Взлет и падение аналога Instagram

Всем привет, меня зовут Денис Грачев. Мой последний год выдался очень насыщенным, и мне показалось, что моя история может многим показаться интересной. Когда-то я хотел написать статью на vc.ru для самопиара проекта, но теперь проект закрывается, так что можно спокойно писать для души. Я расскажу историю о Freegram — «очередном аналоге Instagram» от его появления и до закрытия.

Взлет и падение аналога Instagram

Начало

Началось все 11 марта 2022 года. Это была пятница, я шел с работы, предвкушая отпуск в 2 недели. Изначально мы с женой планировали съездить отдохнуть, но из-за сложившейся ситуации вместо отдыха я «на всякий случай» назначил собеседования в одну компанию из аббревиатуры FAANG. Так как собеседования требуют серьезной подготовки, я планировал все 2 недели готовиться. И пока я шел с работы, один приятель скинул мне новость о закрытии Instagram и в шутку предложил сделать свой Instagram. Я посмеялся и подумал, что делать аналоги чего-то – это самое бестолковое, чем можно заниматься.

16 марта. Я просыпаюсь и вижу новость про Россграм. Я смотрю их сайт, который 9 из 10 раз пятисотит, а дизайн похож на форумы 2004 года. Потом я вижу, как сотни СМИ разносят этот мрак по всему рунету. Тут одновременно пришло 2 мысли: «люди сошли с ума» и «надо срочно делать нормальный аналог инсты».

Как любой адекватный разработчик, я начал искать готовые проекты на github, чтобы взять их за основу. И таких проектов оказалось много. Например, вот или вот. Почти все они написаны на фреймворке Flutter от Google, который позволяет не писать отдельно приложения под iOS и Android, а написать один раз сразу для обеих платформ. Также эти проекты используют Firebase в качестве бекенда, что меня полностью не устраивало, потому что это становится дорого при большом количестве пользователей, и использовать гугловое облако в текущей ситуации может быть опасно. Поэтому бекенд я решил писать полностью с нуля и хостить его в Яндекс Облаке.

Я понимал, что работы очень много, и необходимы сильные разработчики, поэтому первым делом я позвал своего друга Илью Самарина. Он почти в одиночку написал мобильное приложение и вдобавок сильно помог с серверной частью. Также вызвалась помочь моя жена, которая недавно уволилась из Яндекса. Вместе мы посчитали, что надо успеть в начале апреля выпуститься в Google Play и AppStore.

Накидали список функций для MVP, получилось что-то такое:

1. Экран пользователя / подписки / поиск пользователей
2. Посты / лайки / комментарии
3. Сторис
4. Перенос профиля из Instagram*
5. Поддержка видео, каруселей в постах
6. Если успеем, то еще директ

План был элементарно простой: сделать все это, выпуститься в сторы и потом закинуть новость во все СМИ, что в отличие от фотошоперов мы смогли реально взять и запустить достойное приложение.

Но мы боялись, что в случае успеха может одновременно прийти много людей, и сервера не справятся с нагрузкой. Поэтому нам нужен был человек, который имел опыт построения высоконагруженных систем. Я обратился к еще одному другу Тимуру Мухитдинову, он спроектировал архитектуру серверной части. И вот так нас стало четверо.

Архитектура ленты публикаций
Архитектура ленты публикаций

И дальше 3 недели был непрерывный кодинг, мы сидели каждый день часов по 16-20. Каким-то образом удавалось спать по 5 часов и оставаться бодрым. Единственный день, когда я выспался – у друга на дне рождения, потому что я не взял с собой ноутбук, и мозг видимо решил, что можно отдохнуть. Пришлось брать еще 2 недели отпуска за свой счет.

Запуск

28 марта. В этот день была объявлена дата выхода Россграм. Мы следили за новостями и увидели, что Россграм ожидаемо не запустился, но зато запустились еще несколько проектов. Причем это были голые приложения без историй/директа/видео. Как будто люди просто взяли готовый пример с гитхаба, переделали дизайн и запустили. И для меня было большим удивлением, что десятки тысяч людей готовы были это устанавливать через APK в телеграм-каналах и TestFlight (тестовая система для приложений AppStore), потому что в сторах приложений не было. Но мы не отчаялись, мы на тот момент понимали, что можем сделать намного лучше.

