний с НДС со счета менее 30% от общего объема при том, что более 70% зачислений на расчетный счет клиента с НДС.

6. Исключить транзитный характер операций по расчетному счету. Признаки транзитных операций Банк России обозначил в Письме от 31.12.2014г. №236-Т:

  • - зачисление денежных средств на счёт клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в российских банках, с последующим их списанием;
  • - списание денежных средств со счёта в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
  • - регулярность проведения (как правило, ежедневно);
  • - проведение операций в течение длительного периода времени (как правило, не менее трёх месяцев).

Да, для многих бизнесменов практически нереально позволять денежным средствам «отлёживаться» на расчетном счете более 3 дней, но таковы реалии наших дней. В противном случае придется доказывать банкам, что вы не занимаетесь «отмыванием доходов, полученных преступным путем» (Методические рекомендации Банка России от 13.04.2016 № 10-МР).

7. Контролировать долю снятия наличных от оборота по счету. Получать наличные со счета в кассе банка с обязательным указанием цели снятия.

8. Снятие средств для учредителей компании проводить через выплату дивидендов с одновременной оплатой НДФЛ.

9. Пользоваться корпоративной картой для оплаты бизнес-операций, не использовать личные карты на цели бизнеса.

10. Проявить внимательность и разборчивость при выборе контрагентов.

По Методическим рекомендациям Банка России от 21.07.2017 г. № 19-МР о «противозаконных» действиях клиента свидетельствует два и более из следующих признаков:

  • - за неделю компания снимает наличными 30% от оборота по счету или больше;
  • - клиент регулярно (в пределах 3-5 дней) снимает наличные деньги, причем чаще всего в максимально возможном размере;
  • - сумма каждого поступления на счет обычно не превышает 600 000 руб.;
  • - с даты создания юридического лица прошло менее 2 лет;
  • - у компании есть корпоративные карты, и она использует их в основном для получения налички, а не для безналичной оплаты;
  • - деньги на счет перечисляют контрагенты, которые замечены в проведении транзитных операций; перевод денег происходит с одновременным поступлением средств от того же контрагента на счета других клиентов;
  • - доля налогов и страховых взносов минимальна;
  • - снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня.

10. В назначении платежа следует указывать максимально подробную информацию об операции. Согласно п.5.2 ст.7 №115-ФЗ, а также Приложения №1 к 383-П коммерческие банке вправе заблокировать счет при отсутствии экономического смысла в совершаемых клиентом операциях.

11. При розничной торговле исключить регулярные поступления на счет по договорам оказания услуг, займа, агентским договорам и т. д. на фоне незначительных объемов выручки, сдаваемой в банк. В противном случае по Методическим рекомендация Банка России от 04.12.2015 № 35-МР банк заподозрит обналичку (факт того, что часть наличной выручки компания передает заказчикам обналички).

Но что делать, если банк все же заблокировал расчетный счет, либо отключил Банк-Клиент? Об этом в следующих статьях… либо на сайте

33
7 комментариев

не статья , а шпаргалка настоящая.наверное так и задумывалась. Людям занимающимся бизнесом наверно поможет. Но сдается мне, ЦБ скоро всех под железобетонный колпак посадит, у них не забалуешь.

2
Ответить

Ну так и есть, на данный момент ЦБ исполняет и кредитные функции, и функции финмониторинга, и функции налогового контролера, и многие другие.

Ответить

гы-гы-гы)))
смешно
посадил иван мешок картошки - колорад все сожрал
на следующий год посадил иван два мешка картошки - колорад все сожрал
посажу думает иван на следующий год пять мешков картошки - пущай колорад подавиться

2
Ответить

))) Таковы реалии современной жизни))

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

ИП, особенно на спецрежимах и без сотрудников, зачастую мало и нерегулярно оплачивают налоги с расчетного счета, но при этом часто снимают деньги наличными без предварительного предоставления в банк документов по целевому использованию. В этом и есть основные причины. Но стоит отметить, что, как правило, в большинстве случае по ИП проще убедить банк в неправомерности его действий. С ЮЛ посложнее.

Ответить