Ценности, экспертиза и эмоциональные преимущества. Как сегодня адвокату и юристу отстраиваться от конкурентов

Решил поделиться собственными наработками развития личного бренда адвоката - возможно, кому-то будет полезно.

Я с супругой на конференции "ДП-2023". Автор фото - Валентин Беликов, "Деловой Петербург".
Я с супругой на конференции "ДП-2023". Автор фото - Валентин Беликов, "Деловой Петербург".

Всем привет! Меня зовут Ильдар Мухаметзянов. Мне 39 лет, я - адвокат и основатель онлайн-сервиса юридической помощи Advostar.online.

Немного расскажу о себе и своем карьерном пути. Родился и вырос я в Башкирии, в небольшом городе Октябрьский. Я с самого детства хотел стать юристом, поэтому после школы поступил на юрфак БашГУ. Я прошел длинный путь от курьера до помощника судьи, затем работал в Следственном комитете и прокуратуре. Уже после я получил адвокатский статус и вступил в Башкирскую республиканскую коллегию адвокатов (БРКА) - крупнейшую коллегию адвокатов в республике.

С этого момента прошло еще 8 лет, и за это время я стал достаточно известным специалистом. Сейчас я возглавляю Уфимский центральный филиал БРКА, веду частную адвокатскую практику и развиваю собственный проект Advostar.online. Меня часто приглашают выступать на конференциях, экспертом на телевидении (как в региональных, так и в федеральных передачах), а также в печатной и электронной прессе.

В то время, когда я начинал развивать свой личный бренд, мало кто говорил о том, как правильно это делать (особенно, если ты - адвокат). Поэтому многих результатов мне пришлось добиваться с нуля - в том числе через ошибки и трудности. Своими наблюдениями я хочу поделиться с читателями VC.

Почему я не хочу фокусироваться на инструментах

Сейчас есть просто огромное количество курсов по развитию личного бренда, соцсетей, появилось много специалистов в этой теме. В любом случае, о конкретных инструментах намного лучше меня могут рассказать маркетологи, пиарщики, сммщики, блогеры и другие ребята. Я же хочу поделиться тем, на что я как адвокат опирался в своей работе и в публичном поле, что также помогало развивать личный бренд.

Если вы попробуете загуглить, как начать развивать личный бренд, то, скорее всего, первое, что вы прочтете - сначала нужно создать платформу бренда. Она включает в себя различные составные элементы - миссию, ценности, рациональные и эмоциональные преимущества, позиционирование и многое другое. Я решил описать те элементы, которые в первую очередь можно взять за основу практикующему юристу или адвокату.

Ценности

Многим может показаться, что личный бренд нужен, чтобы стать популярным, раскрученным специалистом и заработать больше денег. Отчасти это верно.

Но я всегда видел в этом и другую сторону: я хотел работать с людьми, которые разделяют мои принципы и отношение к адвокатской деятельности. За счет личного бренда я планировал транслировать свои ценности на ту самую аудиторию.

  • Прежде всего, это “принцип трех П”, который я вывел еще в самом начале своей карьеры: Профессионализм (в делах), Порядочность (по отношению к людям, сторонам в процессе), Преданность (закону).

    Еще в вузе я твердо решил, что не буду браться за заведомо проигрышные дела, в которых придется “отмазывать” любой ценой однозначно виновных людей. Это плохо работает на практике и отражается на моральном и публичном облике адвоката. Этот подход помог мне добиться пяти оправдательных приговоров за мою небольшую практику (профессионалы знают, что это довольно неплохой показатель). Все мои подзащитные объективно действительно были невиновны.

    Как бы это банально ни звучало, но адвокаты, по моему мнению, должны стоять на стороне закона. Если же подзащитный действительно виновен, лучшее, что можно сделать - посоветовать ему признать вину и сделать все для возмещения причиненного им ущерба. В суде и прокуратуре тоже работают умные люди, которые, вероятнее всего, докопаются до истины.
  • Вторая ценность, которую я вывел для себя, связана с моим отношением к работе. Для меня юриспруденция и адвокатская деятельность - это больше призвание и дело всей жизни. Я не разграничиваю работу на будни, выходные или отпуск - когда я действительно увлечен делом, я могу работать над ним в любое время. Это первое, о чем я вспоминаю после пробуждения утром и последнее, о чем думаю перед сном. Иногда даже бывает, что мой мозг продолжает работать даже во снах, в которых я частенько тренирую судебные речи.
  • Кроме того, я искренне убежден, что юриспруденция - это настоящее искусство, которым нужно овладеть в совершенстве любому адвокату или юристу.

