Вижу цель – иду к ней. Итоги 1 квартала команды ROCKET
Как работа над постановкой и отслеживанием целей повлияла на финансовые результаты компании. Уже около двух лет мы строим фреймворк целеполагания в команде. Зачем?
Потому что до этого цели ставились руководителями для руководителей и достигались очень частично. Почему? Потому что руководитель понимал цель, а его команда – нет.
В ROCKET.red на момент этой публикации работает 71 человек. 16 из них – руководители. Это значит, что примерно 77,5% людей в команде выполняли свои задачи, не фокусируясь на целях компании.
Фреймворк целеполагания строился в ROCKET довольно болезненно. Мы собирали все цели компании, отделов и направлений в большой Google-таблице. Полгода спустя осознавали, что часть целей сформулирована как «Усовершенствовать что-то, не знаю что» и нет корректных метрик для отслеживания. Мы делали стратегические сессии, на которых из шести направлений успевали разобрать только три за 10-часовой рабочий день. Стремление искать прорывные гипотезы приводило к тому, что после стратсессии мы уносили домой 100 новых идей, но ни одна из них не шла в работу.
Но мы еще на старте договорились, что легко не будет и никто на эту тему не истерит. Будут не всегда эффективные решения. Руководителям придется тратить время на то, что мы, в итоге, признаем бесполезным. Но когда вся команда начнет ставить ежедневные задачи, исходя из целей своего направления или отдела на год, результат оправдает средства.
В итоге, за два года ежеквартальных встреч и попыток «докрутить» функционал целей в Asana под особенности нашей матричной структуры, мы, наконец, получили жизнеспособную модель. Делимся ей самой и ее влиянием на показатели.
Структура целей в Asana
Сложностей с постановкой целей у нас изначально не было. Топ-менеджеры и дирекция хорошо понимали, какой финансовый результат нужен и как он распределится в сетке услуг и продуктов ROCKET. С формулировками целей тоже быстро разобрались. Сильно помогла методология постановки целей по OKR, даже сделали по ней короткое видео на ютуб-канале.
Но достижение измеримых, амбициозных целей во многом зависит от умения отслеживать текущий результат, корректировать планы и стратегии, наглядно подсвечивать команде, где нужно «поднажать».
Как визуализировать работу компании? Таблицы нам не подошли. Получился большой массив текста, в котором трудно отследить историю изменений, динамику и корректировки.
В Asana (платформа для управления компанией, которую мы используем в ежедневной работе) есть инструмент «Цели». Но он не в полной мере нам подходит, потому что сущность «Цель» по методологии Asana должна биться на подцели, привязанные к проектам, в которых ведется работа по их достижению. А вот разделение целей по отделам и направлениям с возможностью зафиксировать где-то один общий отчет, не предусмотрена. Мы решили это так: создали три группы целей с автоматическим отслеживанием прогресса на основе процента выполнения подцелей.
Есть цели ROCKET. Глобальные ориентиры для всей команды, куда идет компания.
Из целей ROCKET формируются цели направлений: шести ключевых векторов, которые приносят деньги компании.
Из целей направлений формируются цели 13 отделов: структур, которые обеспечивают направления всем необходимым, чтобы генерировать прибыль.
Внутри каждого блока целей – (поразительно) блок с целями направления или отдела.
Этот уровень нужен, чтобы отслеживать общий прогресс направления, не писать (и не читать) пять отчетов по каждому направлению раз в три месяца.
Дальше каждая верхнеуровневая цель «распадается» на 3-6 конкретных и измеримых векторов.
В конце каждого квартала перед стратегической сессией руководитель направления aka ответственный за верхнеуровневую цель обновляет метрики и закрепляет в корневой цели направления короткую презентацию на 5-10 слайдов.
- Как прошел квартал?
- Ключевые достижения
- Метрики по каждой цели (процент выполнения годовой цели)
- Сложности
- План на следующий квартал
Генеральный директор видит общий прогресс по компании/отделам/направлениям. Директора видят детализацию по выполнению каждой цели. Руководители направлений и отделов видят, что из запланированного у них получается, а где нужно приложить больше усилий.
Но как это делает цели прозрачными для команды?
В этом было одно из ключевых неудобств функционала целей в Asana для нас. Здесь удобно отслеживать цели. Но неудобно работать из них. Можно создавать проекты и привязывать их к целям, но это абсолютно не значит, что выбирая задачу на сегодня, сотрудник задастся вопросом «А поможет ли это достижению целей компании?».
Нам было важно, чтобы ежедневные задачи ставились из годовых целей. И мы сделали отдельные доски, где (ой, держитесь, кажется, что сложно, но это работает!) каждая цель создана в виде задачи.
Вот так цели Отдела маркетинга выглядят в функционале «Цели», где результат отслеживают руководители.
А так цели Отдела маркетинга выглядят на доске, откуда работает команда.
Сейчас мы докажем вам, что это работает. И перейдем к тому, как прозрачность в целях повлияла на их достижение. Будет много про деньги, обещаю.
Цель «Улучшить конверсию в продажу сопровождения после отправки КП» уже декомпозирована на 5 понятных задач. В них выбраны ответственные, распределены сроки. Часть задач уже закрыта, количество комментариев и подзадач внутри намекает на то, что работа в этих направлениях ведется очень активно.