8 апреля. Мы запустили бета-тестирование. Успели сделать все, что планировали, в том числе и директ, работало все глючно, дизайн был убогий (да его просто не было). На многих экранах не было пагинаций, приложение часто вылетало. И мы начали потихоньку звать народ. В основном мы использовали для этого телеграм-каналы и группы наших конкурентов, таргет на них и их соцсети. В апреле пришло около 1000 первых пользователей. Not great, not terrible.

Записываем <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FwQ5uHWa7Ki8&postId=658234" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">обзор обновления</a> у меня в квартире
Записываем обзор обновления у меня в квартире

Развитие

Я и другие со-основатели уволились с основных работ, и на протяжении следующих 3 месяцев мы улучшали качество приложения, добавили огромное количество новых функций, заказали новый дизайн. Одной из целей было сделать абсолютно все, что есть у конкурентов, чтобы безоговорочно их превосходить. И конечно же, мы постоянно общались с пользователями, чтобы понять, что они хотят. Не буду хвастаться и подробно описывать достижения, в нашем телеграм-канале можно полистать описания релизов. Я сейчас на них смотрю, и слабо представляю, как возможно сделать столько работы вчетвером за такое короткое время.

Конечно, у нас были проблемы. Мы никак не могли подружиться с PR, о нас почти никто не хотел писать. Даже новость о том, что Instagram хочет удалить нас из Google Play из-за слова GRAM в названии, мы не смогли раскрутить. У нас отсутствовал маркетинг, почти не было денег на рекламу. В какой-то момент VK без объяснения причины отказался размещать рекламу нашего продукта на всех своих площадках (а это вообще законно?) . Нам нужны были селебрити и блогеры для раскрутки, либо крупный игрок в медиа-бизнесе, но мы не могли никак их привлечь.

М – Монополия
М – Монополия

Тем не менее у нас был хороший органический рост. Люди звали других людей, и в итоге каждый день регистрировалось от 300 до 1000 людей. Хоть мы не маркетологи, но мы активно следили за ASO. И это забавно, что мы были на 1 месте по запросу «россграм» в сторах, что давало лишних 30-50 регистраций в день.

Август. Мы поняли, что тонны кода, которые мы пишем, не сильно помогают привлечь людей, и надо заниматься привлечением инвестиций для запуска рекламы. Мы продумали модель монетизации, посчитали расходы, метрики, юнит-экономику, сделали презентацию и начали ходить по инвесторам. Было много неудач, но нами заинтересовалось несколько фондов. На тот момент у нас было около 50 тысяч установок, ~4к DAU и ~25к MAU.

Я бы сказал, что август был шикарным месяцем. У нас был развивающийся проект, мы все еще не были уверены, насколько он перспективный, но он рос, людям заходило, мы держали высокий темп разработки. Все время казалось, что вот-вот выстрелит.

Начало конца

21 сентября. Я проснулся в 11 утра, потому что до 5 утра монтировал видео-обзор очередного обновления, открываю телеграм и вижу, что мир опять изменился. Я так был занят Freegram, что вообще не смотрел новости все это время, и это, надо сказать, очень помогает отвлечься от депрессивных мыслей. Но 21 сентября никакой Freegram не мог мне помочь. Единственное, о чем я думал, это как гарантировать безопасность себе и своей семье. Поэтому я взял первые попавшиеся билеты и на следующий день уехал из России.

24 сентября. Мы более менее осознали, что происходит, и после первого шока для нас стало очевидно, что мы не можем дальше развивать Freegram. Разработчикам нужно искать работу, чтобы сделать себе визы, инвестиции для такого проекта найти за пределами России маловероятно, да и мотивация у всех упала в ноль. Более того, изменение ситуации вынудило бережнее относиться к деньгам, которые до этого улетали очень быстро.

