Приключения электронщиков: московский предприниматель открыл конструкторское бюро и производство электробайков Bike2b
Инженеры под руководством Дениса Неталиева разрабатывали руку-манипулятор и роботов-гуманоидов, а сейчас собирают электрические трайки — их закупает «Кухня на Районе».
В 2009 году Денис Неталиев путешествовал по Португалии и впервые увидел электроскутеры Segway. Инженер загорелся идеей разработать собственный электротранспорт, однако сперва решил набраться опыта.
Для этого он запустил сеть дистрибуции электротранспорта с партнёром из Екатеринбурга, а потом открыл собственное конструкторское бюро им. Теслы — чтобы собрать в нём команду, которая могла бы заняться разработкой электробайка.
В конце 2017 года в КБ им. Теслы обратился ресторанный холдинг «Росинтер» с задачей разработать электрический байк для доставки: холдинг озвучивал требования к электробайкам, а инженеры опирались на них, чтобы создать собственное устройство. Спустя семь месяцев компания разработала прототип устройства — но дальнейшее сотрудничество не задалось.
В июле 2018 года стартап самостоятельно запустил производство электробайков Bike2b. За год работы проект произвёл 300 устройств, посотрудничал с «Кухней на Районе» и «Додо Пиццей», а теперь планирует развивать сеть шеринга электробайков.
Конструкторское бюро
Как тебе пришла идея заняться конструкторским бюро?
В 2009 году я занялся дистрибуцией сегвеев (двухколёсных электрических скутеров) — сейчас это кажется привычным, но когда мы начинали, сегвеи казались людям чем-то из категории луноходов.
Я как-то путешествовал в Португалию, увидел на улице сегвей, догнал его и катался на нём целые сутки. Я подумал, что было бы круто привезти такие устройства в Россию и для этого связался со знакомым из Екатеринбурга — Олегом Михалёвым. Он открыл в центр продажи электротранспорта MK Prokat, а я присоединился к проекту в качестве директора московского офиса.
Сегвеи тогда были своего рода «космическими кораблями», на которых людям давали покататься пять-десять минут — за большие деньги.
В Европе на сегвеях обычно водили экскурсии по городу, а в России это был отдельный аттракцион.
Мы первыми привозили любые новинки — электрические велосипеды, гироскутеры, моноколёса и помогли открыться на нашей технике примерно 500 прокатам. Только за первый год мы продали 20-30 сегвеев и ещё несколько десятков других устройств.
Однако любой электротранспорт (кроме оригинального Segway) создан для потребительского рынка. А когда его ставят в прокат и начинают зарабатывать на нём деньги, то он начинает сыпаться — 50% техники отказывает за год.
Прокатчики — это обычно индивидуальные предприниматели, которые не слишком разбираются в том, что покупают. Устройства ломаются, а запчастей для них нет, потому что продуктовая линейка меняется каждые полгода.
Как дистрибьютор, мы были вынуждены помогать им: искать детали, советовать, куда написать, и самим обслуживать электротранспорт — гарантия производителя не действует на коммерческое использование.
По образованию я инженер поэтому и возился с ними сам. Даже пробовал писать в корпорации, что можно улучшить, — но мне отказывали, потому что мои предложения повысили бы себестоимость устройств.
Поэтому с 2014 года я пробовал сам дорабатывать устройства и продумывать собственные прототипы. Помогало то, что производители, которые поставляли MK Prokat свой электротранспорт, раскрывали всю подноготную работы над ним: вплоть до поставщиков комплектующих.
Я видел, с каким трудом транспортные стартапы выходят на рынок: чтобы разрабатывать электротранспорт, нужна сильная команда промдизайнеров, инженеров и разработчиков. Ещё критически важны связи с дистрибьюторами. У меня не было амбиции сходу, за полгода разработать что-то своё.
Поэтому я начал постепенно собирать вокруг себя инженеров, которые могли бы заняться задачей создания нового электробайка. Чтобы их работа окупалась, в 2016 году я зарегистрировал конструкторское бюро им. Теслы, которое принимало коммерческие заказы. Днём мы работали над инженерными задачами для клиентов, а во вторую смену — над собственной разработкой.
От кого приходили первые заказы?
От российских и европейских партнёров, с которыми мы общались как дистрибьютор электротранспорта.
Один из первых проектов — для театра роботов Robot City Amsterdam. Они делали небольших роботов-гуманоидов, которые плохо ходили, — хороший навык ходьбы только у роботов Boston Dynamics.
