Карма, пиар и тёплые чувства — ещё не все причины благотворительности

Спросили малых предпринимателей о том, зачем они жертвуют в пользу других. Поспорить с ними (или согласиться) можно в комментариях.

Карма, пиар и тёплые чувства — ещё не все причины благотворительности

Агентство онлайн-исследований Tiburon Research в 2022 году обнаружило, что 58% опрошенных россиян не доверяют некоммерческим организациям. А как к ним относится бизнес, особенно малый?

Мы спросили предпринимателей, зачем они отдают часть заработка фондам и какую выгоду от этого получают.

Василий Овчинников
Владелец российского магазина INNORTO
  • Чем занимается компания: производит и продаёт ортопедические стельки, супинаторы и подушечки для обуви, фиксаторы для суставов. На рынке два года.

  • Кому и как помогает: отчисляет 1% от оборота в пользу «Фонда борьбы с лейкемией».
  • Мотивация: «Когда у человека закрыты базовые потребности, то появляются новые — помогать другим. Это естественный этап развития».
Карма, пиар и тёплые чувства — ещё не все причины благотворительности

Я занимаюсь спортивным ориентированием на местности, темой здоровья всегда интересовался. Поэтому и бизнес такой начал.

Благотворительность для меня — непростой вопрос. Оказалось, грустное это дело — фонды проверять. Например, я сталкивался с тем, что некоторые клиники завышают цены на реабилитацию детей. А когда хотел пожертвовать в фонд, который борется с травлей в школах, заметил в их отчётности, что только на ведение бухгалтерии они тратят 90 тысяч рублей. Хотя это очень маленький фонд, их там буквально три человека было. Для сравнения: я в то время на бухгалтерию тратил 7 тысяч в месяц. Спросил, зачем им столько, но мне просто не ответили.

Когда я вышел на Ozon, сразу стал изучать способы выделиться среди конкурентов и обнаружил нерядовую опцию: можно получить метку «Ozon Забота» на товары, которые участвуют в благотворительной программе маркетплейса. Мне это откликнулось, подал заявку. На странице программы маркетплейс разместил 15 фондов, заранее проверенных. Я перепроверять их не стал, просто посоветовался с сотрудниками, какой выбрать. Решили жертвовать в пользу «Фонда борьбы с лейкемией», потому что это страшная болезнь.

Мы отдаём 1% от ежемесячного оборота, или примерно 5% от прибыли.

Представьте, что вы отдаёте 5% от зарплаты: можете назвать эту сумму ощутимой? Она не огромная, но и не ноль. Компании, да и просто состоятельные люди вполне могут сделать благотворительность привычкой.

Покерный игрок Feruell как-то сказал, что ему заработать деньги легче, чем потратить их с удовольствием. Для меня эта фраза — как раз про отношение к благотворительности.

За участие маркетплейс прислал нам красивую картину. Сотрудников она подбодрила, да и кандидаты её рассматривают, когда на собеседование приходят. Тоже эффект для компании, хоть и косвенный.

<p>Валерия Трифонова в рамках проекта Ozon Ballon</p>

Валерия Трифонова в рамках проекта Ozon Ballon

В России подход к благотворительности строится вокруг эмоций или случайных денег: когда, например, футболисты, хоккеисты или большая компания отправляют крупную сумму денег единоразово. А тут, на мой взгляд, важна система.

Мне хотелось бы, чтобы фонд, который мы поддерживаем, написал письмо или позвонил. Понимаю, что у них хватает проблем, но хочется, чтобы они с нами тоже отношения выстраивали. Фонды будут получать больше постоянных платежей, если начнут плотнее работать с предпринимателями. Например, организовывать ежегодные встречи, чтобы рассказать, что фонд сделал за год, кому помог. Жертвователи тоже могли бы познакомиться, вместе проникнуться чувством, что делают важное дело, — может, помогали бы ещё охотнее.