Выработка правовой позиции - это тоже в своем роде творческий процесс, и в чем-то его можно сравнить с написанием картин, созданием музыки или книг.

Транслируя эти ценности в публичное пространство, я в какой-то степени отстраивался от других специалистов с иной позицией и отношением к работе.

Рациональные преимущества

Нестандартный опыт

Чтобы доверители обращались к конкретному адвокату, им важно сразу понимать его профессиональный уровень. Конечно, мало что сравнится с громкими кейсами оправдательных приговоров. Но это подходит для специалистов с опытом. А что делать тем, у кого его пока мало? Расскажу, что помогло мне.

На третьем курсе университета я хотел поскорее начать практиковать, поэтому устроился помощником в адвокатский кабинет.

Наблюдая за другими специалистами, я понял: чтобы стать действительно классным адвокатом, нужно хорошо представлять, как работает вся правоохранительная и судебная система в комплексе. А лучший способ это сделать - изучить обе системы изнутри.

После окончания университета я устроился в федеральный суд общей юрисдикции. Там я прошел путь от курьера до помощника судьи. В какой-то момент мне даже предложили сдать экзамен на должность судьи, но я отказался.

Затем я ушел в Следственный комитет, чтобы изучить изнутри следствие. Из СК я попал в прокуратуру, работая государственным обвинителем по тяжким и особо тяжким статьям. Посчитав, что набрался достаточного опыта и знаний, я сдал экзамен на статус адвоката. В итоге весь путь от университета до адвокатского статуса занял у меня около 10 лет.

Кто-то скажет - это долго. Наверное, да, но я считаю, что на дистанции польза перевесила потери времени. Опыт, контакты и знания, которые я получил за время работы в суде, следствии и прокуратуре, не раз помогали мне с тяжелыми делами. Доверители, в свою очередь, тоже обращали внимание на то, что у меня много контактов и опыта работы в других правоохранительных системах.

В подавляющем большинстве случаев у меня получалось предсказать ход дела и конечный результат на основе того, что я сам видел внутри суда и следствия. И если мое чутье и анализ показывали, что дело, вероятнее всего, сложится не в пользу доверителя, я предупреждал его об этом. В этом случае я рекомендовал не тратить деньги и время на долгую и бесперспективную защиту - лучше направить эти средства на возмещение вреда потерпевшим.

Польза

Второе рациональное преимущество, которое я вывел - это польза, которой я могу делиться с широкой аудиторией и за счет этого формировать свою узнаваемость не только через “сарафанное радио”.

Для этих целей идеально подходил личный блог в соцсетях. В то время я нашел статью, в которой был очень простой и понятный совет: чтобы страница в соцсети была популярной, контент обязательно должен быть полезным.

В одной очень известной, но сейчас заблокированной в РФ соцсети я начал записывать короткие видео. В них я простым языком рассказывал об особенностях применения законодательства в экстремальных ситуациях, о том, как правильно общаться с органами власти и т.д.

Для многих моих коллег такой формат тогда был в новинку. Знакомые-юристы поначалу даже посмеивались надо мной. Зато моя аудитория росла как на дрожжах. Буквально за год с помощью простых видео я набрал 10 тысяч подписчиков.

Конечно, с этим мне отчасти повезло - в то время соцсеть только становилась популярной, и конкуренции было в разы меньше. Сейчас такие простые способы продвижения уже не будут эффективными.

Но с такой крупной и вовлеченной аудиторией мне уже не нужно было искать доверителей - они находили меня сами.

Экспертность

Помимо пользы, адвокату обязательно нужно транслировать и экспертность. Удобнее всего делать через публичные выступления, в том числе на ТВ. Впервые я дал комментарий для телевидения во время одного из судебных процессов. Тогда я смог предоставить лишь общую информацию по делу, но и этого оказалось достаточно - журналисты сами попросили мой номер телефона для новых комментариев.

После того, как я несколько раз выступил в региональных передачах, меня стали приглашать на федеральные каналы. Так я три раза оказался в программе Андрея Малахова “Прямой эфир”.

Выступаю на юридической конференции "ДП-2023". Автор фото - Валентин Беликов, "Деловой Петербург"
Выступаю на юридической конференции "ДП-2023". Автор фото - Валентин Беликов, "Деловой Петербург"

Со временем я также стал появляться на страницах федеральных и отраслевых печатных СМИ - и не только в качестве комментатора, но и автора публикаций. Комментарии и экспертные материалы были одним из самых эффективных (и при этом бесплатных) способов поднять узнаваемость и продемонстрировать экспертность.

