Wildberries: как нельзя реагировать на репутационный скандал

Wildberries: как нельзя реагировать на репутационный скандал

Что стало спусковым крючком, где упустили момент и почему конфликт с ПВЗ в итоге ничему не научил.

Wildberries известен не самым щепетильным отношением к собственной репутации. На медийные скандалы маркетплейс реагирует аккуратно, традиционно не вовлекаясь в публичное обсуждение проблем.

Иметь такую позицию можно, особенно, когда находишься в звании самого крупного маркетплейса страны. При доле в 23% российского рынка e-commerce площадка чувствует себя более чем уверенно. Только за 2022 год оборот Wildberries превышает 1,5 трлн рублей, показывая гигантский рост в 98%.

Лидерство, однако, не освобождает от побочных эффектов в виде вялотекущих проблем с репутацией. И конфликт с ПВЗ в марте 2023 года стал той самой лакмусовой бумажкой.

Краткая хронология событий

3 марта 2023 года. Wildberries добавляет в оферту новое условие — ПВЗ теперь лишены права оспаривать подмену таров. То есть, если покупатель возвращает брак или подмену, вся стоимость удерживается с владельца ПВЗ. Работники не могут вывести свои зарплаты. Штрафы вызывают массовое недовольство.

14 марта. В знак протеста против нововведений пункты выдачи в разных регионах страны объявляют массовую забастовку. Во Владивостоке, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и других городах клиенты маркетплейсах приходят к закрытым дверям.

В тот же день Wildberries публично опровергает информацию о забастовках и тут же вводит новый штраф для ПВЗ за распространение фейковой дискредитирующей информации о маркетплейсе. По новому пункту оферты 8.15 за это грозит штраф до 100 тысяч рублей.

Но и это не все. Появляются сообщения, что Wildberries блокирует учетные записи бастующих и расторгает договоры ГПХ в одностороннем порядке.

Скандал стремительно набирает обороты. О нем пишут в СМИ, социальных сетях и мессенджерах. На инцидент обращают внимание в Прокуратуре, ФАС, Государственной Думе.

Срез упоминаний со 2 по 16 марта
Срез упоминаний со 2 по 16 марта
Wildberries: как нельзя реагировать на репутационный скандал
Wildberries: как нельзя реагировать на репутационный скандал

15 марта. В Госдуме проводится совещание с представителями ПВЗ. Но Wildberries на него…. просто не приходит. Роспотребнадзор тоже присоединяется к обсуждению и требует от маркетплейса соблюдать права клиентов, которые из-за забастовки свои заказы не получили.

Telegram-каналы подкидывают в топку дровишек. Появляются сообщения о массовой продаже пунктов ПВЗ по всей стране.

Из Telegram-канала "TexTerra: всё про маркетинг"
Из Telegram-канала "TexTerra: всё про маркетинг"

Ситуативный маркетинг тоже не дремлет. Конкуренты поворачивают ситуацию в свою пользу и быстро адаптируют рекламу “в моменте”. Как бы тонко намекая.

Wildberries: как нельзя реагировать на репутационный скандал
Wildberries: как нельзя реагировать на репутационный скандал

16 марта. Wildberries идет на попятную и отменяет более 10 000 некорректных штрафов за подмены товаров. А также временно замораживает списания, чтобы разобраться в спорах.

17 марта. Появляется информация о возможности разработки “Закона Бакальчук”, который будет регламентировать деятельность маркетплейсов. Что называется, доигрались.

20-22 марта. Представители Wildberries все-таки встречаются с парламентариями. Маркетплейс обещает доработать систему контроля за товаром, систему возврата брака, принципы начисления штрафов.

Параллельно пресс-служба Wildberries, ранее прятавшая голову в песок, дает неожиданный комментарий. По ее мнению, скандал — не что иное, как “информационный рэкет”, а компания подверглась спланированной атаке с бюджетом в несколько десятков миллионов рублей.

31 марта. Появляется информация, что Wildberries закрывает официальный телеграм-чат, и теперь обратная связь (негативные отзывы) возможна только через отдельную форму на сайте.

А можно ли было лучше?

Разберемся в публичной реакции компании с точки зрения управления репутацией.

Мы уже писали о том, что у каждого репутационного кризиса есть собственная “кривая ”. Задача компании чаще всего сводится к тому, чтобы правильно отреагировать на первую волну негатива. Проще говоря — не наломать дров и не утопить самих себя еще глубже. Действовать по правилу “не навреди”.

Wildberries: как нельзя реагировать на репутационный скандал

Правильная реакция — залог того, что кризис пойдет на спад, а об инциденте быстро забудут.

Почему в этом случае не получилось?

Во-первых, отсутствие репутационной “подушки безопасности”. Все помнят и скандал с системой KPI, и молчание в ответ на сбои в работе, и инциденты с досмотром на складах. Негативный ореол создан. И общественность без сопротивления откликается на новые скандалы.

Во-вторых, непризнание собственных ошибок. Странно отвергать факт недовольства, когда о нем пишут все федеральные СМИ. Как и перекладывать ответственность на информационный рэкет, когда фактические проблемы налицо.

В-третьих, нежелание находить общий язык с недовольными. Вместо диалога увеличено давление на оппонентов, из-за чего негатив множится, как снежный ком. Введение дополнительных штрафов поверх тех, которые вызвали недовольство, стало спусковым крючком.

В-четвертых, нежелание работать с разными группами общественности. Новость об отсутствии представителей площадки на совещании в Госдуме облетела рунет и добавила свою лепту в восприятие ситуации.

В-пятых, незавершенный негатив. Любой репутационный кризис требует жирной точки. Четкого заявления, что все проблемы решены, а общий язык найден. В этом же случае по-прежнему появляются информационные “последыши”.

Что имеем по факту. Компания так или иначе пошла на уступки. Но дополнительно приобрела мешок новых репутационных проблем.

2525
89 комментариев

Вот бы наши умели бастовать, как французы

8

Давно перестал покупать что-то в вайлдберис, ведь в озоне нет платных возвратов

2

100 р всего) не ну че жалко? Представьте что wb ваш) и люди такие наглые мерят и мерят) а вы потом обратно вези) это ж убытки.и стало сразу отсеились "меряльщики" ....платный возврат норм по мне....) если где то его нет,то значит уже вычли с вас гдето незаметно)

3

Постоянно покупаю очень многое на Wildberries, проблем не знаю вообще никаких. Если вы не в курсе, платность возвратов зависит от процента выкупа, что за собой подразумевает порядочность покупателя по отношению к маркетплейсу. Я лично не заказываю товары для "так, посмотреть, повертеть, если что верну", а заказываю исходя из какой-то конкретной необходимости и разумеется заранее анализируя подойдет ли мне этот товар или нет, поэтому у меня возвраты бесплатные и ещё долго будут. А разные додики, которые перегружают логистику, условно заказывая по 40 вещей, а выкупая например одну - пусть платят за своё желание померить, повертеть. Я считаю это логично. Или вы в Озоне грешите таким, что поэтому Wildberries вам не подходит? Я кстати никакого отношения ни к какому МП не имею, обычный юзер-покупатель.

3

Топить своих же - это в классике WB

2

Судя по скандалу со своими же айтишниками и тому, что об их инфраструктуре говорят как об откровенно слабой, это их принцип работы в целом: напористо-хамовитый с перекладыванием ответственности на кого угодно. Как они умудрились при этом занять долю рынка — загадка. Почему другие не обгоняют их и не хотят работать лучше — тоже. Дикий-дикий российский e-commerce. (Причём по сути клиентского опыта хуже всего у нас опыт был с Озоном.)

1