Как мы с нуля построили экосистему сервисов для ресторанов и их гостей Tezo, которой ежедневно пользуются тысячи гостей
Всем привет, на связи Сергей Поливаев, co-founder и CEO экосистемы сервисов для ресторанов и их гостей tezo.ru
Сегодня нашей компании исполняется 4 года и я хочу рассказать о нашем пути, как нас пытался сначала прибить карантин, затем санкции, но у них ничего не вышло и мы стали только крепче💪
В далеком 19 году, когда я занимался разработкой чат ботов на заказ, ко мне обратился приятель с предложением сделать чат-бота для кофейни. Дела в этой кофейни были очень не очень, расходы с доходами не бились от слова - совсем. Местонахождение ее было за университетом в непроходной локации, передо мной стояла задача заинтересовать студентов университета заказать кофе на доставку в кампус или посетить саму кофейню. За несколько дней я разработал чат-бота с функционалом оформления заказа кофе на доставку в универ. За неделю мы протестировали гипотезу и она оказалась более чем живой. Затем для повышения интереса студентов, я добавил в бота бонусную и реферальную программы с помощью которых удалось увеличить повторные заказы, а также привлечь новых гостей за счет активности других пользователей.
По итогу все эти механики по автоматизации и геймификации взаимодействий с гостями позволили кофейне экономически выздороветь и тогда пришла мысль, что в стране таких кофеен, кафе, ресторанов - тысячи и мне было бы интересно улучшить их современными технологиями. За несколько дней собралась команда из трёх человек: Я, Ярослав и Александр. Я встал на должность CTO, Ярослав на должность CEO, а Александр CMO. Мы открыли юр. лицо с равными долями, привлекли первый займ на развитие и как почти любой начинающий стартап открыли офис в центре города, а через малый промежуток времени ещё один в два раза больше.
Так как мы изначально строили только программу лояльности, название проекта на тот момент было LeadER, от объединения двух понятий (lead- потенциальный клиент и er- метрика вовлеченности). На тот момент это название нам показалось интересным, дерзким, главное оно нравилось клиентам.
Забегая вперед, из-за большого числа пересечений с кучей других компаний имеющих название Лидер, а также из-за того, что многие люди коверкали название в “леАдер” и “лид-ир”, совсем недавно было принято решение полностью переехать на новый нейминг- Tezo, обозначающее ускорение и упрощение процессов (с большого числа языков tez- быстрый или поторопись)
Вернёмся к 19му году. Дела у нас шли достаточно хорошо, мы очень быстро росли по выручке и числу людей в команде, всем нравилась идея- программа лояльности в чат-боте и то, какие возможности это открывало для наших клиентов. Мы часто участвовали на выставках и различных конференциях.
Когда первые деньги закончились, мы достаточно легко привлекаем еще 2 млн от двух частных инвесторов и почти все их направляем в маркетинг для наращивания клиентской базы и тут происходит то, что мы не заложили в свой бизнес план. Случается локдаун, все наши текущие клиенты закрываются, а те с кем мы вели переговоры о подключении сервиса, говорят нам пока-пока. С этого момента мы закрываем сначала один офис, затем через месяц закрываем второй офис. Почти вся команда расходится, инвесторы, заходившие под долю, говорят, что хотят получить деньги назад и примерно в этот момент нас покидает co-founder Александр.
Остаемся мы вдвоем с Ярославом и на период пока с карантином ничего не было ясно, замораживаем развитие проекта, оставив только поддержку работающих клиентов. В такой заморозке проект пробыл почти год, до момента, когда начал ослабевать локдаун и мы привлекли новые инвестиции от двух акул автоматизации ресторанного бизнеса. Была дана вторая попытка построить успешный проект, я остался на должности CTO, а Ярослав был CEO. Мы собрали новую команду разработчиков, менеджеров и наняли маркетолога. Все методы продаж, которые мы использовали до карантина почему-то перестали работать, мы тестировали различные гипотезы, а инвесторы ждали от нас положительного трекшена по подключениям. Спустя 3 месяца работы мой партнёр, который был CEO проекта, решает выйти из операционной деятельности, что приводит инвесторов и меня мягко говоря к шоку.
Из-за того, что мы за 3 месяца показали очень плохой трекшн, а также проект покидает co-founder, инвесторы тоже решают выписаться из этой темы ввиду больших рисков. Остался я один в проекте с хорошим долгом по зарплатам сотрудникам, а также висящими обязательствами перед первыми инвесторами. Наверное любой другой адекватный человек сдался на моём месте, но я не смог забросить всё, что было проделано ранее.