Попасть на страницы условного РИА или РБК оказалось не так уж сложно. Обычно стандартная схема выглядит так: нужно собрать свое био, список тем, на которые вы можете давать комментарии или писать статьи, найти контакты редакции и отправить питч-знакомство. Если ваша экспертиза и темы интересны журналистам, они обязательно ответят.

Эмоциональные преимущества

Юристы и адвокаты по долгу службы привыкли абстрагироваться от эмоций и говорить на языке сухих фактов и логики. Но на самом деле, то, какие эмоции испытывают люди от взаимодействия с вами, так же важно, как ваша экспертность и опыт.

Я вывел для себя, что аудитория хочет испытывать чувство защищенности. Мы называем доверителей доверителями в том числе потому, что в какой-то степени они доверяют адвокату свою судьбу.

Вот почему я старался сделать из своей страницы безопасное пространство, в которое мог прийти любой человек, задать вопрос, поделиться проблемой и получить ответ, который в какой-то степени еще и успокоит.

Второе важное условие - с людьми обязательно нужно разговаривать на одном языке - и в соцсетях, и при личном обращении. Поэтому в блоге я старался подавать информацию не тяжеловесными юридическими терминами, а так, чтобы это было понятно любому человеку, далекому от юриспруденции.

Я считаю, что блог так быстро набрал популярность в том числе за счет формата коммуникации и трансляции правильных эмоций. Я видел это по обратной связи: нередко мне звонили и писали совершенно незнакомые люди, которые благодарили и говорили, что мои ролики помогали им избегать проблем с законом.

Как сегодня продвигать личный бренд адвокатам и юристам

Юристов и адвокатов по-прежнему очень много. Отстроиться от конкурентов и чем-то выделиться довольно сложно.

Я бы порекомендовал начинающим специалистам не стесняться говорить о своих достижениях.

Например, у меня были дела, в которых я добивался оправдательных приговоров в Верховном суде России. Но вряд ли об этом могло узнать много людей, если бы я молчал в своих соцсетях. По моему опыту, именно совокупность успешных дел и правильной подачи информации о них дает любому адвокату +100 к популярности и доверию аудитории.

В целом у людей и бизнеса больше потребностей в юридических услугах, чем 8-10 лет назад. Выбор социальных сетей и онлайн-площадок для продвижения тоже стал шире. Кто-то ведет видеоблог на Youtube или пишет статьи на Дзене. Другие адвокаты регистрируют свои кабинеты в геосервисах и навигаторах. Есть специалисты, которые продвигаются через профильные сайты услуг (Профи.ру, Яндекс.Услуги и др.) и отзовики.

Многие юристы ищут свою аудиторию на вебинарах для малого бизнеса, юридических конференциях, деловых ивентах, подкастах и др. На таких мероприятиях часто можно стать спикером совершенно бесплатно.

Правила точно такие же, как и со СМИ: отправляете информацию о себе, темы, с которыми готовы выступить, и пробуете завязать контакт. Главное - не стесняйтесь.

Фортуна сопутствует смелым - дерзайте, и у вас все обязательно получится!

1010
3 комментария

Непонятно, в чем выражается третья П - преданность. Вы одинаково преданны закону будучи следователем и адвокатом? Или это разная преданность одному и тому же закону? Или это преданность разным законам? Я не пойму, что такое для адвоката быть преданным закону. Если преданность закону – это не фальсифицировать доказательства, то это вряд ли преданность. Это законопослушность. А если преданность – это сдавать клиента с потрохами, когда есть уверенность, что он совершил преступление, то вряд ли такая преданность совместима с профессией адвоката.
Видимо третья П добавлена просто для красоты. Как собственно и вся статья, из которой абсолютно ничего интересного и полезного почерпнуть нельзя. Стандартный набор пустых рассуждений о личном бренде.

1

Спасибо! Некоторые рекомендации довольно интересные. Мне всё-таки кажется, что сознательно потратить 10 лет, чтобы разрешить себе стать адвокатом - это очень и очень долго) Но возможно, это мне кажется сейчас, а потом мое мнение изменится.

Сама идея строить личный бренд юриста на ценностях и эмоциях аудитории - в целом прикольная, не думал о таком. Взял на заметку.

Спасибо за статью, классная. С удовольствием прочла и отправила племяннику, студент юрфака. Видно, что большой путь проделан. Достойно уважения. И сам симпатичный😋

Автору удалось сформулировать в трех буквах П принципы, которые можно выгравировать прям на граните юридической науки, а потом его грызть))