Но просто взять и все отключить не поднималась рука. Мы видели, что наша сеть опережала на голову многих конкурентов, наша аудитория активно росла, а пользователи были в восторге от функционала. У нас появилась группа волонтеров, которые помогали нам в чате обратной связи и тестировании новых версий. Было вложено много сил, и была маленькая надежда, что мы найдем способ развивать проект.

Первым делом мы сократили расходы на сервера с 130к в месяц до 80к, убив все реплики, брокер сообщений и снизив количество серверов. Дальше мы доделали релиз, который был готов еще в сентябре. И следующие 5 месяцев мы периодически пытались что-то сделать, но работоспособность была нулевая, потому что все осознавали, что перспектив нет.

Это было очень сложное время, потому что ты садишься что-то делать, на следующий день ты понимаешь, что это все не имеет смысла, потом ты видишь, что твое приложение попало на 13 место в AppStore и опять пытаешься найти способы все это поддерживать. И так день за днем.

Freegram на 13 месте в AppStore
Freegram на 13 месте в AppStore

Финал

17 февраля 2023. Юристы из Instagram смогли добиться своего, и Google Play удалил Freegram из стора. Мы до этого консультировались с юристами, и, по правде говоря, в России товарный знак «GRAM» не запатентован, а это значит, что скорее всего мы бы могли запатентовать Freegram и могли бы использовать это название хотя бы в России, а вполне возможно, и во всем мире. Я до последнего не очень верил, что Google будет без суда и доказательства смешения брендов удалять приложение по просьбе Instagram. Но оказалось, что будет. В общем-то я не юрист, а денег на юристов уже давно нет, так что мои размышления тут бессмысленны.

К этому моменту мы уже несколько раз обсуждали, что пора прекращать тратить деньги, надо закрываться и двигаться дальше. Но все время что-то останавливало, наша последняя мысль была о том, что мы должны как можно быстрее сделать хоть какую-то монетизацию, чтобы проект самоокупался, а развивать может быть получится в свободное от работы время. Мы поставили себе дедлайн на переименование, возвращение в Google Play и внедрение монетизации, но в итоге успели только сменить название.

1 апреля 2023. Мы объявили новое название и сделали релизы в App Store и AppGallery. Мы не могли даже отправить релиз в Google Play, пока Instagram не отзовет свои претензии, поэтому Google Play мы отложили. Мы выбрали название Phoetry. В итоге это оказалось неудачным решением, потому что большая часть нашей аудитории не знает английский, и название для них оказалось сложным. Более того, мы сделали объявление 1 апреля, из-за чего многие вообще не понимали, это прикол или серьезно. В целом, это не так страшно, можно либо еще раз поменять название, либо просто проигнорировать негатив и жить с этим названием. Но с другой стороны негатив помог принять решение, которое мы не могли принять последние 6 месяцев: пора закрывать проект и двигаться дальше.

Поэтому мы объявили о закрытии Freegram. Сервера будут выключены 16 апреля в 23:59 по Москве. Мы разошлем в директ ссылки на опубликованный в сети контент.

Деньги

Freegram целиком финансировался на личные деньги основателей. Во время активного развития нам казалось, что нужно сфокусироваться только на росте аудитории, а дальше привлекать инвестиции. И что нельзя отталкивать людей жалкой попыткой на них заработать. Так что наш доход составил 0 рублей. Что меня вполне устраивает, потому что мне больше нравится идея создавать что-то рискованное и перспективное, нежели гнаться за мелким заработком, как бы наивно это ни звучало.

Наши расходы можно было сократить как минимум раза в 2. Когда мы разворачивали инфраструктуру, мы готовились потенциально к нагрузке в 1 миллион пользователей в день. Поэтому у нас были реплики, Apache Kafka для асинхронных задач, S3, PostgreSQL, MongoDB для неструктурированных данных и Elastic Search для поиска по хештегам и профилям. Везде была предусмотрена возможность горизонтального масштабирования.

