Соцсети и общедоступные данные пользователей

В продолжение статьи Можно ли использовать данные из соцсетей расскажу небольшую юридическую аналитику положений популярных социальных сетей - ВКонтакте, Facebook, Twitter в части работы с данными, которые пользователи публикуют и предоставляют сами.

Сразу небольшой дисклеймер, что эта статья может быть полезна:

  • тем, кому интересно можно ли использовать их данные, которые сделаны публичными через соцсети или иные интернет-ресурсы;
  • тем, кто в использует персональные данные, взятые из соцсетей;
  • тем, кто разрабатывает IT-продукты с использованием соцсетей;
  • просто любознательным читателям.

Так как позиции закона мы уже рассмотрели, то сразу перейдём к тройке соцсетей и к тому как они относятся к использованию данных, полученных из соцсети абстрактными третьими лицами и разработчиками при использовании API или SDK. Основывался исключительно на публичных юридических документах - тех самых, которые, обычно, никто не читает. И, да, предвосхищая критику - я буду много цитировать документы, т.к. не хочу быть голословным и считаю, что всегда надо подтверждать источниками то что говорим. Наверное, это такая профессиональная деформация сознания :)

Как обычно, для тех кто торопится резюмирую - все социальные сети не берут на себя ответственность за данные пользователей и в своих публичных юридических документах утверждают, что размещенные данные являются публичными и доступны любым пользователям Интернета. А вот позиции к использованию данных разработчиками - у каждой социальной сети отличается.

Для удобства восприятия, подготовил такую общую схему иерархии:

Красным отмечены запрещенные способы использования данных из соцсетей и открытых интерне-ресурсов, а зелёным - разрешённые.
Красным отмечены запрещенные способы использования данных из соцсетей и открытых интерне-ресурсов, а зелёным - разрешённые.

ВКонтакте

Правовой статус ВК по нашему вопросу общедоступных данных - определяется следующими публичными документами:

Если Вы являетесь пользователем ВК или разработчиком, использующим API / SDK, предоставленное Вконтакте, то, это значит, что на Вас распространяются все эти документы и нормы, определенные в них. Все они являются офертами, которые пользователь принимает, совершая конклюдентное действие - регистрацию и это определено, к примеру, в Лицензионном соглашении:

2.2. После заполнения обязательных полей и ознакомления с настоящим Соглашением Лицензиат присоединяется (принимает) настоящее Соглашение, путем нажатия кнопки «Зарегистрироваться» или аналогичной, что по смыслу ст.ст. 435 и 438 Гражданского кодекса РФ является принятием (акцептом) оферты Лицензиара, а равно заключением договора, порождающего у Лицензиата обязанности соблюдать условия Соглашения, в том числе применимых в Социальной сети правил.

Пункт 5.12. данных Правил предупреждает, что данные - могут быть общедоступными для любых пользователей Интернета:

5.12. Пользователь как обладатель информации, размещенной на собственной персональной странице, осознает, что за исключением случаев, установленных настоящими Правилами и действующим законодательством Российской Федерации, Администрация Сайта не принимает участие в формировании и использовании содержания и контроле доступа других пользователей к персональной странице Пользователя. Размещая информацию на персональной странице, в том числе свои персональные данные, Пользователь осознает и соглашается с тем, что указанная информация может быть доступна другим пользователям сети Интернет с учетом особенностей архитектуры и функционала Сайта

Пункт 5.3. Лицензионного соглашения закрепляет позицию ВК, что вся персональная информация может быть доступна всем пользователям Интернета, только уже появляется ссылка на то, что сам пользователь ВК может изменять уровень доступности, но (!) только если сам ВК не изменит функциональные возможности этого:

Лицензиат соглашается на отражение его учетных и иных данных, а также иной информации на Персональной странице Лицензиата в рамках функционала Социальной сети, а также на то, что такие данные будут считаться общедоступными, если иной режим доступа к ним не был выбран Лицензиатом в пределах функционала Социальной сети. Лицензиат соглашается, что информация, включая учетные и иные данные, может быть доступна другим пользователям сети Интернет с учетом существующего функционала Социальной сети (который может изменяться время от времени Лицензиаром). Лицензиар может ограничивать использование третьими лицами информации из Социальной сети, в том числе в коммерческих целях. Использование информации Лицензиаром определяется настоящим Соглашением

Правила защиты информации о пользователях сайта VK.com своими положениями декларирует, что пользователь ВК должен осознавать, что все данные, изложенные в ВК - могут быть доступны всему Интернету, а значит пользователь должен подходить к этому разумно, это отражено, к примеру, в пунктах 2.1. и 5.2.:

2.1. Оказывая услуги по использованию Сайта и его сервисов (далее – Услуги Сайта), Администрация Сайта, действуя разумно и добросовестно, считает, что Пользователь:

...

