Акселератор в России и в Европе. Есть ли разница и стоит ли игра свеч?

Всем привет! Меня зовут Деян, в 2022 я переехал во Францию по стартап визе и сейчас развиваю здесь свой стартап, записываю подкаст про капитализм, а также строю свое бутиковое агентство по релокации стартапов Movly.me. Мы много работаем с предпринимателями со всего мира, и за последние годы нехило прокачали свою насмотренность по рынку VC и акселераторов в ЕС.

В этой статье я хочу поделиться своими мыслями про отличия акселераторов в России и Европе, а также оценить их пользу для стартапов. Статья будет полезна для всех кто развивает или планирует развивать свои проекты, особенно на международном рынке.

Акселератор в России и в Европе. Есть ли разница и стоит ли игра свеч?

Этой мой дебютный пост на VC, поэтому не судите строго! В статье я делюсь своим опытом прохождения акселераторов в России (ФРИИ, МИК, Сколково, Инкубатор ВШЭ — да, мы с командой много через что прошли) и в Европе (Station F, TechStars, и куча локальных программ) — тут будет не только мой опыт, но и опыт клиентов из Movly.

Акселератор — что ты такое?

Это скучный раздел про то, что такое акселераторы и инкубаторы. Если вы и так в курсе, что и как, советую пропустить, чтобы сэкономить время.

Количество стартапов в мире растет в геометрической прогрессии. Все больше молодых предпринимателей, разработчиков и инженеров хотят создать свой собственный бизнес, а не пахать на дядю до старости. Основная проблема — часто они не знают, как начать или как преодолеть сложности на пути к своему *успешному успеху*. Один из популярных инструментов для помощи стартапам и молодым компаниям – это акселераторы и инкубаторы.

Акселератор – это программа, которая помогает стартапам и инновационным проектам достичь успеха в бизнесе. Акселераторы предоставляют финансовую поддержку, обучение, советы и контакты с инвесторами и представителями отрасли. Они обычно длительностью от нескольких месяцев до года, и за это время стартапы должны развить свой бизнес, создать продукт, привлечь инвестиции и готовы к выходу на рынок.

Инкубаторы — помогают довести свою идею до ума, запустить прототип или MVP и найти первых клиентов или тестовых заказчиков. Обычно они также длятся по 3-6 месяца, но проходят в более образовательном формате.

В моем личном опыте взаимодействия с акселераторами и инкубаторами, я сначала столкнулся с вышкинским инкубатором, после чего уже попал в более серьезные акселерационные программы.

Из-за этого у меня сложилось ощущение, что инкубатор это чисто образовательный процесс, который нужен предпринимателю, чтобы понять что вообще ему делать, как тестировать рынок, гипотезы, проводить касдевы и понять кто же твой заветный клиент.

Акселератор, по моему скромному мнению, это 90% про продажи и 10% про привлечение финансирования. По крайней мере, в акселераторе всем было пофиг на наш продукт, нужны были только продажи, продажи и еще раз продажи. Что, наверно, и правильно, так как by the end of the day, инвесторам не нужны отполированные продукты, а нужна сходимая юнит экономика и рост выручки.

Решил разбавить душное определение акселераторов, веселыми мемами из мира VC
Решил разбавить душное определение акселераторов, веселыми мемами из мира VC

Вернемся к нашим баранам. Как правило, акселераторы проводят конкурсы и отбирают наиболее перспективные стартапы для участия в их программах. Так, например, супер известный парижский Station F вообще берет по 10-20 проектов из тысяч заявок в свой батч, а Tech Stars или YCombinator порой и то меньше.

Обычно акселераторы предоставляют стартапам финансирование взамен на небольшую долю в компании, обучение и наставничество от опытных инвесторов и представителей отрасли, а также доступ к большому количеству потенциальных инвесторов. Пример — звезда Нидерланд Antler, которые дает на входе 50-250 тыс евро (правда бреют по оценке они фаундеров тоже знатно, но об этом в другой статье) .

Акселераторы могут предоставлять стартапам небольшие суммы финансирования для помощи в развитии их бизнеса. Кроме того, участие в программе может помочь стартапам привлечь более крупные суммы благодаря крутому нетворкингу. Тут за примером далеко ходить и не надо, просто посмотрите на пресс-релизы YCombinator и сразу все понятно станет.