4 разработчика (мы) работали бесплатно, поэтому мы сэкономили примерно 15 миллионов. Но мы несколько раз обращались за помощью к дизайнеру, юристу, пиарщикам и даже какое-то время у нас был человек, который занимался поддержкой.

Рекламу мы запускали только на старте, чтобы придать хоть какой-то импульс, так что затраты на рекламу были минимальные, что не может не радовать.

Мы не считали, сколько точно мы потратили денег. Но я думаю, можно наши расходы расписать следующим образом:

  • Сервера – примерно 1.5 миллиона рублей за 12 месяцев
  • Оплата сотрудников – 400 тысяч рублей
  • Реклама – 50 тысяч рублей

Выводы

Когда мы начинали проект, мы осознавали, что это очень амбициозно и рискованно, потому что есть масса внешних неконтролируемых факторов, из-за которых проект может умереть. В итоге так и получилось, но некоторые моменты мы для себя почерпнули.

В образовавшейся после ухода Инстаграм нише важно было запуститься максимально рано. Наши конкуренты запускали лендинги и выпускали сырые приложения, что на волне хайпа дало им сильный толчок в узнаваемости. В то же время мы боялись выпускать сырой продукт. Боялись раздавать APK-файлы в телеграм-канале, потому что думали, что нужно обязательно сначала выложиться в сторы.

Также очевидно, что одних программистов недостаточно, чтобы запустить хороший продукт. На старте мы это понимали и всячески пытались привлечь специалистов по PR и маркетингу. Мы явно приложили недостаточно усилий, чтобы найти таких людей.

Поэтому можно сказать, что нам не хватало CEO, который будет фулл-тайм питчить проект, пытаться заинтересовать блогеров, людей из медиа-бизнеса, работать с PR и улучшать узнаваемость бренда.

Заключение

И вот я опять работаю разработчиком в крупной компании. Но теперь в Лондоне. Несмотря на неуспех, я очень рад, что мы решили попробовать. В найме мне повезло работать на интересных проектах, но это не сравнится с ощущением, когда люди скачивают твой собственный продукт, пользуются им, критикуют и хвалят. Так что уверен, что в будущем нас ждут успешные запуски. Закончим минуткой статистики:

105,087 зарегистрированных пользователей
1,020,726 публикаций
12,702,157 лайков
359,424 историй
1,609,807 сообщений в директе
880,044 комментариев
56,000 строк кода в мобильном приложении
20,000 строк кода на бекенде
10 минут даунтайма за год

Если вдруг вы хотите запустить подобный продукт или развивать Freegram, то мы готовы продать код проекта по себестоимости. Пишите мне в телеграм @dgrachev28

* Meta признана экстремистской организацией в РФ. Instagram принадлежит Meta

4242
55 комментариев

Вы молодцы, что начали и продолжали, несмотря ни на что. Нашему проекту уже 4 года, и пока он не приносит дохода нам, основателям (но исправно платим сотрудникам). Периодически посещают мысли о закрытии, но мы не сдаемся - кажется, вот еще чуть-чуть, и будет рывок. Верю в это!

12
Ответить

А чтотза проект у Вас, если не секрет?

1
Ответить

Крутой опыт!! Это того стоило! Удачи в дальнейшей работе!
Мне как пользователю визуал фриграмма и функционал понравился!

11
Ответить

Денис, вы с Машей и со всей командой большие молодцы!
Получили колоссальный опыт, теперь пора двигаться дальше!👍🏼
Я уверена, что у вас впереди будут не менее крутые проекты.
Так держать!🏆

10
Ответить

У вас классная команда! Я очень надеялась что проект взлетит, он удобнее чем те продукты, что есть на рынке. Безмерно грустно это читать, как пользователю вашего детиша. Были бы финансы - проспонсировала 😁 😭😭

10
Ответить

Год из жизни соц сети, разработчиков и пользователей, а можно написать целую книгу или пособие.
Интересно прочитать, посмотреть на этот год с другой стороны.
Очень жаль, что приходится закрываться 😔

10
Ответить

У меня только один вопрос к таким как ты : надеюсь ты больше не вернешься в Россию?

5
Ответить