Уже 65 000 точек выдачи: российский аналог iHerb обогнал Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» по количеству ПВЗ

Онлайн-магазин витаминов в 2022 году увеличил выручку в 8 раз, несмотря на экономическую нестабильность, проблемы с логистикой и высокую конкуренцию. Как развивать нишевый маркетплейс в период неопределённости — опыт предпринимателя.

В рубрике «Масштаб мышления» разбираем, как нестандартная идея, креативное мышление и инновационный подход помогают предпринимателю масштабировать бизнес. Своими подходами в бизнесе делятся резиденты бизнес-клуба «Атланты».

Привет! На связи Максим Ермолаев, владелец и коммерческий директор iTAB. До 17 лет я жил в Пензе и не думал, что стану владельцем российского аналога iHerb. Компания iTAB — онлайн-магазин, в котором продаются витамины и натуральные экологичные товары для здоровья. Это один из первых нишевых маркетплейсов на российском рынке e-commerce: мы запустились в 2020 году. Сейчас в России около 40 сервисов, которые продают конкретный продукт. По прогнозам, в ближайшие 5 лет количество таких платформ превысит сотню.

Нишевый маркетплейс — довольно прибыльный бизнес: за прошлый год мы выросли в 8 раз и рассчитываем на кратный рост в этом году.

Конечно, в нашем бизнесе есть «подводные камни». Делюсь своим опытом.

Это я с женой Джессикой — генеральным директором iTAB.
Это я с женой Джессикой — генеральным директором iTAB.

С какими проблемами столкнулись

Я пришёл в бизнес из найма — работал в СИБУРе, потом в НИПИГАЗе. Параллельно вёл свои проекты и уволился, когда оборот каждого из 3 моих бизнесов превысил 130 млн рублей. Поначалу не знал каких-то вещей, которые теперь кажутся обыденными. Не хватало наставника, которому можно задать вопрос.

Вот с какими проблемами мы в iTAB столкнулись за 3 года:

  • Непредсказуемая логистика. Когда запускались, не рассчитывали, что iHerb уйдёт с российского рынка, а мы быстро наберём популярность. Но в прошлом году количество заказов постоянно росло и наша логистика не выдержала. Пришлось постоянно искать новые помещения под склад, нанимать новых сотрудников.
  • Сильные конкуренты. С самого начала мы понимали, что бесполезно соперничать с такими гигантами, как Wildberries и Ozon. Стоял вопрос — как привлечь к себе аудиторию?

У нашего маркетплейса много преимуществ: качественные продукты, понятный интерфейс, доставка от 1 дня. Искусственный интеллект напоминает клиенту, когда покупать новую упаковку витаминов. Но если бюджет на рекламу ограничен, только на качественном сервисе и сарафанке выехать сложно.

<p>Мы продаём более 1000 различных продуктов: например, витамины, лазерные аппараты для зрения и дыхательные тренажёры. Один из поставщиков оборудования — компания Prodex. С её управляющим собственником — Татьяной Епифановой — познакомились в «Атлантах».</p>

Мы продаём более 1000 различных продуктов: например, витамины, лазерные аппараты для зрения и дыхательные тренажёры. Один из поставщиков оборудования — компания Prodex. С её управляющим собственником — Татьяной Епифановой — познакомились в «Атлантах».

Как сейчас развиваем iTAB

В 2021 году я стал резидентом «Атлантов» и начал перенимать опыт других предпринимателей. Коллеги по клубу подсказали несколько необычных решений, с помощью которых я смог масштабировать бизнес.

Мыслим нестандартно. На одном из ужинов Михаил Воробьёв, сооснователь компании «ЭР-Телеком», посоветовал: «Не надо заниматься тем, в чём вы не разбираетесь. Подключайте другие платформы, а сами занимайтесь бизнесом». В этот момент мне и пришла идея: iTAB пойдёт нестандартным путём, мы не будем открывать собственные пункты выдачи заказов. Так мы остались онлайн-платформой, но нашли ответственных подрядчиков, которым доверили доставку товара. Благодаря этому решению мы сэкономили на логистике и в то же время стали крупнейшим в России сервисом по продаже и доставке товаров для здоровья.

Воплощаем безумные идеи на практике. Мы смогли договориться с Почтой России, Boxberry, 5post и другими компаниями. В итоге у нас уже 65 тысяч точек выдачи по всей стране — это больше, чем у Wildberries (27 тысяч), Ozon (16 тысяч) и «Яндекс Маркет» (10 тысяч), вместе взятых. Забрать заказ очень просто: у нас широкая география доставки и у каждого клиента рядом с домом точно есть как минимум 1–2 точки выдачи. Например, можно оформить доставку в магазины «Пятёрочка» и «Перекрёсток». А почтовые отделения есть во всех регионах страны. Мы доставляем товары туда, куда не могут добраться Ozon и Wildberries, — это наше преимущество перед конкурентами.

