Регистрируем товарный знак

Пошаговая инструкция для предпринимателей.

Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Им может быть логотип, слоган, название продукции или особая форма упаковки — то есть интеллектуальная собственность бизнеса, которую стоит защищать от конкурентов.

Государство гарантирует юридическую защиту только тем объектам, которые зарегистрированы в качестве товарного знака. В нашей инструкции о том — из каких этапов состоит регистрация, сколько это может стоить и как много времени займёт.

Зачем регистрировать

Главная цель — защитить права на товарный знак. Регистрация обезопасит бизнес:

  • от недобросовестной конкуренции;
  • от обвинений в незаконном использовании товарного знака.

А также позволит продвигать и рекламировать товары и услуги без риска получить административный штраф, так как любая реклама с использованием незарегистрированных товарных знаков признаётся недобросовестной.

Право на товарные знаки относится к сфере прав интеллектуальной собственности и регулируется главой 76 Гражданского кодекса.

Существует также синонимичный термин — «знак обслуживания». Он используется, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель занимается не производством товаров, а оказывает услуги.

В остальном правила Гражданского кодекса не делают разницы между товарным знаком и знаком обслуживания и одинаково применяются к обоим терминам.

Разработка товарного знака

При создании товарного знака стоит обратить внимание на то, что он может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Патентные поверенные рекомендуют регистрировать товарный знак в том виде, в котором он будет использоваться.

Товарный знак может представлять обозначение:

  • словесное (Samsung Galaxy S);
  • изобразительное (золотая буква «M» у McDonald's);
  • кобминированное (МТС и овал на красном фоне)
  • объёмное (банка Coca-Cola);
  • изменяющееся (знак Nokia с соединяющимися руками);
  • звуковое (заставка кинокомпании Metro Goldwyn Mayer);
  • и так далее.

Включить в одну заявку на регистрацию несколько цветовых сочетаний логотипа не получится. Каждое обозначение требует заявки на регистрацию и отдельной оплаты пошлин.

Проверка уникальности товарного знака

Это необязательный шаг, но ещё до подачи заявки в Роспатент можно проверить товарный знак на уникальность. Если на экспертизе выяснится, что он очень похож на уже зарегистрированный (или заявленный на регистрацию) знак в аналогичной категории товаров или услуг, то в регистрации откажут.

Проверку можно выполнить самостоятельно при помощи бесплатных сервисов. Например, с помощью сайта «Онлайн-патент» или сервиса «Линкмарк».

Но есть проблема: бесплатные сервисы ищут только по уже зарегистрированным товарным знакам. Если другой предприниматель только подал заявку на похожий товарный знак, сервисы этого не покажут.

Также можно заказать платную проверку у частных компаний (это стоит от 7000 до 15 тысяч рублей) или обратиться в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС).

В зависимости от объёма, услуги ФИПС стоят от 4130 рублей (поиск по одному словесному обозначению и одному классу международного классификатора товаров и услуг) до 47 200 рублей (поиск по всем 45 классам). Проверка длится до 20 суток.

Выбор классов международного классификатора товаров и услуг (МКТУ)

МКТУ используется для определения тех товаров и услуг, которые будут продаваться под товарным знаком.

Полный перечень классов и их описание можно найти на сайтах МКТУ и других патентных организаций.

Разобраться в нём нетрудно: классификатор состоит из 45 классов. С 1 по 34 описываются товары. С 35 по 45 — услуги.

При подаче заявки в Роспатент помимо класса МКТУ необходимо указать перечень конкретных товаров или услуг, для которых будет использоваться товарный знак.

Подача заявки в Роспатент

Для подачи заявки на регистрацию товарного знака необходимо собрать пакет документов.

1. Заявление о регистрации обозначения как товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения. Скачать шаблон заявки для заполнения можно на сайте Роспатента. Там же есть пример заполнения.

2. Обозначение, которое подаётся на регистрацию. Представляется в двух экземплярах. Один экземпляр приводится в заявлении — в графе с кодом «540». Можно вставить изображение на этапе заполнения электронной формы или вклеить позже. Во втором случае изображение должно быть напечатано на плотной, прочной бумаге 8х8 см (допускается 8х10 см). Второй экземпляр того же размера предоставляется на подписанном приложении.

3. Перечень товаров и услуг, для которых запрашивается регистрация товарного знака, и которые сгруппированы по классам МКТУ.

4. Описание заявляемого обозначения. Оно приводится в заявке в графе с кодом «571». Описание служит для пояснения сути обозначения и его идентификации.

5. Согласие на обработку персональных данных. Скачать форму можно на сайте Роспатента.

6. Квитанции об оплате госпошлин.

Оплата пошлин

Нужно оплатить две госпошлины.

