«Пришёл на работу после праздников — половина сотрудников отсутствует»

Один день из жизни бизнесмена: как пережить предательство заместителя, который скопировал твою-бизнес модель и увёл почти весь коллектив. Как снова поставить на рельсы компанию, чтобы потом на её основе развить ещё три бизнеса, — рассказывает Сергей Меринов, основатель группы компаний Avail (город Киров).

Сергей Меринов - основатель группы компаний Avail. 
Сергей Меринов - основатель группы компаний Avail. 

Первый бизнес — ремонт оргтехники — Сергей Меринов запустил в 2001 году. Причём изначально своё дело совмещал с работой сервисным инженером в компании «ВяткаСвязьсервис».

«Работал я по графику два через два. И однажды понял, что то, чем я занимаюсь, не предел, — рассказывает Сергей. — Я начал заправлять и ремонтировать принтеры и другую оргтехнику, открыв юридическое лицо ООО "Эвейл"».

К 2003 году компания окрепла, и Сергей решился уйти в свободное плавание, полностью посвятив себя бизнесу. Правда, офис и первый сотрудник появились позже — лишь в начале 2005-го.

«За 18 лет предпринимательства в моей жизни было много событий. И плохих, и хороших. Были и взлеты, и падения — всё это мой ценный опыт, которым я дорожу. Самый памятный день по силе эмоционального потрясения случился в начале 2007 года. К этому времени большого предпринимательского опыта я ещё не наработал: был новичком в деле построения организационных структур и настройки бизнес-процессов».

После длинных новогодних праздников Сергей Меринов пришёл в офис утром 9 января в приподнятом настроении.

«Я был очень воодушевлен, возвращаясь после отдыха на работу, предвкушал плодотворную деятельность: мой бизнес набирал обороты, клиентура и доходы росли. Когда бизнес идёт вверх, я всегда ощущаю невероятный подъём, позитив, хожу и улыбаюсь. И работать хочется ещё больше, ещё быстрее, ещё продуктивнее. И сотрудников своих я пытаюсь зарядить своим настроем, разогнать их на большие достижения, чтобы мы росли еще выше, становились еще сильнее».

Сергей открыл дверь в офис, а там — пустые рабочие места: больше половины из 20 сотрудников компании не вышли на работу. Не было технических специалистов, менеджеров по продажам и самое главное — отсутствовал коммерческий директор.

Андрей Агалаков пришёл в «Эвейл» в конце 2005 года — до этого работал топ-менеджером в кировских компаниях. Сергей его хорошо знал — они общались с Андреем в течение трёх последних лет.

«Помню, от осознания случившегося сердце у меня ушло в пятки. Мне стало очень страшно, что я могу остаться без бизнеса, без стабильных хороших доходов, к которым привыкли я и моя семья, что снова придётся всё нарабатывать с нуля, а это очень тяжело».

Разобравшись в случившемся, Сергей выяснил следующее: Андрей, насмотревшись, как развивается бизнес Меринова, решил создать свой, подобный, переманив для этого большинство сотрудников из «Эвейла».

Он сговорился с техническими специалистами, ключевым менеджером по продажам, который вёл большинство корпоративных заказчиков, пообещав, что в новой, в его по сути, компании, будет им и зарплата больше, и условия лучше, а «Эвейл» через месяц загнётся — клиентуры-то не будет: все уйдут в компанию Агалакова.

«При этом ни разу (!) коммерческий директор за время работы у нас не показал своего недовольства обстановкой, условиями, зарплатой или нашими отношениями. Мы с ним ни разу не ссорились! Я ему доверял».

Когда схема Агалакова раскрылась, Сергей засучил рукава по самые плечи: нужно было спасать бизнес. И спасать, не медля ни минуты.

«Все, кто остался в компании, самоотверженно взялись за работу, не испугавшись нагрузки, которая увеличилась в разы. Они переживали и за компанию, и за меня, и за свою работу. Я же в первую очередь подал нужные вакансии (ремонтник, заправщик, водитель), потом обзвонил клиентов.

После встал, как говорится, к станку: начал ремонтировать, заправлять, помогая оставшимся специалистам. Сам ездил в транспортную компанию за грузами, развозил работу по клиентам, забирал новые заказы. В таком режиме — обзвон-ремонт-развозка товара-сбор новых заказов — я работал еще несколько дней.

Отмечу, что клиентов наших я объехал за два дня, каждому объяснил, что у меня все хорошо, что все работы выполним в срок. И люди мне поверили. Спасительной соломинкой в те дни стали два новых сотрудника. Я собеседовал их перед новым, 2007-м, годом. И мы договорились, что они выйдут на работу в первый рабочий день января.

Их приход реально облегчил мне жизнь. Кстати, один из тех новеньких до сих пор работает у меня — уже 12 лет получается. Стоит ли говорить, что некогда нормированный рабочий день у сотрудников "Эвейла" удлинился: работали допоздна, чтобы успеть выполнить заказы».

Сергей уходил из офиса в восемь вечера.