осознает, что информация на Сайте, размещаемая Пользователем о себе, может становиться доступной для других Пользователей Сайта и пользователей Интернета, может быть скопирована и распространена такими пользователями

5.2. Размещая информацию на персональной странице, в том числе свои персональные данные, Пользователь осознает и соглашается с тем, что указанная информация может быть доступна другим пользователям сети Интернет с учетом особенностей архитектуры и функционала Сайта. Пользователь самостоятельно определяет режим конфиденциальности и условия доступа к информации, указанной в п.п. 4.2.3 – 4.2.5 настоящих Правил, посредством соответствующих настроек. Администрация Сайта принимает технические и организационные меры по обеспечению функционирования соответствующего инструментария Сайта

Естественно, что так как ВКонтакте исходит из презумпции осознания пользователями своих действий и доступности данных пользователя всему Интернету - ВК не несёт ответственность за последствия публикаций:

Администрация Сайта не несет ответственности за действия третьих лиц, получивших в результате использования Интернета или Услуг Сайта доступ к информации о Пользователе в соответствии с выбранным Пользователем уровнем конфиденциальности, за последствия использования информации, которая, в силу природы Сайта, доступна любому пользователю сети Интернет. Администрация Сайта рекомендует Пользователям ответственно подходить к решению вопроса об объеме информации о себе, размещаемой на Сайте

По вопросу персональных данных - интересен момент, что ВК проявляет заботу о своих пользователях и требует от сторонних разработчиков приложений с использованием API / SDK ВКонтакте - наличие утвержденной политики обработки и защиты персональных данных и пользовательского соглашения в соответствии с пунктом 10 Условий размещения приложений на сайте VK.com. И запрещает обработку данных пользователей в аналитических и коммерческих целях через API - в соответствии с разделом 2 Правил платформы … конечно, если иное, дополнительно не разрешит сам ВК, о чём он пользователей не уведомляет, а возлагает это обязательство на самих разработчиков ПО.

Небольшой вывод:

Позиция ВКонтакте логична: каждый сам несёт ответственность за те данные, которые он предоставляет и публикует для публичного доступа, а также ВКонтакте запрещает автоматизированно собирать и анализировать персональные данные из соцсети без разрешения ВК. При этом, пользователь ВК может сам определять какая информация является общедоступной, а какая нет, если ВК разрешает это сделать. Но, правообладатель ВКонтакте может по дополнительному соглашению с какими-либо разработчиками предоставить любую информацию ему и в таком случае ответственность несёт уже сторонний разработчик.

Facebook

Правильнее будет сказать, что речь идёт не только о социальной сети Facebook, но о всех продуктах, которые принадлежат Facebook Inc. и Facebook Ireland Limited (Facebook, Instagram, Messenger).

В общем, правовой статус определяется следующими документами и приложениями, также являющиеся публичными офертами как и у ВКонтакте:

В Политике использования данных сразу определено какие данные обрабатывает Facebook (спойлер: всю-всю информацию, какую только FB может получить при использовании вами продуктов):

Мы собираем контент, сообщения и другую информацию, которые вы предоставляете при использовании наших Продуктов, в том числе когда вы регистрируете аккаунт, создаете контент или делитесь им, отправляете сообщения или взаимодействуете с другими людьми. Это может быть информация из предоставляемого вами контента или о нем (такая как метаданные), например место, где было сделано фото, или дата создания файла. Кроме того, мы можем собирать данные о том, что вы видите, с помощью предоставляемых нами функций, таких как наша камера, например, чтобы предлагать маски и фильтры, которые могут вам понравиться, или давать советы по использованию форматов камеры. Наши системы автоматически обрабатывают контент и сообщения, предоставляемые вами и другими людьми, для анализа их контекста и содержания

Вообще, можно схематично изобразить движение данных от пользователя так:

Соцсети и общедоступные данные пользователей

Facebook в своих публичных документах достаточно однозначно определяет что относится к общедоступным данным в Политике использования данных:

Общедоступная информация видна всем в наших Продуктах и вне их — в том числе при отсутствии аккаунта. Это ваше имя пользователя Instagram; любая информация, которой вы делитесь со всеми людьми; информация в вашем общедоступном профиле на Facebook; и контент, которым вы делитесь на Странице Facebook, в общедоступном аккаунте Instagram или на любой другой общедоступной площадке, такой как Facebook Marketplace. Вы, другие пользователи Facebook и Instagram и мы можем предоставлять доступ или отправлять общедоступную информацию любым лицам в наших Продуктах и вне их, в том числе в Продуктах других компаний Facebook, в результатах поиска или с помощью инструментов и API. Возможны также просмотр, репост, скачивание общедоступной информации и доступ к ней через сторонние сервисы, такие как поисковые системы, API и обычные СМИ, например ТВ, а также выполнение этих действий приложениями, сайтами и другими сервисами, интегрированными с нашими Продуктами.

Положения справочного центра дополнительно конкретизируют и раскрывает что является общедоступной информации:

  • Публикуемая вами информация, которая всегда доступна для всех: Часть информации, которую вы сообщаете нам, когда заполняете свой профиль, является общедоступной, например ваш возрастной диапазон, язык и страна. Мы также используем часть вашего профиля, так называемый публичный профиль, чтобы вам было проще связаться со своими друзьями и родственниками. Ваш публичный профиль включает ваше имя, пол, имя пользователя и идентификатор пользователя (номер аккаунта), фото профиля, фото обложки и сообщества. Эта информация также является общедоступной.
  • Ваша информация, которая доступна для всех: Если вы размещаете общедоступную публикацию (например, выбираете Доступно всем в инструменте выбора аудиторий), такая информация считается общедоступной. Если вы делитесь чем-либо и не видите рядом инструмента выбора аудитории или другой настройки конфиденциальности, эта информация также является общедоступной. Подробнее об использовании инструмента выбора аудитории для управления доступом к публикации на Facebook.
  • Материалы, которыми делятся другие люди: Другие люди могут сделать общедоступными даже ту вашу информацию, которой вы с ними поделились, не делая ее доступной для всех. Кроме того, когда вы комментируете общедоступные публикации других людей, ваш комментарий также будет доступен всем.
  • Публикации на Страницах Facebook или в публичных группах: Страницы Facebook и публичные группы — это общедоступные места. Любой человек, который может просматривать Страницу или группу, может увидеть вашу публикацию или комментарий. В общем, когда вы размещаете публикацию или комментарий на Странице или в публичной группе, в Ленте новостей, а также в других местах на Facebook и вне его, может появиться новость об этом.

То есть, к общедоступным данным, в отличии от ВКонтакте, Facebook юридически добавляет также все действия пользователя в социальной сети (такие как лайки, репосты, и т.д.), а также в Политике использования данных предупреждает, что к общедоступным данным о пользователе также является:

  • любые ваши действия в Facebook с другими пользователями и контентом (к примеру, комментирование) - это могут видеть все, даже те, кто не является выбранной аудиторией;
  • фактом этого действия могут поделиться другие пользователи;
  • при переписке через личные сообщения другой пользователь может сделать скриншот или репост сообщения, что станет общедоступной информацией;
  • вас могут отметить в контенте, на фотографиях - тогда данные о вас тоже становятся общедоступными.

И это очень логично, что некоторая информация о вас будет общедоступна, даже если вы никаких действий не совершили, если кто-то сослался на вас, расшарил ваш контент или отметил на публикации. Тогда за наличие вашего согласия на такую публикацию несёт тот пользователь, который совершил это действие и вы можете попросить Facebook удалить этот контент.

При создании IT-продуктов с использовании API / SDK Facebook, разработчики должны следовать требованиям, предъявляемым Политике платформы Facebook, где определено что нельзя делать с полученными данными, каким условия должны соответствовать положения и действия разработчиком. К примеру:

  • данные пользователей, полученные от Facebook, не должны передаваться компаниям, торгующим информацией, или продаваться, даже если вы предупреждаете об этом в своей политике конфиденциальности
  • разработчик должен опубликовать и соблюдать свою политику конфиденциальности
  • разработчик должен получать согласие людей, прежде чем использовать их данные в какой-либо рекламе
  • разработчику запрещено продавать и передавать по лицензии, и покупать данные, полученные от Facebook
  • запрещено использовать данные, полученные от Facebook, для принятия решений о соответствии каким-либо требованиям, в том числе для одобрения или отклонения заявки или определения процентной ставки по кредиту

В свою очередь, для пользователей положения Политики использования данных определяют следующее:

Когда вы решаете использовать сторонние приложения, сайты или другие сервисы, которые используют наши Продукты или интегрированы в них, они могут получать информацию о том, что вы публикуете или чем вы делитесь
...
Кроме того, когда вы скачиваете или используете такие сторонние сервисы, они могут осуществлять доступ к вашему общедоступному профилю на Facebook и любой информации, которой вы делитесь с ними
...
Информация, которую собирают такие сторонние сервисы, регулируется их собственными условиями и политиками (а не этой политикой)

Большое различие с правовыми положения ВКонтакте - Facebook разрешает использовать общедоступные данные для аналитики:

... системы автоматически обрабатывают контент и сообщения, предоставляемые вами и другими людьми, для анализа их контекста и содержания в целях, описанных в Политике использования данных.

И в этой же Политике использования данных определено кто может получать доступ к аналитическим отчётам и собирать данные пользователей:

  • Исследователи и ученые.
    Для чего:
    информация и контент партнерам по исследованиям и ученым для проведения исследований, которые способствуют развитию науки и инновациям, полезным для нашей деятельности или миссии, а также совершению открытий и новым разработкам в области общего социального обеспечения, технического прогресса, общественных интересов, здравоохранения и благополучия.
  • Партнеры, использующие наши сервисы аналитики.

    Для чего: обобщенная статистика, которая помогает людям и компаниям анализировать взаимодействие людей с контентом в продуктах Facebook и вне их. Например, информация о количестве людей или аккаунтов, которые просмотрели, прокомментировали их публикации или отреагировали на них, а также обобщенную демографическую и иную информацию, помогающую им анализировать взаимодействия с их Страницей или аккаунтом.
  • Иные лица.
    Для чего: в целях исследований и инноваций для общественного блага используется имеющаяся информацию (в том числе полученная от партнеров по исследованиям) для проведения и поддержки исследований и инноваций на темы общего социального обеспечения, технического прогресса, общественных интересов, здравоохранения и благополучия. Например, аналитика информации о путях миграции во время кризисов в целях оказания гуманитарной помощи.

Небольшой вывод:

Позиция Facebook в отношении данных пользователей более гибкая, чем у ВКонтакте, но общий тренд о том, что социальная сеть предоставляет третьим лицам по дополнительному соглашению - аналогичная. При этом более однозначно и чётко закрепляет правовое положение пользователя, его данных, а также определяет какие, зачем и как собирает Facebook данные о пользователях.

Twitter

Правовой статус опубликования и использования общедоступных данных пользователей определяется следующими документами:

Как видно из перечня документов, регламентирующих правовой статус пользователя и информации - у Твиттера он самый большой и достаточно доскональна всё прописано.

Самым первым предложением Политики конфиденциальности Твиттер декларирует:

Twitter является общедоступным, а твиты сразу доступны для просмотра и поиска во всем мире

В этом вся основная суть политики Twitter в отношении данных пользователей и контента, который они создают - максимальная публичность и прозрачность процессов. Эта позиция Twitter закреплена в пункте 1.2. Политики конфиденциальности и определяет, что вся информация находится в открытом доступе:

  • Часовой пояс и язык, время создания учетной записи, Твиты и определенная информация о Твитах (дата, время, приложение и версия Twitter, с помощью которой ретвитнули Твит);
  • Местоположение в Твитах и в учетной записи в Twitter (если пользователь это опубликовал и дал доступ);
  • Созданные списки, люди, на которых подписан пользователь, и которые подписаны на пользователя;
  • Твиты, которые отметили как понравившиеся, или ретвитнули;
  • Трансляции в Periscope, которые созданы, на которые кликнул пользователь или с которыми связан иным образом в Periscope или Twitter ;
  • Оставленные вами сердца (Hearts), комментарии, количество сердец (Hearts) , которые получили, учетные записи, Суперфаном которых является пользователь;
  • Трансляции, которые пользователь смотрел в прямом эфире или в режиме воспроизведения;
  • Любые сердца, комментарии или другой контент, который пользователь публикует в эфире другой учетной записи;
  • Информация о пользователе, размещенная другими людьми, использующими сервисы Twitter, также может быть общедоступной.

Кроме предоставления вашей публичной информации непосредственно на Twitter, мы также используем такие технологии, как интерфейсы API и внедряем их, чтобы сделать эту информацию доступной для веб-сайтов, приложений и прочего для их использования, - например, отображение Твитов на новостном веб-сайте или анализ информации, размещаемой людьми в Twitter. Обычно мы предоставляем этот контент в ограниченном количестве бесплатно и взимаем плату за лицензирование для крупномасштабного доступа. У нас есть стандартные условия, которые определяют порядок использования этих данных, а также программа нормативно-правового соответствия для обеспечения соблюдения этих условий. Но эти лица и компании не связаны с Twitter, а их предложения могут не отражать обновления, которые вы делаете в Twitter.

