Налоговое планирование в компании как важнейший элемент безопасности

Любая схемотехника, которую использует компания в своей деятельности в целях минимизации налогообложения несёт в себе большое количество рисков. Самый безрисковый и, порой, эффективный способ работы с налогами - налоговое планирование. И вот почему.

Неутешительная выборка из судебной практики за 2022 год
Неутешительная выборка из судебной практики за 2022 год

К сожалению, всё чаще приходится сталкиваться с тем, что владельцу бизнеса известно о налоговом планировании лишь то, что им должен заниматься бухгалтер. Это одно из самых больших заблуждений, которое я когда-либо слышал.

Что такое налоговое планирование на самом деле

Помимо базового понимания, что налоговое планирование - это некий комплекс мер, применяемых налогоплательщиком для снижения налоговой нагрузки предприятия, сразу сделаю оговорку: в налоговой оптимизации нет "белых" и "черных" методов. Об этом ранее написал подробный материал.

Всё зависит от того уровня риска, который готов взять на себя предприниматель в случае наступления неблагоприятных последствий. На сегодняшний день, у применения "бумажного НДС" - самый высокий риск из возможных. Но, опять же, есть люди которые умеют правильно и аккуратно с ним работать. У них большой опыт, и таковых не более 1% от "покупателей".

Второй важный момент состоит в том, что налоговое планирование - инструмент не только налоговой экономии, но, что я считаю более важным - обеспечения экономической безопасности бизнеса. К сожалению, это известно катастрофическому меньшенству предпринимателей.

Запомним: риск № 1 для любого автономного коммерческого предприятия - выявленные контрольно-надзорными органами нарушения. Рекомендую это запомнить раз и навсегда. Таковы правила рынка любой страны. Сначала - закон, после - коммерческие риски.

Отделяем мух от котлет

Является ли схемотехника частью налогового планирования? Да, безусловно является. Однако, инструментарий схемотехники - значительно более обширный. Чтобы не смешивать в ваших головах эти два понятия в одно, мне следует дать более четкое понимание налоговому планированию, про которое я сегодня рассказываю. Сегодня я рассказываю про налоговое планирование без использования финансово-хозяйственных операций с контрагентами, взаимосвязанными лицами любого порядка.

Что оно в себя включает? Я выделю несколько ключевых этапов, которые я и мои партнеры используем при налоговом планировании предприятий с оборотом от 50 млн до 3.5 млрд руб.:

  1. Анализ текущего положения дел или инициативный аудит. На этом этапе получаем достоверные факты и цифры, подтверждаем/опровергаем наличие проблем в области налогового и бухгалтерского учёта;
  2. Слушаем. Теперь, обращаемся к собственнику с результатами и слушаем, что хотелось бы видеть в бизнесе. Это может быть его обеление, снижение налоговой нагрузки в разумных пределах, а может быть и приведение компании к требованиям по госконтрактам, льготам и т.д.;
  3. Разработка нескольких планов действий. Выбираем и утверждаем один, который по нраву собственнику и нам;
  4. Приводим план в исполнение, сопровождаем на каждом этапе вплоть до разработки должностных инструкций/регламентов;
  5. После успешного внедрения - передаём в полное управление ответственному лицу.

Как налоговое планирование позволяет экономить на налогах

В первую очередь, как и любое планирование, оно призвано дать объективную оценку текущей и будущей реальности. Предприниматель планирует продажи, маркетинг, сбыт. Также должен планировать и налоги, ведь это одна из составных частей бизнеса, не менее важная кстати.

Де-факто, правильное налоговое планирование даёт понимание налоговой нагрузки предприятия на текущий момент и в перспективе, учитывая как увеличение оборота, так и его снижение. Понимание это всегда выражено в цифрах. Например, для своих клиентов у нас есть налоговый монитор - этакий дашборд, который даёт понимание налоговой нагрузки предприятия в % соотношении и в численном выражении по всем налогам и взносам. Всё что остаётся бухгалтеру - соответствовать заданным параметрам и не превышать их. Таким образом, все налоги оказываются под контролем.

Простейший пример налогового дашборда по годам
Простейший пример налогового дашборда по годам

Немаловажная часть работы с налогообложением для компании на ОСНО - работа с авансами от покупателей и поставщиков. Работа эта ведется не только бухгалтером, но и руководителем отдела продаж или самими менеджерами. Что даёт правильная работа с авансами - фактическое уменьшение НДС к уплате за счёт, например, того, что в конце квартала компания может и вовсе отказаться от авансов на то, что отгрузит уже в следующем квартале, потому что товар иногда даже не приобретён - а налог платить уже надо.