Нестандартная идея делегировать доставку помогла увеличить количество лояльных пользователей не только в России, но и по всему миру: недавно даже поступил заказ из Китая.

С помощью наших партнёров привозим заказы даже за полярный круг и отправляем за границу. Доставка заказа от 5 тысяч — бесплатная, решаем вопрос с доставкой заказов стоимостью ниже 5 тысяч.
С помощью наших партнёров привозим заказы даже за полярный круг и отправляем за границу. Доставка заказа от 5 тысяч — бесплатная, решаем вопрос с доставкой заказов стоимостью ниже 5 тысяч.

Используем комплексный маркетинг. Для продвижения мы привлекаем трафик всеми возможными способами. Это и performance-маркетинг (контекст, таргет VK), и контент-маркетинг, и кросс-маркетинг, и инфлюенс-маркетинг, и партизанский маркетинг. Признаюсь — мы активно эксплуатируем позиционирование себя как аналога iHerb, хотя функционал платформы гораздо шире. В таргете пользуется популярностью креатив «iHerb вернулся». За год iTAB превратился в крупнейшего рекламодателя в «Яндекс Директе» в области БАДов и добавок для здоровья. Каждый месяц увеличиваем бюджет на маркетинг на 10–15% от оборота, контекст масштабируем на 10–20%.

Приглашаем амбассадоров. С нами сотрудничает уже более 1000 амбассадоров — нутрициологи, врачи, health-коучи, фитнес-тренеры. Процесс регистрации максимально автоматизирован: специалисты регистрируются на платформе, мы проверяем их квалификацию, подтверждаем авторизацию и даём промокод: по нему эксперт получает 5% кешбэка за нового клиента и подарки от нашей компании, а клиент — скидку в 5%. Обычно амбассадоры делятся промокодом в соцсетях. Врачи прямо на сервисе формируют набор необходимых пациенту витаминов и отправляют клиенту список, который можно заказать в один клик.

Оказалось, амбассадоры — самый эффективный маркетинговый канал: они приносят 48% трафика. Сейчас мы активно используем этот метод и планируем к концу года набрать 15 тысяч амбассадоров.

Копируем удачные решения конкурентов. В марте мы запустили программу лояльности — iTAB+. Авторизованные пользователи получают кешбэк баллами с каждого заказа — до 2% от стоимости, а за отзыв о товаре — гарантированные 25 баллов. С помощью iTAB+ мы планируем повысить лояльность потребителей и увеличить LTV — прибыль, которую приносит клиент за всё время работы с ним. Если вам кажется, что проект iTAB+ похож на «Яндекс Плюс», вы нас раскусили. Мы взяли «Яндекс Плюс» как рабочую модель, немного докрутили и сейчас дополняем своими фишками, в том числе инструментами из кросс-маркетинга.

Мне, как владельцу бизнеса, легче соглашаться на внедрение продуктов, которые уже удачно «зашли» на рынке. Но не всем это отзывается. В «Атлантах» мы откровенно общаемся с коллегами-предпринимателями на разные темы. Как-то Александр Падар, основатель и генеральный директор сети офтальмологических центров «Омикрон», поделился, что тоже использует этот подход и старается применять проверенные инструменты. Тогда я понял, что действительно иногда не надо изобретать велосипед — это сэкономило мне кучу времени и сил.

Совмещаем операционку и новые проекты. У нас для этого есть система «Птицы», которая объединяет стратегию, операционное и проектное управление: голова — стратегии, одно крыло — операции, другое — проекты.

Я сам бывший проектный менеджер и сейчас занимаюсь проектом внутри компании. От Максима Манхаева, управляющего партнёра АО «ОВЛ-Энерго», я услышал о системе работы через бизнес-юниты. В компании для развития таких бизнес-юнитов я определил 3 направления, с которыми можно выйти на внешний рынок. Это маркетинг, разработка и фулфилмент — услуги по логистике. В этих сферах я сейчас набираю «лишних» специалистов. Скоро начнём продавать услуги внешним клиентам, чтобы отбить стоимость для iTAB и сделать маркетинг бесплатным для нас. Клиенты уже приходят ко мне и просят личные консультации по маркетингу.

Выходим на новые рынки. Недавно заключили контракт с турецким производителем добавок Venatura: скоро фабрика выпустит монодобавки и комплексы витаминов под нашим брендом. Следующий этап — развитие iTAB Global. Планируем полностью заместить iHerb в России и привезти зарубежные добавки, а затем полноценно выйдем на мировой рынок.

Сотрудничаем с другими предпринимателями. Без участия резидентов бизнес-клуба «Атланты» я бы точно не смог увеличить выручку в 8 раз всего за год. Простой пример — резидент клуба построила финансовую модель iTAB, которая стала основой стратегии на 5 лет. Участники клуба помогли правильно декомпозировать финмодель и расшифровать.