Благотворительные фонды работают за счёт пожертвований, при этом они, как правило, не могут предсказать, когда и сколько получат средств. А без понимания бюджета сложно планировать работу. Поэтому в программе «Ozon Забота» наши партнёры — селлеры маркетплейса — подписывают договор с фондом и отчисляют ему пожертвования на протяжении указанного в документе срока. При таком подходе селлеры уверены, что помогают проверенной организации, а фонды, в свою очередь, могут рассчитывать на регулярные денежные поступления. Так бизнес делает добрые дела осознаннее, а благотворительность в целом становится устойчивее.

Елена Чернина, руководитель социальных проектов Ozon
Михаил Гумилёв
Соучредитель Petgeek
  • Чем занимается компания: продаёт товары для животных (миски, интерактивные игрушки) на маркетплейсах, на рынке два года.
  • Кому и как помогает: отчисляет 1% с продажи избранных товаров в пользу фонда помощи животным «Буду рядом».
  • Мотивация: «Мы просто любим животных».
Карма, пиар и тёплые чувства — ещё не все причины благотворительности

У нас небольшой семейный бизнес, занимаемся им вместе с женой Кариной. Она работала ветеринарным врачом, так что успела насмотреться на несчастных животных и давно старается им помогать. К добрым делам приобщила и меня: помогаем и финансово, и делом — например, пристраиваем кошек и собак.

Фонды мы выбираем интуитивно.

В 2022 году Ozon предложил нам поучаствовать в благотворительной программе «Ozon Забота». Из предложенного списка мы выбрали фонд помощи бездомным животным «Буду рядом». Сперва мы съездили к ним, поиграли с собачками — увидели, как сотрудники заботятся о животных. Нам важно было увидеть, как там всё устроено, и после сомнений не осталось.

1% с продаж — сумма, которая в масштабах бизнеса не сильно заметна. Переводы уходят автоматически, отслеживать их можно через кабинет продавца. Это удобно.

Мы смотрим на это скорее как на способ привлечь людей к благотворительности, чем на стимулятор продаж.

Свою помощь напоказ не выставляем, но в нашем магазине на Ozon товары, которые участвуют в акции, отмечены специальной меткой. Так покупатели узнают, что часть денег с продажи пойдёт в фонд помощи животным.

Кристина Осадчая
Руководитель отдела PR в Vertcomm
  • Чем занимается компания: разрабатывает и производит мерч, на рынке 16 лет.
  • Кому и как помогает: жертвует вещи фондам, делает для них мерч.
  • Мотивация: «Работа с фондами может быть полезна и для бизнеса».
Карма, пиар и тёплые чувства — ещё не все причины благотворительности

Когда мы разрабатываем концепцию мерча, то учитываем бизнес-задачи клиента: придумываем, как компания может заявить о себе с его помощью или вокруг какой идеи можно объединить сотрудников. Тот же подход используем, когда помогаем фондам.

В год у нас — 2–3 совместных проекта с фондами. Деньги на них мы выделяем из своего маркетингового бюджета, когда ставим задачи на квартал. Благотворительный тираж составляет примерно 30–40% от стандартного коммерческого заказа.

Мы отдаём фондам вещи, которые остались на наших складах, или бесплатно делаем для них мерч. В первом случае фонды пишут нам о том, чего им не хватает, а мы, разобрав склады, смотрим, что есть в наличии: неиспользованные футболки, посуда, канцтовары, тестовые экземпляры. Обычно отдаём это всё в «Лавку радостей» (она распределяет вещи нуждающимся). Неликвид сдаём для переработки «Второму дыханию».