Я сел анализировать какие есть мировые тренды в foodtech, а также какие проблемы есть в индустрии HoReCa и какими путями их можно решить. В период локдауна был тренд на бесконтактность во всём, набирали популярность сервисы электронного меню, электронные чаевые, оплата счета по QR. Из проблем я увидел то, что если все эти продукты предоставляют разные компании, то они между собой никак не смогут интегрироваться. То есть, если ресторан хочет дать посетителю все эти сервисы, то это будет так: хочешь посмотреть меню- отсканируй qr на стикере, подключиться к программе лояльности- отсканируй qr на тейбл тенте, оплатить счёт- отсканируй qr на чеке, для чаевых отдельный qr, а хочешь заказать доставку из этого ресторана, скачай приложение и зарегистрируйся. Все сервисы начинают бороться за внимание гостя и как следствие конкурировать между собой, создавая полный хаос у кого больше и ярче qr. На стыке всех этих трендов и возможных проблем появилась идея построить единую экосистему для гостя, где в одном qr будет всё, что ему может понадобиться в ресторане, кафе, кофейне, баре и так далее. Обсудив идею с разработчиком, который был на истоках первого кода проекта в 19 году, мы договорились о его заходе в долю, а также переходе на него роли CTO, а сам я встал на должность CEO. С этого момента мы сменили вектор продукта, в котором программа лояльности стала лишь одним из модулей предоставляемых услуг.
Строить свою экосистему мы начали с сервиса оплаты счета и чаевых по QR, в котором еще была программа лояльности. В качестве быстрого способа проведения транзакции мы сделали ставку на технологии Apple Pay и Gpay. Был запущен пилот на двух ресторана, мы смотрели метрики и это был космос! До 70% оплат счетов в этих ресторанах проходило через наш сервис, что означало проект имеет место на жизнь. Продолжались тесты 2 месяца, пока опять не произошло то, чего мы совсем не ожидали. В России отключили Apple Pay вместе с Gpay и у нас в качестве платежных методов осталось только проведение транзакций через ввод банковской карты и прием смс кода. Сервис, который преподносится как быстрый способ оплатить свой счет и чаевые одной транзакцией, превратился в тыкву ввиду долгого и неудобного для гостя метода совершения самой транзакции. В короткие сроки мы заменили проведение транзакций системой быстрых платежей (СБП), что привело к еще большему росту транзакций и интересу клиентов к сервису, так как это быстро, просто, а также банковские комиссии в СБП намного ниже.
Всё пошло в гору от месяца к месяцу. Я внедрил сервис в крупную сеть, где продукт заметил наш новый партнер Вячеслав. Вячеслав связался со мной и оказалось, что мы живем в одном городе на соседних улицах, мы встретились и договорились о партнерстве. Вячеслав успешный ИТ предприниматель, он дает проекту все то, чего сильно не хватало нам ранее. Инвестиции, опыт и помощь всеми возможными ресурсами- это всё то, что позволяет нам расти ещё быстрее и не оставлять конкурентам шансов.
Что есть сервис Tezo сейчас?
Сейчас Tezo- это система автоматизации взаимоотношений между гостем и рестораном, кафе и любым другим бизнесом индустрии гостеприимства. У нас есть электронное меню с возможностью оформить заказ на стол или с получением заказа на кассе. Оплата счета и чаевых одной транзакцией, а также мы единственный в стране сервис, кто умеет делить оплату по юр лицам. Наверняка у вас были случаи, когда официант просил отдельно оплатить кухню и отдельно бар, так вот у нас всего одна оплата за кухню, бар и чаевые, все участники транзакции получат деньги отдельно на свои счета. Вместе с оплатой счета, гость может воспользоваться программой лояльности и например списать бонусы без необходимости гонять официанта производить эту операцию, в нашем сервисе это просто одна кнопка. Мы реализовали полноценный функционал оформления доставки через web-приложение в Telegram. Это удобный и быстрый способ оформить доставку в пару кликов без нужды скачивать стороннее приложение и проходить в нем регистрацию. Также у нас есть вызов официанта к столу, сбор отзывов и многое другое, что позволяет ресторану экономить на эквайринге, официантам получать больше чаевых, а гостям получить лучший пользовательский опыт от взаимодействия с любимым рестораном или кафе.