Но когда Robot City Amsterdam показывали представление, роботов нужно было быстро перемещать в середину сцены. Для этого мы сконструировали платформу, которая автоматически вывозила роботов на сцену и позиционировала их по центру.
Пока мы работали над этим проектом, поняли, что роботы-гуманоиды Robot City Amsterdam быстро изнашиваются и начинают ломаться. Поэтому мы ещё разработали для заказчика новые контроллеры и силовую электронику. В итоге мы просотрудничали с Robot City Amsterdam три года.
С кем ещё сотрудничали? Какие проекты тебе больше всего запомнились?
Мы долгое время сотрудничали с австрийским прокатчиком и разработчиком электротранспорта Horwin. Как-то они пришли к нам за сорок дней до крупной выставки и заказали разработку и презентацию новой модели скутера (концепта). Так как за полтора месяца скутер с нуля не собрать, мы разработали для Horwin дизайн нового устройства и презентовали его в виде квеста в VR. Зритель мог понаблюдать за процессом производства скутера — от идеи и до сборки на конвейере.
Ещё разработали руку-манипулятор по заказу производителя стабилизаторов для смартфонов Zhiyun. Они делали рекламную инсталляцию своего устройства и, чтобы продемонстрировать его возможности на практике, трясли камеру роботизированной рукой — а стабилизатор выравнивал её положение.
Как происходит процесс работы с заказчиком? Какие задачи вы на себя берёте?
Мы делаем продукты «под ключ» — занимаемся дизайном, разработкой и стратегией вывода на рынок. Мы не делаем проекты строго по заданному ТЗ – потому что клиенты редко разбираются в подрядчиках, производстве и технологии.
Сколько стоят такие проекты «под ключ»?
От 300-500 тысяч рублей. Наш самый дорогой проект — разработка складного электровелосипеда. Он обошёлся заказчику в 25 млн рублей.
А сколько проектов через вас проходит в год?
Около 15.
Как вас находят клиенты?
Чудом. Мы пока не вкладываемся в продвижение. У сайта конструкторского бюро даже нет индексации — я сделал лендинг на Tilda и оставил так. Обычно к нам приходят по рекомендациям от прошлых клиентов или инженеров, которые знают нашу команду.
C какими задачами к вам обычно обращаются?
В сфере электрического транспорта и робототехники. Ещё мы разрабатываем силовую и любую другую электронику — платы и микроконтроллеры «под ключ».
У нас немало заказов от клиентов, которые делают шеринги электросамокатов (например, Ninebot) или электровелосипедов в США и Европе. Им нужно делать свои замки, контроллеры и экраны, потому что прокатам нужен полный удалённый контроль модулей и режимов работы, которого нет в стоковых самокатах. Наш самый крупный заказ был от шеринга на несколько тысяч велосипедов.
Сколько сотрудников сейчас в конструкторском бюро? Чем они занимаются?
Пятнадцать, не считая рабочих и сборщиков. Основная команда — это автомобильные инженеры, электронщики, низкоуровневые программисты (пишущие на низкоуровневых языках программирования) и промышленные дизайнеры.
Ещё у нас есть субподрядчики (около 30 человек): команда разработчиков, которая занимается машинным зрением, и ребята, которые разрабатывают распределённые ИТ-системы. Мы привлекаем их под точечные задачи.
Электробайки
Когда решили запустить в производство электробайки?
В 2017 году, когда к нам пришёл с таким запросом ресторанный холдинг «Росинтер» (включает в себя «Иль Патио», «Планету Суши» и другие бренды). Они хотели развивать внедрить электрические байки, чтобы увеличить скорость доставки. Но к тому времени, как мы разработали прототип, менеджер «Росинтера», с которой мы это обсуждали, перешла работать в другую компанию.
Сколько времени ушло на разработку байка?
Семь-восемь месяцев. Выпускать электробайки мы начали летом 2018 года.
А денег? От кого привлекали средства?
Около 5 млн рублей — примерно пополам из собственных средств и займов.
Сколько было итераций электробайка?
Одна. КБ сразу разрабатывало документацию для серийного производства и заложило в неё вероятность того, что мы ошиблись в критических узлах. Мы продумали, какие могут быть варианты использования устройства, и разработали под них специальные модификации: есть версии с широкой и узкой подвеской, есть с литыми колёсами, есть на спицах и так далее.
Какие у него конкурентные преимущества?