Формируя спринт задач на месяц, директор по маркетингу заходит на доску с целями, открывает подзадачи и забирает то, для чего пришло время. То же самое у направлений «Сопровождение», Research & Development, «Проектные системы». Команда, как и раньше, выполняет поставленные задачи, но идут эти задачи из целей.
Надеемся, не запутали и не отпугнули вас. Мы «варились» в этом два года и впервые на стратсессии в апреле (по итогам 1 квартала) увидели плоды. Перейдем уже к ним, наконец.
Про деньги
Годовой финансовый план компании на конец 1 квартала выполнен на 29% (target – 150 000 000 рублей).
Процент выполнения годового плана на конец квартала:
- Аккаунтинг 21%
- Сопровождение 22%
- Research & Development 28%
- Риелтор 12%
- Проектные системы 21%
- Обучающие продукты ROCKET 17%.
Средняя ежемесячная премия экспертного менеджера выросла на 44%.
Клиенты ROCKET
Количество переданных в производство проектов 1Q22 vs 1Q23:
- внедрение amoCRM +100%,
- внедрение Asana +400%,
- кастомная разработка -40% (остались, в основном, только крупные клиенты, с которыми горизонт сотрудничества прорисован на несколько лет вперед).
Средние чеки:
- внедрение amoCRM +36%,
- сопровождение amoCRM +49%.
За 1 квартал в портфеле ROCKET +5 Enterprise-клиентов: сервис международной доставки, лидер московских девелоперов, краудфандинговая платформа и пр.
Ввели метрику «Отгруженная ценность» – это количество проектных часов, которые закрыты актами (приняты и подтверждены клиентами) за 1 квартал. 1 255 часов.
Выстроили две линии техподдержки. Время первого ответа сократилось до двух минут. Обращений стало меньше на 17%. Среднее время закрытия тикета – 10 дней.
Продукты и разработка
За 1 квартал отдел разработки отгрузил 2 382 рабочих часа (распределение на диаграмме).
- Мы прошли 12 модераций.
- Запустили модуль Eventor для работы с событиями в amoCRM. Поняли, что ошиблись с целевой: из 170 установок только 5 – event-агентства. В основном – агентства недвижимости, логисты, салоны и службы доставки. Доделываем интеграцию с Google-календарем и думаем над сменой позиционирования.
- 4 продукта ROCKET вышли в топ АмоМаркета с 20 положительными отзывами: Ключевые показатели в Google-таблицах, Виджет «Только вперед», Виджет «Обязательный следующий шаг», Бесплатный виджет-пак «Интерфейс».
- План по установкам новых IT-продуктов выполнен на 13,2%.
- Продажи продуктов ROCKET сократились на 23%. Но средний чек вырос и выручка осталась на том же уровне.
Модуль «Риелтор»
- Выручку удалось удержать на уровне 1Q22, что неплохо, учитывая спад в отрасли.
- Расширен функционал модуля: подключена платная версия Яндекс.Карт.
- В марте 2023 модуль Real Estate Solution стал доступен к установке на kommo.
- Созданы два телеграм-канала: для русскоговорящего сегмента и для партнеров за границей.
Большие события
- Провели переговоры с Asana, чтобы продолжить устойчивое сотрудничество и повысить свой партнерский уровень.
- Запустили серию бизнес-завтраков в Москве. Встречаемся на первом – уже 17 мая.
- Запустили курс по Google-таблицам для бизнеса.
- Запустили масштабную бонусную программу с кэшбеком 50% за продление лицензий amoCRM через ROCKET. Бонусными средствами наши клиенты могут оплачивать решения ROCKET, запросы в техподдержку, до 30% услуг по внедрению и развитию системы продаж или наши обучающие продукты.
Партнеры ROCKET
- Количество партнеров на конец 1Q23: 346.
- На 40% больше лидов передано партнерами по сравнению с 1Q22.
- Выручка с проектов, переданных партнерами, выросла на 130%.
- Запустили новую страницу партнерских программ ROCKET.
Внутренняя кухня
- Полностью заняли этаж бизнес-центра. Нас ждет великое переселение, но это классная возможность подтянуть офис к брендбуку.
- Отдел продаж разделился: отдел экспертных продаж, где продают проекты и услуги,отдел аккаунтинга, где продают продукты и лицензии,отдел продаж модуля «Риелтор», где понятно, что продают.
Попробуем снова
- Пока не сработали гипотезы по увеличению числа иностранных клиентов.
- Вы когда нибудь делали ребрендинг? Если нет, то не делайте. Мы слабо представляли, какой ящик пандоры вскроем, «просто» изменив название компании.
И причем здесь фреймворк целей?
Ну, во-первых, это красиво. Шутка, конечно. Прежде всего, благодаря фреймворку мы, в принципе, смогли оцифровать точку, в которой мы находимся. Сложно двигаться, не понимая, куда и откуда.
Во-вторых, с достижением целей все неприлично просто: если команда действует в нужном направлении, получается результат. Поэтому так усиленно мы старались сделать вектор действий наглядным. И сделали.
В-третьих, регулярность отслеживания целей и отчет перед всем топ-менеджментом компании, мотивирует держать слово. Уже не получится свалить на ситуацию в стране, на сезонный спад, на загруженность другими задачами. И это так просто, но так работает.
Интересно, какой у вас опыт работы над целеполаганием. Ставите цели команде? Какие инструменты используете в помощь? И как вам формат статьи «Методология – результат»? Было интересно?