«В тот год я вообще работал каждый день практически до восьми-девяти вечера, потому что кроме технических вопросов, работал над расширением бизнеса — маркетинг, клиенты, сотрудники, процессы.

Бывший коммерческий пытался воздействовать на вас психологически? Вы же стали конкурентами.

Да. Он звонил, запугивал, рассказывая, что совсем скоро у меня все будет плохо. Мне в те моменты было жутко страшно… подвести свою семью. Я не хотел выглядеть в их глазах неудачником — и это меня очень сильно мотивировало. Я сжал зубы, запихал все страхи подальше и думал только о работе, решая задачи от одной к другой.

Собственно, сейчас всё то же самое: мотивация двигаться и работать, работать, работать включается в каждой критической ситуации. Жизнь по-новому. Пережитое предательство, заставило Сергея Меринова по-другому взглянуть на свой бизнес.

Я был обижен на Агалакова, на людей, которые ушли вместе с ним. Я никого никогда в своей жизни так не предавал, не кидал. Это было самое сильное моё потрясение в бизнесе. И оно меня закалило. Стоит отметить ещё одну правду жизни: в малых бизнесах такие форс-мажоры случаются сплошь и рядом. Тем более когда порог входа в бизнес низкий (не нужно много денег, чтобы его запустить).

Человек работает в бизнесе, смотрит, как всё устроено, учится, нарабатывает знания, чтобы потом сделать то же самое. И самые смелые, конечно же, пробуют. Это называется «отпочковывание». —

Из моей компании за 18 лет существования таким образом «отпочковалось» человек пять-шесть. Правда, ни у кого так и не получилось построить устойчивый бизнес. Крайняя такая попытка была два с половиной года назад. Но это мне уже не страшно.

IT-рынок сформировался, маржинальность упала, заработать на нём стало намного сложнее. Зарабатывают сейчас только крупные устоявшиеся компании. Новые запускаются, работают пару-тройку месяцев и закрываются. Кстати, фирма Агалакова развалилась через полтора месяца. Некоторые из ушедших от меня тогда сотрудников просились обратно, но я никого не взял, потому что считаю, что если один раз предал, то и второй раз сможет.

Да и к тому времени у меня уже была набран новый штат, дополнительные сотрудники не требовались: я восстановил все рабочие процессы в полном объёме за неделю.

Кого вы взяли на должность коммерческого директора?

Никого. Вместо него я взял нескольких менеджеров-продажников, потому что понял, что нецелесообразно замыкать всю клиентскую базу на одном человеке. После случившегося я сам объехал всех клиентов и перезнакомился с ними лично, завязав их на себя. И когда у нас появлялся новый клиент, я обязательно устанавливал с ним личный контакт. —

Изменились ли после этого случая критерии отбора сотрудников?

Нет. Выбирал и всегда выбираю в основном по техническим характеристикам — может ли кандидат работать по специализации, что мне нужна. Во вторую очередь пытаюсь оценить, что за человек передо мной. Но это, как правило, тыкать пальцем в небо: чтобы человек раскрылся, нужно время — для этого у нас есть испытательный срок в два месяца.

Какой совет из случившегося вы можете дать начинающим бизнесменам?

Первое — заводите клиентскую базу на себя. Второе — не надо дружить с сотрудниками, не надо привязываться к ним эмоционально: рано или поздно уйдут. Лучше панибратства простые ровные рабочие отношения. Третье — нельзя быть мягким с сотрудниками. Нужно уметь говорить «нет». Четвёртое — не бойтесь потерять сотрудников: всегда можно набрать новых, и от этого вашей компании может быть даже лучше.

В вашей компании есть текучка кадров?

По большому счету нет. Атмосферу в компании я стараюсь поддерживать такую, чтобы людям было интересно у нас работать.

Выводы от себя не делаем — их делает жизнь: размах холдинга «Эвей» сегодня — четыре успешных бизнес-направления — IT, производство женской одежды, производство натуральной косметики, продажа медицинского оборудования. Годовой оборот группы компаний — 350 млн рублей в год.

Один день может решить многое...

6262
75 комментариев

«...работали допоздна, чтобы успеть выполнить заказы. Сергей уходил из офиса в восемь вечера»

На этом моменте вся Белая площадь в Москве смеётся и плачет.

59
Ответить

А вот если сказать, что с 8 утра..

7
Ответить

В регионах намного раньше и работать начинают, на некоторых предприятиях когда москвичи только начинают работать народ в регионах уже на обед идёт.

2
Ответить

Возможно, работали допоздна одни, а в 8 уходил кто-то другой :)

1
Ответить

да, смешно было на этом моменте, когда сам ухожу в 8-9 всегда и не считаю это какой-то драмой) а вообще текст весьма литературный в стиле донцовой, бульварное чтиво, так сказать заурядное

1
Ответить

на этом моменте многие компании Мск смеются)

1
Ответить

Офигенная мотивирующая статья, и доебка до одной строчки

Сам зацепился взглядом, но не надо же так ;)

Ответить