Топ-5 принципов неформального онлайн-образования

Пандемия спутала планы людей во всем мире. Обучение, проекты дополнительного и неформального образования приходилось адаптировать под онлайн-форматы в режиме реального времени. Исключением не стал и крупный международный еврейский проект EnerJew. Тысячи подростков по всему миру, которые прежде собирались каждую неделю в клубах, выезжали на различные ивенты, встречали вместе Шаббат, остались наедине с ноутбуком и на полгода были заперты в своих квартирах. Самым актуальным стал вопрос “Как сохранить коммуникацию при переходе проекта в онлайн”?

Пандемия стала толчком для развития новых онлайн-форматов и помогла определить новые принципы работы. Какие – рассматриваем вместе с онлайн-отделом проекта EnerJew.

1. Своевременность.

Быстрый переход в онлайн потребовал переформатирования всей работы проекта: онлайн-форматов занятий, инструктажей для координаторов, совместных разработок. Появились масштабные онлайн-игры, соединяющие сотни человек, и уютные эфиры в Инстаграм*. За полтора года пандемии онлайн-форматы превратились в такую теплую и камерную историю единства с людьми из многих стран, оставаясь очень нужными и важными для ребят.

Несмотря на резкие изменения, онлайн формат позволил объединить интерес к новым технологиям, доступность с любой точки Земли, возможность общаться с кураторами и сверстниками, не выходя из дома. Он стал платформой, на которой очень легко использовать неформальное образование для большой аудитории единовременно.

Сейчас у проекта налажена коммуникация в социальных сетях, онлайн - встречи проходят в Zoom и Telegram. Важные анонсы поступают сначала в чат руководителей проекта, потом расходятся по региональным чатам. Координаторам в регионах приходят пособия по работе в соцсетях и мессенджерах.

Коммуникация онлайн стала хорошим дополнением для живых встреч. 3-летний опыт обучающих youtube видео, подкастов на социальные темы, онлайн-семинаров, игр и ток-шоу на данный момент позволяет легче ориентироваться в том, что нужно современным подросткам, и разговаривать на понятном им языке. Они могут знакомиться с еврейством в дороге, даже через экран смартфона, подстраивать просмотр лекций под свое свободное время, и это очень ценная возможность для некоммерческого проекта.

Топ-5 принципов неформального онлайн-образования

2. Включенность в создание контента.

Пандемия стала стартом для больших онлайн событий, где люди из разных городов могли встречаться онлайн. Они давали чувство причастности к чему-то большему, чем просто твой городской клуб EnerJew. Но важно было оставаться актуальными и находить новые идеи. Остановились на двух форматах: интеллектуальная игра, построенная на еврейском контенте, которая получила название Хелем Квиз, и Инстаграм ток-шоу с названием Хаг Самеах Шоу с розыгрышами и интересными гостями в прямом эфире.

Почему именно они? Руководитель онлайн-отдела в EnerJew Таня Туманов рассказывает, что проекту было принципиально важно, чтобы любой подросток в самой отдаленной части мира мог зайти в Инстаграм и узнать о еврейском празднике, ощутить свою причастность к нему. Это была первая принципиальная точка, которая связана с еврейским календарем, с течением времени.

Скоро появился запрос на соучастие. Ребята хотели не просто смотреть эфир, а быть в нем соведущими. Им предложили зажечь вместе свечи на Хануку. Отозвалось множество городов, и прямые эфиры проводились из Минска, Бобруйска, Баку, Москвы и многих других городов. Еще и в разных часовых поясах. Весь мир зажигал ханукальные свечи в прямом эфире вместе с EnerJew.

3. Инициатива.

Уйти от соревновательного момента и отдать больше инициативы онлайн игрокам – это стало важной задачей для проекта. Игра должна была давать каждому участнику уникальный опыт, в котором происходит общение как на уровне клуба, так и в проекте: это связывает подростков между собой и побуждает продолжать общаться после игры. Так появился Хелем Квиз со внутренней игрой наподобие «Мафии», в которой есть интрига, внимание друг к другу и деталям, разговор, поиск того, что правда, что неправда.

