Артем Соколов. Почти идеальный шторм в ювелирном море

Ситуация, сложившаяся сегодня на ювелирном рынке России, способна вогнать в панику даже абсолютного оптимиста: за первый месяц текущего года отрасль потеряла более 10% составляющих ее предприятий. Согласно оценкам экспертов, к концу первого квартала этот показатель утроится, а дальнейшие перспективы и вовсе выглядят печально. И виной всему – всего один законодательный акт, откровенно «протащенный» с нарушением всех полагающихся процедур в марте прошлого года. Пресловутый ФЗ№47 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вводящий для малых и средних ювелирных производств те же правила налогообложения, что и для гигантов отрасли.

Sokolov
Sokolov

Для того, чтобы выяснить, кому эта ситуация выгодна, и кто стоит за принятием такого странного закона, не нужно быть сыщиком с Бейкер-стрит. Для начала, это, совершенно определенно, владелец ювелирного предприятия, – ведь во всех прочих отраслях российской экономики малый и средний бизнес по-прежнему пользуются льготными режимами налогообложения. Предприятие это, вне сомнения, крупное, потому что именно для «крупняка» с введением ФЗ №47 в плане налогообложения не изменится вообще ничего, а малые и средние фирмы разорятся. У хозяина этого предприятия должны быть самые амбициозные планы, ведь в итоге рынок значительно очистится от конкурентов, и можно будет стать почти монополистом, диктовать свои условия конечному потребителю. Всем этим условиям в России отвечает одна единственная ювелирная компания, название которой совпадает с фамилией ее владельца – Sokolov. (https://uvelir.info/digest/marsh-shopena-dlya-naslednikov-faberzhe/)

Лови момент!

24 февраля началась СВО, понятно, что абсолютно все государственные мозги были фактически мобилизованы для срочного решения насущных проблем военной операции. Поэтому законы, не относящиеся к «спецоперационным», принимались «с листа» без особого вчитывания и долгих, хотя и обязательных, экспертиз. Именно в этот момент наш герой – бизнесмен Артем Соколов – и пошел ва-банк, запустив с помощью партнера-депутата потрясающую по красоте комбинацию, достойную легендарного Остапа.

В течение трех рабочих дней, затесавшихся среди выходных и праздников, 3-го марта 2022 г в Государственную Думу РФ депутатом Владиславом Резником единолично был внесен законопроект, который с ходу 4-го марта в первом и единственном чтении был утвержден парламентариями, передан в Совет Федерации и по инерции прошел утверждение и там. Наверное, по той же инерции он мог бы получить и подпись Президента, но вмешались длинные выходные и женский день. Однако сразу после праздника, 9-го марта законопроект стал законом 47 ФЗ. (https://svoedeloplus.ru/2023/02/08/yuveliry-prosyat-razyasnenij-u-minyusta/)

Гладко было на бумаге

Понятно, что ни Дума, ни СФ, ни Президент в условиях начала военной операции, потребовавшей привлечения всех ресурсов, не имели возможности уловить суть подписываемого ими закона, тем более, что внешне цель выглядела вполне благородно: уравнять условия для всех участников ювелирного рынка. Но участники ювелирного рынка, в отличие от чиновников, сразу смекнули, к чему приведет скороспелый закон и забросали профильные министерства обращениями, письмами и даже экспертными заключениями институтов, входящих в те же министерства. Но все без толку. Министерства добросовестно и под копирку ответили на все многие тысячи таких обращений в стиле «фарш невозможно провернуть назад». Кстати, поток обращений не иссяк и сегодня, ювелиры бомбардируют министерства просьбами как-то разрешить эту ситуацию. Но ответы чиновников так и не претерпели никаких изменений. Так что ситуация уже перешла из жанра эксцентрической комедии в стилистику несмешной трагедии.

Кстати, необходимо отметить одну прелюбопытную деталь, касающуюся нового закона. Никто из утвердивших его депутатов волшебным образом не обратил внимания, что законопроект не прошел процедуру, обязательную для всех экономических законов, называемую ОВР – оценка вероятностных рисков. В результате же за прошедший год вероятностные риски стали реальной проблемой для экономики России. Уже сегодня о намерении уйти с рынка до конца года говорят более 70% руководителей и владельцев производственных и торговых предприятий ювелирной отрасли, а в конечном счете грозит уход с рынка 94 процентов ювелирных предприятий. (https://gorod55.ru/news/2023-03-14/eksperty-otmena-spetsialnyh-nalogovyh-rezhimov-chrevata-krahom-yuvelirnoy-otrasli-2874322) А это значит, что налоговые сборы, которые получало с отрасли государство, упадут, как минимум, в 10 раз. Пострадает и конечный потребитель: массовый исход ювелиров с рынка повлечет за собой засилье однообразных сетевых магазинов с безликим масс-маркетом китайских изделий, выдаваемых за отечественное производство. Они уже сейчас есть и предлагают нам то «подарки-подвески с бриллиантиком», то замордованную «золотую птичку-колибри», порхающую по рекламным блокам российских изданий и сетевых ресурсов.

Клеймо нетвойняшки

Во всей этой вроде бы идеально выверенной «специальной ювелирной операции» господин Соколов допустил одну единственную промашку, – казус, который чуть было не провалил всю историю. Вместе с началом СВО наш герой выпустил серебряные подвески с лозунгами «НАХ/ВОЙНУ» и «НАХ/ВОЙНЕ», моментально замеченные неравнодушными не разделяющими его воззрений соотечественниками. Впрочем, он быстро сообразил, что таким образом «подставил» самого себя перед своими властными спонсорами, да и самих спонсоров тоже выставил не в лучшем свете. Так что в течение считанных дней подвеска была убрана с прилавков и выкладок маркетплейсов, а в народ полетели «утки» о том, что данное изделие никогда не существовало. Однако изъять уже проданные экземпляры возможности не представилось, так что здесь смело можно цитировать известного булгаковского персонажа: «поздравляю вас, гражданин соврамши!». Вот они на фото – те самые подвески, зримое проявление идеологической неаккуратности и нравственной нечистоплотности претендента на единоличное господство на российском ювелирном рынке. В том, что их произвел именно бренд Sokolov, можно легко убедиться, просто взглянув на клеймо и бирку. (https://dzen.ru/a/YjTo_OLn-HJ6jzHf)

Когда-нибудь эта неприглядная история обязательно попадет в учебники по лоббизму и займет там одно из главных мест. В принципе, в лоббизме как таковом – представлении интересов отдельного бизнеса во властных структурах для получения рыночного преимущества – ничего плохого нет. Он существует во всем мире, ограничен законами и здравым смыслом. Но вот в России это явление приобрело черты бессмысленные и беспощадные, а целью лоббизма стало зачастую уничтожение конкурентов. Вот и в нашем случае: точно выверенный момент, непритязательная фраза – и целая отрасль рухнула к ногам победителя.

1 комментарий

Помню маркетинговый ход моего любимого магазина Санлайт - периодически он якобы закрывался. И как же хорошо, что это был всего лишь трюк со скидками, до сих пор всю ювелирку закупаю только там

Ответить