Во втором случае — бесплатно выпускаем партии мерча для благотворительных организаций. Несколько раз делали коллаборации с «Синдромом любви» (помогают людям с синдромом Дауна), последнюю — на Новый год. Это были блокноты и ручки с иллюстрациями и фразами подопечных фонда, сотрудники дарили их своим партнёрам. А на десятилетие «Лавки радостей» мы выпустили по 50 футболок и шоперов, 100 наборов стикеров. Средства с продажи пошли в пользу фонда. Теперь планируем сделать кепки для волонтёров, на которых будет и логотип нашей компании в том числе — такое вот взаимовыгодное сотрудничество.

Работа с фондами — это, может, и не лидогенерация, но для бизнеса всё равно полезно. Она воодушевляет сотрудников, наращивает аудиторию в соцсетях, отражает позитивный имидж компании.

Важный показатель — когда к нам возвращаются. Например, сначала мы помогли с мерчем «Синдрому любви», а спустя некоторое время фонд обратился к нам с заказом — им понравилось с нами работать.

Обычно все благотворительные проекты курирует наш отдел PR. Выбираем организации, чьи ценности созвучны нашим, — например, которые тоже говорят о значимости заботы друг о друге, стремятся строить комьюнити и ищут способы сближать людей. Обращаем внимание на то, как с нами коммуницируют, смотрим, действительно ли у фонда есть потребность, которую мы можем помочь закрыть. Нам хочется посетить фонд лично, познакомиться с людьми, понять, как и что они делают. Возможно, поэтому у нас негативного опыта с благотворительностью не было.

Анастасия Агапова
Руководитель проекта «Живи200»
  • Чем занимается компания: продаёт пророщенные ростки пшеницы, на рынке десять лет.
  • Кому и как помогает: отчисляет по 100 рублей с каждой проданной банки в пользу благотворительных фондов. Открыла филиал фонда «Пища жизни» в Волгограде, который кормит нуждающихся.
  • Мотивация: «Помогать — кармически правильно. А ещё здорово дарить другим надежду на лучшее».
Карма, пиар и тёплые чувства — ещё не все причины благотворительности

Бизнес у нас семейный, его начал мой папа Дмитрий Агапов. Он увлекается астрологией и нумерологией, духовными практиками. Уже много лет он верит, что нужно помогать другим людям, потому что это полезно для развития мира. Я поддерживаю его позицию.

Несколько лет назад мы поняли, что можем помогать системно: заключать договоры с фондами и регулярно перечислять деньги. Для нас это важно.

Постоянные платежи позволяют фондам оставаться на плаву и планировать крупные расходы.
Карма, пиар и тёплые чувства — ещё не все причины благотворительности

С «Движением вверх» (помогают детям с инвалидностью) сотрудничаем по благотворительной программе «Ozon Забота»: 100 рублей с каждой проданной на маркетплейсе банки отправляется фонду. У нас на странице магазина есть специальная метка, что мы занимаемся благотворительностью, а фонды разместили информацию на своих ресурсах о том, что мы их поддерживаем.

Ещё в прошлом году отец открыл в Волгограде представительство международного проекта «Пища жизни», который кормит нуждающихся. Для них мы собираем деньги и продукты, договариваемся с площадками, где можем устроить раздачу горячей еды, ищем волонтёров. Сам проект зародился в Индии, а сейчас работает в 65 странах.

Благотворительность — это отношение к миру. Помощь не обязательно привязывать к специфике бизнеса. Для меня важна вера в то, что люди, которым ты помог, получат надежду. А ещё, думаю, здорово, если кто-то увидит наш пример и тоже захочет помогать другим.

А вы верите в карму?
Да
Точно нет — я материалист
В мире всё возможно
Дина Нуркаева
Директор по маркетингу IXcellerate
  • Чем занимается компания: предоставляет ИТ-компаниям и банкам серверы в дата-центрах для хранения и обработки данных, на рынке больше десяти лет.
  • Кому и как помогает: оплачивает обучение детям из малообеспеченных семей и студентам; покупает продукцию фондов.
  • Мотивация: «Благотворительность сплачивает команду. А ещё партнёры видят, что мы вкладываем деньги в добрые дела».
Карма, пиар и тёплые чувства — ещё не все причины благотворительности

Мы немаленькая компания: в штате 150+ человек. Активно заниматься благотворительностью начали несколько лет назад. В основном помогаем получать образование.