Также одним из главных преимуществ акселераторов является их экспертиза и контакты в отрасли. Акселераторы обычно работают с опытными инвесторами и представителями бизнеса, которые имеют большой опыт в запуске и развитии компаний. Это означает, что стартапы, участвующие в программах акселераторов, имеют доступ к экспертизе и знаниям, которые могут значительно ускорить их развитие.

Что это за феномен такой вроде разобрались, погнали дальше.

Россия VS Европа — различие культур в акселераторах и инкубаторах

На самом деле, отличия между акселераторами в Европе и России просто огромные, поэтому данный раздел будет сложно структурировать. Про США тут говорить не буду, так как личного опыта не имею, а полагаться на чужие мнения и фантазировать не хочется. Если кто-то из читателей обладает таким опытом — делитесь в комментах, будет интересно обсудить.

Акселератор в России и в Европе. Есть ли разница и стоит ли игра свеч?

Итак, преступим.

Акселераторы «на чилле и расслабоне»

Первое, что бросится отечественному фаундеру, привыкшему фигачить новые фичи по ночам, это нерасторопность и расслабленность местной VC тусовки. В Европе все медленнее, люди не привыкли работать по ночам, поэтому ждать какой-то супер скорости не стоит.

Помню, что при приеме в акселератор в РФ меня даже предупреждали, что надо быть готовым работать по 120 часов в неделю. Тут же такого требования вы не услышите ни при каком из раскладов. Скорость будет отражаться на всем, на быстроте ответов менеджеров, на количестве звонков и встреч с командой акселератора и внешними инвесторами, на количестве людей работающих в коворкинге после 18;00.

Является ли это большим минусом? И да и нет. Прежде всего нужно понять (и принять), что темп жизни тут будет медленнее. При этом, привыкшие работать по 120 часов фанудеры из СНГ точно получат огромное преимущество и смогут поразить своей продуктивностью, как менеджеров акслератора, так и потенциальных инвесторов.

Трекинг не равно менторство

Вторым, поразившим меня фактом, стало то, что привычного нам трекинга в Европе практически нет. У меня даже появилась гипотеза, что трекинг это чисто российское явление (спасибо ФРИИ со своей школой трекеров, которая спустило эту методологию по всему СНГ рынку) .

Конечно, все акселераторы предложат вам тысячи всевозможных менторов, экспертов и советников. Но, никто из них конечно же не будет так отчаянно бороться за ваш продукт, разбирать с вами каждую гипотезу и требовать от вас результатов, как крутой трекер.

На мой взгляд, это самое большое упущение акселераторов в Европе, так как хороший трекер реально может принести стартапу огромную пользу. Горевать тут тоже не стоит, ведь менторы которых вам дадут аксели в Европе тоже могут быть крайне полезны, но потребуют от вас большей мотивации и стараний, чтобы эту ценность выбить.

Зато расслабленный темп дает вам полное право насладиться всей красотой европейской жизни (фото из личной коллекции автора)
Зато расслабленный темп дает вам полное право насладиться всей красотой европейской жизни (фото из личной коллекции автора)

Финансирование, гранты и инвестиции

Тут я бы все таки отдал заветное «очко» акселераторам в Европе, так как история с финансирование тут продумана в разы лучше. Начиная с оценок на раундах инвестиций, которые априори будут раза в 2 выше при прочих равных, чем в России. Заканчивая огромным количеством мелких грантов, льготных кредитов, которые можно получить очень быстро и просто.

Кстати, русофобией Европейские акселераторы не страдают, многие наши cтартапы с российскими фаундерами без проблем получили во Франции гранты на 10-20 тыс от акселератора на маркетинг, разработку и прочие нужды. Сами гранты дали хитрые (потратить их можно только на услуги подрядчика, т. е. акселератор не дает деньги лично вам, а как бы оплачивает за вас нужную вас услугу на безвозмездной основе) .

В России эта история была продумана намного хуже, и даже будучи резидентом Сколково, нужно было лезть в болото непонятной научной документации, чтобы получить хоть какие-то деньги.

