Статья «Влияние родителей на формирование «синдрома отличника»»

Аннотация. Синдром отличницы или отличника - что это такое? Так называют стремление человека быть в определенном деле (а иногда и во всем) лучше окружающих и при этом получать одобрение от значимых для него людей. По сути, это болезненная зависимость от мнения окружающих, желание быть всегда первым, страх оказаться не на высоте. В данной статье, я хочу рассмотреть еще одну из причин, как родители могут повлиять на формирование у ребенка «синдрома отличника».

Ключевые слова: «синдром отличника», влияние родителей, причины появления, родители и дети.

Формируется этот синдром еще в детские годы. Первый признак - когда школьник старается заслужить похвалу со стороны взрослых (педагогов и родителей в первую очередь) отличными оценками. Вторая причина - постоянное сравнение ребенка с кем-то другим, который все делает лучше.

Заодно закладывается еще и комплекс неполноценности. Третьей причиной становится явное или скрытое родительское неодобрение, когда ребенок приносит из школы не только «тройки», но и «четверки», и даже «пятерки с минусом». В результате у ребенка складывается стойкое убеждение, что любовь родных и близких людей можно заслужить, только если все делать идеально.

Главной причиной, которую я хочу рассмотреть, является заложенная родителями установка, что только отличники могут добиться в жизни успеха и счастья. Все слышали в детстве фразу: «Будешь плохо учиться - тебя только дворником на работу возьмут!». У ребенка складывается четкое понимание, что чем лучше он будет учиться, тем лучше будет его жизнь. Но это не так работает.

В странах бывшего СССР сложилось устоявшееся мнение о том, что дети, которые получают хорошие оценки, хорошо устраиваются в жизни.

Некоторые студенты, благодаря воспитанию родителей, реально считают, что получение красного диплома позволит устроиться на хорошую работу и жить в роскоши. Тех, кто получает тройки, почему-то считают глупыми людьми. Таким студентам «не светит» светлое будущее. Успешные личности (которые плохо учились или вообще не окончили колледж), как Марк Цукерберг, Томас Эдисон, Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн не переубеждают общество в обратном

Удивительно, но у каждого взрослого человека есть успешный одногруппник или одноклассник, который учился на одни тройки. Но даже такие реальные примеры забываются, когда ребенок приносит домой дневник с плохой отметкой.

Перед тем, как объяснить родителям что оценки не главное, нужно понять, что взрослые люди оценивают окружающих по уровню дохода. Большинство детей не могут зарабатывать, поэтому одним из критериев сравнения остаются отметки. Пятерки в дневнике означают, что ребенок относится к «касте лучших».

В связке «школа-университет» настолько мало полезных знаний для адаптации в жизни, что ими можно пренебречь. Учитель или преподаватель, проработав все время в бюджетной организации, не знает конкуренции, они не выполняют никакой социальный заказ, поэтому теряет уважение окружающих и самоуважение из-за бессмысленности работы. Или тот же родитель, который сдавал экзамены на более легкой основе, когда в наше время с каждым годом становится все сложнее и сложнее, поэтому они не знают; они не знают, что на самом деле важно для успеха.

Но есть дети, которые поверили взрослым, что хорошо учиться - путь к успеху. Они стали отличниками. Для хорошей успеваемости в школе нужно: зубрить, подчиняться, всему верить, быть примерным в поведении. Они поверили в пользу изучения того, что было полезно десятки лет назад, поэтому в жизни сталкиваются с большими трудностями. Отличники • доверчивые жертвы, которые попали в ловушку устаревшей системы образования. Они научились подавлять желания, не доверять себе, быть исполнителями инструкций и чужой воли. Но сегодня нужны другие качества

- инициатива, умение принимать решения и брать ответственность, самостоятельное мышление, навыки поиска информации, адаптивность к быстрым переменам. Отличники в зоне риска - потенциальные неудачники, которые не найдут применение исполнительности в новом мире

А что происходит с детьми, которым в детстве не навязывают представление о том, что обучение в школе и университете необходимое условие успеха в жизни? Они с детской мудростью забивают на школу, потом на университет.

Как правило, они слушают только тех учителей, которые нравятся, изучают предметы, которые интересны. У них много свободного времени на дела, которые прикалывают. Пробуют - бросают, пробуют новое - бросают.

Постепенно находят свои любимые занятие и продвигаются в них. Так молодой человек к 17-18 годам владеет набором необходимых знаний и навыков в интересующей области. В 19-20 лет он уже специалист своего дела. Ему остается научиться продавать свои знания и навыки. Обычно, это быстро удается, так как профессионалов всегда видно. Такие молодые люди занимаются тем, что нравится, у них нет проблемы самоопределения. К сожалению, такой молодежи очень мало. Не у всех мудрые родители, и не каждому хватает внутренней силы сопротивляться давлению среды.

Чем старше ребенок, тем хуже его творческий потенциал, тем хуже у него интуиция, тем меньше он доверяет себе. К выпуску это уже апатичный, управляемый раб. Чем старше класс, тем хуже здоровье у ребят. Таким образом, в большинстве случаев воспитание родителей «инвалидизирует» детей, не специально, но так все же происходит. После воспитания остается мало молодых людей способных что-то осознавать и к чему-то стремится.

Естественно, в таких условиях пробиваются только самые сильные и энергичные ребята.

Очень часто взрослые требуют хорошие оценки «по всем направлениям» просто потому, что даже в выпускном классе подросток не может определиться, куда он хочет поступать, чем заниматься. Но если вы продемонстрируете реальное стремление, готовность развиваться в выбранном направлении, оценки по «ненужным» предметам отойдут на второй план.

Конечно, каждый родитель мечтает обеспечить своему ребенку комфортное будущее. Но не стоит жертвовать детскими интересами и хобби ради высоких оценок в дневнике. Такой подход приведет к тому, что школьник потеряет интерес к познанию нового задолго до выпуска из школы. Оценки- важная, но не главная часть процесса обучения.

2525
64 комментария

Однобоко. Я люблю, когда приводят Цукерберга или Гейтса на тему как они плохо учились и чего достигли. 1) они плохо учились в ЛУЧШИХ колледжах планеты. И не заканчивают потому что УЖЕ имели бизнес и им было не до учебы. 2) да, здорово, что у планеты есть пара сотен-тысяч исключений из правил, которые молодежи пудрят мозг очевидной ошибкой выжившего. Никто не пишет про те сотни миллионов, которые даже не окончили школу и всю жизнь были вынуждены жить на дне и случайными заработками/криминалом. И про тех, кто как вы сказали, "имел в школе полно времени и пробовал все". Да, кто-то к выпуску имел опыт и связи. А кто-то спился и сторчался, т.к. пробовал все без "плохого" контроля от родителей да. Да, вокруг меня тоже много примеров, когда троечник становился бизнесменом и катался на Бентли. И не меньше - когда отличник становился никем. Но это не тренд, это вариабельность развивающегося человеческого общества, на западе такого сильно меньше кста, роли там распределены жёстче. Нет колледжа - вот тебе твой коридор возможностей на жизнь, либо ты очередной Джобс, либо живи в этом коридоре. 3) сколько можно уже писать о том, что школа и институт дают вам ненужные знания и формулы? Они дают вам навык думать, учиться, развиваться и работать в коллективе, а формулы и химия с историей - это просто инструмент, чтобы вам это дать.
Но третировать ребенка за четверки и истерить за тройки это треш, тут соглашусь.

32

имхо, сей комментарий более содержателен и обоснован, чем сама статья

3

Не говоря уже о том, что про Эйнштейна - фейк

Комментарий недоступен

10