Как CRM-система помогает оценить работу отдела продаж и повысить его эффективность?

Источник изображения: сгенерировано в Midjourney.
Источник изображения: сгенерировано в Midjourney.

CRM можно представить как цифровую картотеку, где хранятся данные о клиентах: имя, контакты, из какой рекламы пришёл, что купил, что искал и т. д. Эта информация нужна отделу продаж, чтобы решить как минимум две важные задачи:

  • Сделать рабочий процесс максимально эффективным, при этом с минимальными затратами сил и времени.
  • Построить с клиентом крепкие долгосрочные отношения. Например зная, что клиент покупал и чем интересовался, можно предположить, какой ещё продукт ему будет интересен, а значит, сделать для него индивидуальное предложение, которое с высокой степенью вероятности заинтересует и принесёт новую продажу.
Как CRM-система помогает оценить работу отдела продаж и повысить его эффективность?

CRM — помощник не только для менеджера, но и для тебя — руководителя отдела или компании. Через «црмку» можно понять, насколько хорошо работает отдел, и вот по каким параметрам можно это сделать:

  • показатели по продажам,
  • количество входящих и исходящих звонков,
  • количество коммерческих предложений,
  • выручка,
  • количество закрытых сделок,
  • качество обслуживания,
  • выполнение плана продаж (KPI),
  • знание продукта,
  • средний чек и т. д.

Эти метрики можно отслеживать не только по всему отделу в целом, но и по каждому отдельному менеджеру. Система автоматически предоставляет тебе отчёты, по которым ты можешь сравнивать продуктивность менеджеров и выявлять слабые места.

Для примера возьмём одного менеджера — Колю. Как оценить работу Коли? Хорошо ли он работает? Не залипает ли в телефоне, вместо того, чтобы рассказывать клиентам, какой у вас замечательный продукт и почему его надо обязательно купить? Чтобы оценить Колину эффективность, метрики можно разделить на 3 условные группы:

  • общие показатели;
  • качество;
  • продажи.

Продуктивность

От продуктивности работы Коли зависит выручка, но Коля, как и любой человек, склонен к прокрастинации. Оценивай, как проходит рабочий процесс:

  • Количество. Сколько Коля сделал звонков или написал писем и сколько звонков пропустил. Встроенная в CRM аналитика покажет тебе, сколько новых людей узнали от Коли о ваших услугах и товарах.
  • Скорость. Как быстро Коля отвечает на звонки и сообщения? Связывается ли он с клиентом, если тот оставил свои контакты? Система ведёт учёт этих показателей, а ты можешь следить за всем этим в режиме онлайн. Ждать никто не любит, и если Коля долго отвечает потенциальному клиенту, скорее всего, тот уже разговаривает с конкурентом.
  • Перезвон. Клиент сказал, что ему «надо подумать»? Пусть думает, давить не стоит. Но и затягивать тоже нельзя. Система напомнит Коле, что был такой клиент и, скорее всего, он готов принять решение. А ты увидишь, перезвонил ему Коля или нет.
  • Среднее время на совершение сделки. Сколько потребовалось Коле времени от момента «первого касания» с клиентом до закрытия сделки? Чем больше времени проходит, тем выше вероятность, что клиента мы потеряем. Но и обрушивать на него бесконечный поток предложений тоже нельзя. Оцени средний показатель и установи как норму.
  • Загруженность. Важно, чтобы рабочее время Коли было грамотно организовано. Для этого веди мониторинг активности. Баланс между работой и отдыхом — путь к продуктивности.

Как это работает: система собирает данные и формирует отдельные отчёты по менеджерам с информацией о том, какое количество лидов и переговоров провёл каждый сотрудник, сколько времени заняли переговоры, какое количество отказов и размер конверсии, на какую сумму выставлены счета и какая сумма оплат поступила, какой средний чек у каждого менеджера и т. д. Ты получаешь точную информацию с наглядными графиками и сможешь сравнивать сотрудников по продуктивности.