Мы сотрудничаем с фондом «Созидание», у которого есть стипендиальная программа «Пять с плюсом». Устроена она так: дети из малообеспеченных семей — из разных российских регионов — отправляют в фонд заявки. В них они пишут, чему хотят научиться, почему именно этому и что для этого им нужно. А мы вместе с фондом выбираем тех, кому сможем помочь. Это всегда адресная помощь. Например, мальчик из села Нижние Моркваши в Татарстане написал, что хочет изучать ИТ, потому что эти знания помогут ему изменить мир в лучшую сторону, но для учёбы ему нужен планшет, — мы проспонсировали эту покупку. Позже мальчик написал нам, что во время пандемии поступил в «Яндекс Лицей» по курсу программирования на Python. А ребёнку из Калмыкии, который мечтал стать океанологом, мы оплатили тихоокеанский лагерь под Владивостоком.

Карма, пиар и тёплые чувства — ещё не все причины благотворительности

Также мы сотрудничаем с бизнес-школами и университетами, в которых изучают новые сервисы и цифровую экономику: проводим экскурсии, лекции, встречи с учениками.

Когда делаем подарки партнёрам, тоже обращаемся к благотворительным организациям. Например, в прошлом году заказали сладости у проекта «Малый Турыш», где благодаря производству мёда, варенья и травяных чаёв жители превратили умирающую деревню в место с развитой инфраструктурой. А упаковали подарок в шоперы, сшитые слабовидящими людьми в «Артели Блаженных». Выбираем в зависимости от историй, которые стоят за проектами, — чтобы они откликались нам. Да и здорово будет, если компании, которым мы эти подарки дарим, тоже станут благотворителями.

Мотивации у нас две: у нас есть возможность помогать другим, и мы ею пользуемся; а ещё хотим, чтобы сотрудники чувствовали сопричастность к добрым делам, это объединяет команду. Но есть и имиджевый эффект: фонды про нас в своих соцсетях рассказывают, а партнёры понимают, что мы вкладываем деньги не только в свою компанию.

А вы жертвуете в пользу благотворительных фондов? Расскажите про свой опыт в комментариях.

Если тоже хочется стать благотворителем, но непонятно как, — можно начать помогать с программой «Ozon Забота». Так предприниматель сможет донатить системно, в том числе небольшими суммами. Достаточно выбрать организацию, которой хочется помогать, и настроить платёж в фонд, проверенный Ozon

4141
104 комментария

Важная мысль. Жалко что статья не набрала. Даже не много стыдно, что наша в топ 1, а это тут.

Обязательно напишем про программу

6
Ответить
Автор

Добрый вечер, спасибо за ваш интерес. Если захотите узнать больше о том, как работает программа, и подробности о ней, напишите на care@ozon.ru, мы всё расскажем

Ответить

Вот этот человек виноват в том, что более половины россиян не доверяют благотворительным фондам !

Ответить

Я не жертвую именно в фонды, но часто отправляю деньги в разные приюты. Уже есть свои любимцы, которых я спонсирую по подписке. Хотел бы взять себе пушистиков, но хозяин съемной квартиры не разрешает. Когда куплю свою — обязательно возьму пару друзей именно из приютов!

4
Ответить

Зачем коммерческой компании заниматься всякой благотворительностью? Выглядит как показуха, жажда задобрить впечатлительные меньшинства. Зачем?
Лучшая благотворительность: высокое качество услуг и честные цены.

2
Ответить

в ряде случаев это бывает крайне выгодно, особенно когда от правительства можно словить некие попустительства особенно касающиеся налогов

4
Ответить

Совести у озона нет, тут 100% жажда наживы

Ответить