Клубы городов становились районами местечка Хелем, где жили обычные люди и хелемские "мудрецы". Задачей жителей было правильно ответить на вопросы и разоблачить своих "мудрецов", которые сбивали команду с толку.

За сезон двадцать команд со всего мира побывали на всех играх Хелем Квиз. В среднем, на одной игре в конференции Zoom принимали участие 30 команд и больше.

Идеальной возможностью для проб и развития формата онлайн-игр называет Хелем Квиз его бессменный ведущий Эзра Цвейфель:

Это попадало в интересы ребят: демонстрировать свои знания, узнавать что-то новое, плюс такой интригующий детективный момент, кто же может быть хелемским мудрецом? Это тот формат, где даже ведущий не знает победителя до последнего момента. Баллы, которые ребята зарабатывали, могли превратиться в тыкву в конце, если ребята не вычислят свою мафию. Весь антураж игры был по-хорошему несерьезным, веселым. Ведь мы говорим про Хелем – место, где может произойти все на свете».

Самым любимым форматом было «Хелемское караоке», где каверы исполняли сами участники игры. Это не всегда было по нотам и с поставленным голосом, но точно от души, смешно и необычно. Такое было возможно только в Хелеме.

Самым любимым форматом было «Хелемское караоке», где каверы исполняли сами участники игры. Это не всегда было по нотам и с поставленным голосом, но точно от души, смешно и необычно. Такое было возможно только в Хелеме.

4. Добавить интерактив.

QUESTIONS&ACTIONS – это игра, которая пришла на смену Хелем Квизам. Еще больше инициативы в генерации контента передали игрокам. Теперь они не только выполняют задания ведущего, но и фотографируют, снимают видео, показывают сценки и даже сами задают каверзные вопросы. Все общение происходит в чатах, и это особый формат коммуникации. А еще Q&A game объединяет. Баллы, которые зарабатывают участники за 60 минут игры, конвертируются в деньги и идут на реальную помощь тем, кто в ней сейчас нуждается. Это один из важных принципов еврейской жизни, когда я делаю что-то хорошее не только для себя, но и для мира вокруг.

Так, за первые три игры сезона ребята из России, Беларуси, Азербайджана заработали 65 000 российских рублей, которые были направлены на поддержку волонтерских инициатив в разных городах.

Топ-5 принципов неформального онлайн-образования

5. Не бояться менять формат.

Хелем Квиз, Хагсамеах Шоу, Q&A game – это всё про общение с аудиторией. Это вызов как для ведущего в поиске новых форматов, в умении работать с чатом и реакциями пользователей, так и для участников. Ведь за время пандемии все так устали от конференций и созвонов. И дать этому формату второй шанс – это тоже усилие. Ребята полюбили эти онлайн-форматы за новизну, за смелость, за совмещение знакомых форматов и умение ведущих и всего коллектива EnerJew быть смешными и создавать что-то необычное.

*деятельность Инстаграм запрещена в России с 03.2022.

66
10 комментариев

Видела ребят на фестивале, делали какую-то волонтерскую акцию. молодцы!

3
Ответить

Спасибо! Приятно слышать! Да, волонтёрство - одно из наших основных направлений

Ответить

Я тоже хотел бы это отметить!

Ответить

участвовал в качестве гостя в некоторых мероприятиях, все на очень серьёзном уровне.

1
Ответить

А сколько человек в среднем на игре и как удаётся в течение всей игры удерживать в фокусе?

Ответить

На каждой игре от 100 до 200 человек.
Конечно, удержание фокуса - большая заслуга ведущего. Так же помогает смена активностей. На вопросы можно отвечать онлайн, перед монитором. А для выполнения активных творческих заданий - нужно сделать физические действия, взаимодействовать с командой.

1
Ответить

подростки ходят в клубы?сколько я спал,вроде как люди 18+туда должны ходить
проект крутой

Ответить