Другими словами: всё что вы делаете в Twitter - всё публично, кроме личных сообщений, которые Twitter, в отличии от Facebook, он не анализирует.

1.4. Мы передаем содержание ваших личных сообщений людям, которым вы их отправили; мы не используем содержание ваших личных сообщений для подбора рекламы. Обратите внимание, что при взаимодействии с публичным контентом Twitter в личном сообщении, например, при отметке как «понравившегося» Твита, переданного в личном сообщении, это действие будет доступно широкой публике.

В части правовых документов "О конфиденциальной информации в Твиттере" указан прямой запрет придавать публичности чужие личные и конфиденциальные данные, если иное не было известно публично ранее или не является просто ссылкой на такую информацию, тогда всё окей. При этом, если есть сомнение в том, что эта информация размещена правомерно - Твиттер вправе заблокировать пост и направить запрос лицу, чтобы узнать о его одобрении.

Мне очень понравилась позиция Твиттера, выраженная в "Условиях предоставления сервисов", что существенным требованием является использовать контент исключительно только который пользователь готов сделать общедоступным.

Центральная идеология этих документов:

Мы считаем, что данные Twitter могут стать мощной силой добра в мире - от спасения жизней во время наводнений в Джакарте до оказания помощи Геологической службе США в отслеживании землетрясений и сотрудничества с ООН в достижении целей в области устойчивого развития. Тем не менее, мы запрещаем использование данных Twitter и API интерфейсов Twitter любой организацией в целях слежки или любым другим способом, который не соответствует разумным ожиданиям наших пользователей в отношении конфиденциальности.

Обобщая правового положения разработчиков можно сказать следующее:

  • Можно использовать все доступные данные, кроме данных из личных сообщений пользователей;
  • Разработчики самостоятельно организуют защиту полученных данных пользователей, и самостоятельно несут ответственность за их сохранность и за соответствие законодательству при их обработке;
  • Допускается обобщающий анализ контента и данных Твиттер, не содержащего личных данных (например, идентификаторов пользователей, имен пользователей и других идентификаторов), при условии, что анализ также соответствует действующему законодательству и всем положениям правовых документов;
  • К запрещенным действиям при использовании API и данных Твиттер относятся (но не ограничиваются ими):

    - изучение или слежка за "чувствительными" группами пользователей, представляющих общественные интересы, таких как профсоюзы или группы активистов.
    - изучение поведения человека, проверка биографических данных о человеке или любая другая сбора информации о конкретном лице;

    - анализ кредитного или страхового риска;

    - изучение конкретной личности и создание его психологического портрета;

    - распознавание лиц.

Небольшой вывод:

Политика Твиттера, как и все остальные правые документы - содержат много идеологических позиций о том, что всё сделанное с использованием Твиттера - всё публично и тот пул данных, что они собирают - большая сила, которую надо использовать во благо. И поэтому Твиттер возлагает полную ответственность за соблюдение законодательства и безопасность использования общедоступных данных на тех кто совершает действие - на пользователей, на читателей, на разработчиков.

Подводя общий итог можно сказать:

  • Как бы то это ни было банально, но мы несём ответственность за тот контент, который публикуем и должны понимать, что всё сделанное в социальных сетях становится публичным и никто, кроме самих нас не несёт ответственность за публикации
  • Вы можете использовать общедоступные данные в своих целях, но должны убедиться, что это не нарушает законные права и интересы тех лиц, данные которых вы используете
  • Если вы разрабатываете свой IT-продукт и используете API или данные из соцсетей, то убедитесь, что не нарушаете их правила, иначе это может очень негативно сказаться на продукте и бизнесе, когда соцсеть запретит вам их использовать
  • Когда пользователь создаёт аккаунт или добавляет контент - он прежде всего вносит информацию в базу данных, которая принадлежит правообладателю соцсети, а, соответственно, предоставляет неисключительную лицензию на право использования этих данных как и тем самым формирует базу данных, но это уже тема отдельной статьи...
22
1 комментарий

Никита, подскажите, допускается ли размещать на своём сайте общедоступную публикацию из социальной сети (путём её копирования) с указанием авторства?

Ответить