Качество

Количество лидов — это показатель, конечно, важный. Но не менее важно эти лиды превращать в сделки. Если интегрировать телефонию и мессенджеры в CRM, можно узнать как Коля ведёт клиента до совершения сделки:

  • вежливо ли он общается с клиентами,
  • дает ли полную информацию о продукте и раскрывает её во всей красе,
  • следует ли Коля скриптам и алгоритмам при общении,
  • работает ли с возражениями.

Вся информация о взаимодействии с клиентом остается в карточке клиента. Запись звонков и переписок, комментарии, действия менеджера и т. д. Открывай, слушай, читай.

Плюс многие системы коллтрекинга умеют распознавать в речи ключевые слова, скрипты в разговоре, стоп-слова и даже изменения в тоне разговора. Если Коля где-то что-то сказал не так, система сообщит об этом. А значит, не придётся слушать каждый разговор и искать Колины «косяки».

Продажи

Оцени, смог ли Коля убедить клиента купить продукт, предложил ли ещё что-то вдобавок или сразу забыл про него после совершения сделки.

  • Количество «касаний» одного клиента. Сколько раз Коля контактировал с клиентом, прежде чем смог продать товар или услугу. Эта информация тоже хранится в карточке клиента. Например в сфере B2B для продажи нужно примерно 5 касаний. Если делается 3-4 — значит, теряется конверсия.
  • Количество отказов. Сколько лидов «отвалилось» и на каком этапе. Изучив все данные аналитики из CRM, ты сможешь понять, почему так произошло и как это исправить.
  • Дополнительные продажи. Смотри, смог ли Коля продать дополнительные услуги клиенту и увеличивает ли он средний чек по сделке.
  • Повторные продажи. После совершения сделки контакт Коли с клиентом не должен обрываться. Новые лиды обходятся бизнесу куда дороже. Лучше возвращаться к клиенту с индивидуальными предложениями. Так ты сможешь повысить и прибыль, и лояльность.

Когда CRM выручает отдел продаж: пример из практики

Компания занимается ремонтом помещений под ключ. После запуска рекламы конверсия значительно увеличилась — стало поступать больше заявок. Продаж тоже стало больше, но ненамного. Следовательно, проблема была не в рекламе, а на этапе работы с клиентом.

По отчётам было видно, что у всех менеджеров процент продаж сильно разнится. Вешать все звонки на лучшего — глупость. Поэтому руководитель ОП предложил внедрить CRM, где можно было бы отслеживать действия каждого менеджера.

В результате выяснилось, что у менеджеров слишком разный подход к общению с клиентом. Было решено составить алгоритм взаимодействия с клиентами, прописать скрипты, работу с возражениями и т. п.

Что получилось? Клиенты стали чаще отдавать свои деньги взамен на ремонт. Плюс ко всему менеджеры освободились от рутины, благодаря тому, что отчёты составлялись автоматически.

Ещё один плюс CRM в том, что данные из системы можно передавать в Google Analytics и считать там ROI, количество продаж, понимать, какие источники принесли наибольшее количество заказов и прибыль и т. п. Это позволит тебе провести сквозную аналитику и оптимизировать бизнес-процессы.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой Telegram-канал, где я делюсь экспертизой и опытом в маркетинге. Будет интересно; -)

1515
4 комментария

вот так иногда пытаешься понять по crm что происходит с клиентами, слушаешь разговор с продажником и прям кровь из ушей - так бездарно сливают драгоценные лиды. Часто разговор строится по принципу "берёте? - не берёте? - ну, до свидания!"

2
Ответить

да уж, это боль, я думаю в процентах 70% малого бизнеса так все и устроено.)

1
Ответить

Мы тоже спустя несколько месяцев использования crm-системы заметили, что куда эффективнее стали работать. До этого, можно сказать, как попало вели бизнес: на коленке. Потом стали копаться, как улучшить бизнес, и вот наткнулись на эти системы. Начали работать пока в аспро cloud, посмотрим как пойдет потом :)

1
Ответить

Супер, не слышал про такую) обычно заказчикам рекомендуем и внедряем популярные решения : Bitrix24/Amo CRM - их потом легче интегрировать с аналитикой итп.

1
Ответить