Как происходит в бизнесе обычно: под конец квартала бухгалтер говорит, что к оплате получилось вот столько то. На голове собственника рождается ещё 1 седой волос и он начинает думать, как бы эту страшную сумму снизить. В итоге, зачастую, именно так большинство предпринимателей подсаживается на иглу "бумажного НДС", фактически не располагая теми средствами, которые необходимо уплатить в бюджет.

При налоговом же планировании, собственник минимум 3 раза за квартал должен получать оперативные данные по тому, сколько на сегодняшний день должна компания НДС к уплате и исходя из этого принимать решения о том или ином маневре. Последовательность такая - факт --> маневр. Никак иначе. Получение этой информации минимум 3 раза в месяц дает широкое временное поле для принятия решений, а не как это обычно бывает уже постфактум после подведения итогов.

Вместе с налогами планируются не только продажи, но ещё фактические отгрузки, заработная плата, закупки, логистика. Потому что это всё - единый взаимосвязанный механизм. Но это вовсе не значит, что в случае чего нужно ограничивать реализацию товаров/услуг. Этого все собственники очень не любят. Есть альтернативные пути и прорабатываются они только тогда, когда налоговое планирование внедряется в ваш бизнес на постоянной основе.

Вывод: налоговое планирование позволяет законно экономить на налогах за счёт своевременной осведомленности о положении дел, создаёт поле для маневра, спосбно в реальном времени показать налоговую нагрузку предприятия по всем налогам и сборам, а также спланировать назгрузку в период активного развития, стагнации, или ухудшения финансового положения компании. Вот и всё. Никакой магии вне Хогвартса.

Как налоговое планирование защищает ваш бизнес

Когда вы всё держите под контролем, чёткое знаете, сколько куда и кому платите, согласитесь, что безопасность ваша и ваших активов выше, по сравнению с обратной ситуацией. Вам не нужно постоянно искать альтернативные варианты, брать на себя необоснованные риски в сфере налогов и сборов, тем более, если вы в этой теме не являетесь экспертом.

В случае предъявлений каких либо претензий со стороны контрольно-надзорных органов, с налоговым планированием вы всегда прозрачно оцениваете ситуацию, способны быстро и точно принимать решения, выстраивают собственную защиту в споре. На моей практике, правильное обоснование в ответ на претензию - ваш ключевой козырь в 95% споров.

Немаловажная часть в налоговом планировании посвящена также и защите ваших активов. Из простого, применяя тот же дэшборд вы можете отслеживать, не попадаете ли вы под критерии банкротства, не "порван" ли у вас баланс, как вас видят ваши кредиторы и дебиторы. Посложнее - применение правильного (а не стандартного, как 90% бухгалтеров привыкли считать) способа амортизации, который подходит конкретно для каждого вида оборудования и даёт наибольшую экономию.

Налоговое планирование способно защитить ваши активы и пассивы, будь то их материальный (оборудование, вычислительные мощности и пр.) или денежный эквивалент (дебиторская/кредиторская задолженности, материальные вложения). Как? Держа их под контролем и своевременно отрабатывая риски, например, когда контрагент вам должен уже давно, а всё не расплачивается и вам уже нужно идти в суд, дабы срок давности не вышел (и такое бывает).

Также, в целях защиты активов собственника может применяться модель "хранителя активов" - специального юридического лица, участником которого является собственник операционной компании. Такое юрлицо является собственником имущества, которое используется для ведения деятельности операционной организации.

Итоги и выводы

Налоговое планирование - один из важнейших элементов котроля и защиты вашего бизнеса. Наравне с управленческим учётом, оно позволяет эффективно управлять деньгами вашей компании и фактической налоговой нагрузкой. Также, за счёт него у вас есть возможность отказаться от применения неэффективных и порой очень опасных методов оптимизации.

Налоговым планированием может заниматься финдир, главбух или отдельное ответственное лицо. Но задача собственника - следить чтобы всё шло по плану и принимать правильные решения на основе цифр.

Резонансных случаев, когда из-за проблем с налогами собственники теряли многомиллиардный бизнес в судебной практике очень много. Малого и среднего бизнеса в этой статистике - ещё больше. И каждый новый день практика пополняется такими примерами. Поэтому - будьте бдительныи не пускайте такие важные вопросы на самотёк.

Вывод прост: умейте обезопасить себя, свой бизнес и активы! Не экономьте на безопасности и доверяйте её только высококвалифицированным специалистам с практическим опытом.

В своём телеграм-канале я подробно освещаю темы налогообложения и оптимизации, привлечения государственных льгот, защиты активов и обеспечения экономической безопасности. Там же - показываю практические кейсы.

Если данная статья вдруг прольёт свет для вас на некоторые неочевидные, но важные вещи, то я буду рад, если вы поделитесь ею со знакомыми предпринимателями. Возможно, это им поможет сэкономить деньги и нервы.

22
2 комментария

Ухх

Ответить

Ахах, не уж то так всё страшно?

Ответить