  1. Регистрация заявки на регистрацию товарного знака и принятие решения по заявке на товарный знак по результатам формальной экспертизы. Стоимость пошлины — 3500 рублей для пяти классов МКТУ, за каждый последующий класс цена увеличивается на 1000 рублей.
  2. Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по её результатам. Стоимость пошлины — 11 500 тысяч рублей для одного класса МКТУ, за каждый последующий — цена увеличивается на 2500 рублей.

Для более точного расчёта можно воспользоваться калькулятором пошлин.

Как подать заявку

1. В онлайне через сайт ФИПС или через сайт «Госуслуг».

Преимущества:

  • регистрация заявок и дополнительных документов производится круглосуточно, без перерывов на выходные и праздничные дни;
  • есть скидка в 30% на пошлину за подачу электронной заявки;
  • вся переписка по заявке ведётся в электронном виде.

Но помните, что для этих способов понадобится получить квалифицированную электронную подпись. Сделать это можно в любом удостоверяющим центре, аккредитованном в Минкомсвязи.

Также придётся настроить компьютер для работы с электронной подписью: установить криптопровайдер, личный сертификат и цепочку сертификатов для него, программное обеспечение «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in».

2. Лично, посетив Роспатент по адресу: Москва, Бережковская набережная, дом 30, корпус 1.

3. Почтовым отправлением по адресу: Роспатент, Бережковская набережная, дом 30, корпус 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, Российская Федерация.

4. По факсу +7 (495) 531 63 18 с последующим предоставлением оригиналов документов.

5. Через патентного поверенного.

Стоимость регистрации этим способом будет зависеть от набора услуг, включённого в пакет, и компании, которая будет заниматься регистрацией.

Например: «Онлайн-патент»: от 22 400 рублей, «Патентус»: от 22 500 рублей, юридическая фирма «Башук/Чичканов»: от 29 тысяч рублей (включая проверку уникальности товарного знака).

Документы поданы — что дальше

Дальше нужно набраться терпения и выдержать две экспертизы.

Формальная экспертиза

Сперва начинается этап формальной экспертизы заявки: Роспатент проверяет наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям. По результатам экспертизы заявка или принимается к рассмотрению, или завитель получает отказ.

Максимальный срок проведения формальной экспертизы — один месяц.

Экспертиза заявки на товарный знак по существу

На этом этапе происходит проверка будущего товарного знака на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и на схожесть с другими регистрируемыми товарными знаками.

Максимальный срок проведения этой экспертизы — 12 месяцев.

Если во время проверки выяснится, что обозначение не соответствует законодательству, заявитель получит уведомление, в котором будет предложено в течение шести месяцев предоставить доводы относительно приведённых в уведомлении мотивов.

Роспатент направляет уведомление, если выясняется, что регистрация товарного знака не может быть осуществлена полностью или в отношении части заявленных товаров.

Максимальный срок рассмотрения ответных доводов заявителя — два месяца.

Получение свидетельства о регистрации

Если по регистрации заявленного обозначения принято положительное решение, необходимо оплатить ещё две пошлины.

  • Пошлина за регистрацию товарного знака. Стоимость — 16 тысяч рублей за пять классов МКТУ, цена увеличивается на 1000 рублей за каждый последующий класс.
  • Пошлина за выдачу свидетельства на товарный знак. Стоимость — 2000 рублей.

Свидетельство на товарный знак выдаётся Роспатентом в течение месяца со дня регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.

После этого предприниматель может отметить товарный знак специальным символом — ®. Он означает, что товарный знак охраняется законом на территории Российской Федерации.

Вкратце

Алгоритм регистрации товарного знака выглядит так:

  • Разработать товарный знак.
  • Проверить его уникальность (это занимает до 20 дней)
  • Выбрать классы из Международного классификатора товаров и услуг.
  • Подать заявку в Роспатент.
  • Оплатить две пошлины.
  • Выдержать две экспертизы (это может занять чуть больше года)
  • Заплатить ещё две пошлины и получить свидетельство о регистрации товарного знака.

Если регистрировать товарный знак самостоятельно, на это может уйти чуть больше 80 тысяч рублей. Из этой суммы 33 тысячи рублей приходятся на государственные пошлины.

5151
69 комментариев

Эх, бюрократия. Спасибо за статью

6
Ответить

Мда. У меня в Великобритании заняло 2 месяца и то только потому что ждали возражений от владельца похожего знака.

2
Ответить

а как регистрировать товарный знак для международного рынка?

2
Ответить

Нужно в каждой стране регистрировать новый товарный знак

1
Ответить

"Если регистрировать товарный знак самостоятельно, на это может уйти чуть больше 80 тысяч рублей. Из этой суммы 33 тысячи рублей приходятся на государственные пошлины." – а остальные 47 000 это что?

2
Ответить

Услуги патентных поверенных

Ответить

"...любая реклама с использованием незарегистрированных товарных знаков признаётся недобросовестной" - чот вы гоните.

2
Ответить