Во-первых, мы сделали байк трёхколёсным (такие устройства ещё называют трайками), чтобы он был более устойчивым. Во-вторых, наш отсек для батарей позволяет устанавливать сколько угодно мощные аккумуляторы. Когда мы устанавливаем стандартные для наших байков литий-ионные батареи на 48 Вольт, в нём остаётся место, чтобы увеличивать их в длину.
Спереди байка мы используем автомобильную двухрычажную подвеску — чтобы он лучше переносил аварии. Даже если врезаться на трайке в стену, то придётся только заменить погнувшиеся трубы — а шарниры это переживут.
Мы используем качественные корейские механические тормоза. Есть ещё гидравлические, как на велосипедах, но они по нашему опыту плохо подходят для проката: для починки гидравлических тормозов нужно несколько дней.
Наши трайки заводятся с помощью магнитного ключа, и поэтому их бессмысленно воровать. Но на случай, если кто-то всё же попытается, мы сделали сигнализацию.
Одно из конкурентных преимуществ — это обслуживание. Мы собираем трайки в КБ в Москве, и если у пользователей возникают неполадки, то мы можем быстро проверить и «подкрутить» устройство. Ещё мы просим наших клиентов регулярно присылать нам фотографии рам и тормозов байков (через бота в Telegram) — чтобы предотвратить поломки.
Какая рыночная стоимость электробайка?
230 000 рублей
Сколько байков вы уже произвели?
Около 300 штук.
Кому поставляли байки?
Мы сделали пилотные запуски с «Кухней на Районе», «Додо Пиццей» и ещё двумя проектами, которые я пока не могу называть.
В конце 2017 года мы нашли ролик, в котором ребята из Bike2b обкатывали свой первый трайк со службой доставки. Мы написали им и предложили тестовое сотрудничество.
Пока что у «Кухни» 40 таких байков, но мы находимся в процессе закупки. «Кухня» старается балансировать между привычными велосипедами и трайками: велики дешевле, а электробайки быстрее, и нашим курьерам удобнее на них ездить.
Качество трайков нас устраивает. Мы планируем до конца года закончить их обкатывать и принять финальное решение.
Bike2b — эксперты в своём деле, и нам понравилось с ними работать. Однако франчайзи не захотели закупать электрические байки из-за высокой цены. Поэтому мы пока приостановили сотрудничество: но будем думать над новыми нишами взаимодействия с командой Bike2b.
Окупились ли инвестиции в проект?
Пока нет.
Какие у Bike2b планы на год?
Мы хотим привлечь инвестиции на то, чтобы наладить массовое производство — около 50 миллионов рублей. Пока мы собираем по паре байков в день, и производство загружено до октября: мы не можем привлекать новых клиентов.
Помимо этого мы будем запускать шеринг-систему, чтобы клиенты могли не закупать трайки, а брать их в аренду у Bike2b или партнёра.
Будущее
В какие сферы, по-твоему, первыми проникнут электробайки?
В первую очередь в доставку «последней мили». Например, в Европе уже не заехать в центр города на газели: а офисы нужно снабжать водой, отели — полотенцами и бытовой химией, рестораны — продуктами. Исторические центры городов становятся пешеходными, а на обычных велосипедах тяжело доставлять грузы — здесь на помощь приходят электрические байки. Поэтому мы ищем партнёра в Европе, который помог бы вывести Bike2b на местный рынок.
А что в России?
В России будет появляться больше сервисов по модели «Кухни на Районе». Следующим этапом будут склады «на районе», на которых будут храниться вода, бытовая химия и непортящиеся продукты. К нам уже начинают обращаться стартапы, которые хотят работать по этой модели: думаю, что к концу года они уже откроются по Москве.
За ними на рынок придут крупные игроки вроде «Утконоса» и «Азбуки Вкуса» — пока они перекрывают движение во дворах своими фурами. К тому же доставку обычно приходится ждать несколько часов, а то и весь день.
В «Кухне на Районе» я заказываю еду на 500 рублей и жду её полчаса. Почему, заказывая продукты на 10 000 рублей, я должен ждать целые сутки?
А дальше подключится и доставка техники: когда покупаешь IPhone за 70 000 рублей, хочется развернуть его как можно скорее — а не на следующий день.
Автор: Яна Павловская
Отличные ребята, успехов и процветания! :)
Супер - проект! Только Денис почему-то промолчал о том, что главная вишка их трайка в том, что на нем можно делать доставку зимой - форм-фактор и электромоторы позволяют это. Для Москвы это ключевое преимущество.
Что-то изменилось к сентябрю?
Сегодня видел их байк
Молодцы, но как всегда изобретают велосипед )))