Я часто обращаюсь к резидентам с проблемными вопросами по бизнесу. Например, сейчас «Атланты» помогают разрулить ситуацию с платёжной системой QIWI — мы с ними договариваемся о сотрудничестве, но процесс затянулся. Был похожий кейс с Тинькофф: там даже не понадобилось шесть рукопожатий — резиденты всегда знают, с кем связаться. В итоге банк подключил нам все необходимые сервисы, в том числе «Долями».

А когда нам потребовалась помощь с логистикой, товары из Турции привёз резидент Алексей Наджар, основатель Free Lines Company.

В клубе мы постоянно общаемся друг с другом на встречах, переписываемся в чате, даём обратную связь по проектам. Безопасная атмосфера помогает генерить новые идеи.

Резюмирую

Нестандартные идеи, комплексный маркетинг и поддержка единомышленников — вот что помогает мне развивать компанию. Если вы только заходите на рынок нишевых маркетплейсов, не бойтесь использовать необычные инструменты: главное — чтобы они решали задачи вашего бизнеса.

99
33 комментария

//Мы доставляем товары туда, куда не могут добраться Ozon и Wildberries, — это наше преимущество перед конкурентами.

В тех местах всё очень плохо с платёжеспособным спросом.


//iTAB пойдёт нестандартным путём, мы не будем открывать собственные пункты выдачи заказов. Мы смогли договориться с Почтой России, Boxberry, 5post и другими компаниями.

А iHerb разве не так работал? Что у вас тут нестандартного? Тысячи екомов в России так работают. Собственно, поэтому боксберри и другие и существуют

6
Ответить

iTAB пойдёт нестандартным путём, мы не будем открывать собственные пункты выдачи заказов.

Потому что заказы у них легкие и маленькие таблетки. А не потому что они такие супер умные.

Ответить

Можно критерии, по котором данный магазин - аналог iHerb?

1
Ответить

Добрый день, Сидор!)
Наверное, нам следует более подробно рассказать об этом, чтобы для Вас и других читателей картина стала более чёткой)

Что же объединяет нас, iTAB, и iHerb? Кроме буквы i в начале 😂

Биодоступные вещества
Высокие дозировки
Безопасность дополнительных ингредиентов
Уникальные составы

Все это столпы, на которых мы выстраивали ассортимент. Кстати, попасть к нам не просто - сначала нужно пройти специальную медицинскую комиссию, которая опирается на критерии выше и не только.

Разберём подробнее.
1. Биодоступные составы. Любое активное вещество, будь то витамин или минерал, существует как в активной (родной для организма), так и в неактивной форме. Неактивная форма - дешевле для производителя, но зачастую не приносит пользы потребителю. iHerb, как локомотив американского рынка БАД, открыл россиянам эту разницу. Большинство (не все) продуктов были там как раз в активных формах, отчего потребители и чувствовали эффект. Мы придерживаемся аналогичного подхода, 99% наших продуктов - это активные формы. Более того, мы буквально заставляем (и консультируем) производителей на них переходить, потому что по развитию российский рынок действительно уступает американскому.

2. Высокие дозировки. Ещё одна причина любви к iHerb, потому что тоже влияет на эффективность продуктов. Аналогично поступаем и мы: там, где нас не ограничивают нормы российского технического регламента таможенного союза (они по некоторым веществам сильно ниже американских, европейских и тд), мы делаем максимально высоко. Члены нашей команды, наши амбассадоры - это интегративные врачи, нутрициологи, health-коучи, которые на практики понимают ценность данного пункта.

3. Безопасность дополнительных ингредиентов - это не пустой для нас звук. Мы не пропускаем продукты с диоксидом титана и многими другими стоп-ингредиентами, список которых разработан главой медицинского отдела. Кстати, это уже не аналогично iHerb, а такого даже у них не было. Их производители , конечно, в целом делают безопаснее, чем наши (в силу многолетнего опыта и исследований), но как площадка они за этим не следят.

4. Уникальные составы. Когда iHerb ушёл, многие потребители остались без по-настоящему жизненно необходимых продуктов. Диабетики, родители детей с особенностями, анемийщики - это лишь малая часть. В этот момент мы не просто искали 24/7, мы начали производить. Производить то, чему нет аналогов. В-комплекс только в активных формах в жидком виде в высоких дозировках. Магний в 5 активных формах. Растительный мелатонин с активным В6. Коллоидное железо с микроэлементами. Перечислять можно долго, но я хочу показать, какая колоссальная работа команды и небезразличие к потребностям клиентов стоит за нашим делом.

Надеюсь, что я смогла ответить на Ваш вопрос и рассказать о наших принципах более подробно. Ибо очень обидно, когда прилагаешь много усилий, а это в момент пытаются обесценить =)

2
Ответить

Ниша, название, интерфейс 😹

Ответить

На айхëрбе огромный выбор качественного спортпита, для меня это было существенно, а витаминки в любой аптеке

1
Ответить

Добрый день!
Спасибо за комментарий. Ассортимент спортпита у нас пока, действительно, не развит. Какие бренды Вам больше всего нравились на iHerb?

1
Ответить