Ответственность и принуждение

Еще одним важным пунктом в моем списке будет отношение между акселераторами и проектами. В России мне всегда казалось, что заключая договор с акселератором ты подписываешься на активную совместную работу и зачастую это так и выглядело. Регулярные звонки (минимум 1 раз в неделю), отчетность, трекинг и остальные артефакты создавали чувство ответственности.

В Европе все не так. Акселераторы работают по принципу "если вам не нужно, то и нам и подавно". Никто ни за кем не бегает, и только если вы ну совсем пропали с радаров на месяцы — вам вероятнее всего напишут и спросят все ли у вас хорошо.

Хорошо это или плохо — опять же решать вам. Я не пытаюсь поставить какие-либо шаблоны и обозвать одних хорошими, а других плохими. К тому же в зависимости от ситуации, то что для одного является плюсом, для другого может таковым не являться.

Есть мнение, что акселераторы в России с огромным фокусом на продажи ломают стартапы и разваливают команды. С другой стороны, иногда лучше быстрый факап, чем долгая и мучительная смерть.

Ивенты и нетворкинг

Тут я бы безоговорочно отдал бы первенство акселераторам из Европы. Практически каждый акселератор с кем я взаимодействовал либо со своим проектом, либо в нашей релокационной практике (а таких у меня очень много) предоставлял супер насыщенную программу: тут тебе и лекции с другими предпринимателями, и семинары с юристами или маркетологами, и совместные брейштормы, встречи в баре на пиво, конкурсы, пицца и вино, ой да чего там только нет,

В общем Европейцы берут от жизни все и устраивают не просто программу, а полноценный праздник активно миксуя полезные ивенты с кучей нетворкинга и даже развлечений.

Все это, конечно же создает просто невероятные возможности для нетворкинга. Однако обольщаться тут не стоит, на все мероприятия зачастую сходить просто не получится. Нужно будет либо на продукт забивать, либо находить еще один день в неделе, чтобы успеть на все.

Акселератор в России и в Европе. Есть ли разница и стоит ли игра свеч?

Тут должен быть вывод

А вывод сделать очень сложно. Лично мне больше зашла практика акселераторов в Европе, особенно учитывая мировую повестку, перспективы которые они могут дать явно перевешивают. Ну и конечно более медленный темп работы, дает мне больше возможностей понаслаждаться жизнью и позаниматься своими хобби и домашними делами.

В то же время, лично мне очень не хватало трекинга и большего вовлечения в мой продукт со стороны команды акселератора. Возможно меня избаловали отечественные программы или просто сложилась такая привычка.

В любом случае, важно понимать, что какой бы не был акселератор, на 99% успех твоего стартапа зависит от твоей мотивации и стремления. Не стоит ждать, что акселератор принесет вам инвестиции или других плюшки на блюдечке.

P. S.

Подписывайтесь на мой телеграмм канал, где я пишу про стартапы в Европе и релокацию. Если у вас есть вопросы или мой опыт может быть полезен — не стесняйтесь писать в телеграмм, буду рад помочь.

Бонус: топ 10 акселераторов, которые набирают проекты из России и СНГ

Startupbootcamp – один из самых известных акселераторов в Европе. Он предоставляет участникам доступ к экспертам в области бизнеса, технологий и инвестиций. Startupbootcamp имеет несколько программ, в том числе в области финансовых технологий, цифрового здравоохранения и транспорта.

Seedcamp – ведущий европейский акселератор, который помогает стартапам в области технологий и медиа. Seedcamp проводит интенсивные программы ускорения, обучение, менторство и предоставление финансовой поддержки.

Techstars – глобальная сеть акселераторов, которая предоставляет доступ к экспертам и инвесторам в области технологий и бизнеса. Techstars имеет более 50 акселераторов по всему миру, в том числе в Берлине, Лондоне и Париже.

Wayra – акселератор, созданный Телефоника, который специализируется на технологиях для связи и информационных технологиях. Wayra предоставляет стартапам доступ к экспертам, инвесторам и партнерам в отрасли.

Station F – инкубатор и акселератор, который работает с начинающими предпринимателями в области технологий, создавая собственные стартапы и инвестируя в стартапы других компаний.

The Family – акселератор и инкубатор, который помогает начинающим предпринимателям развивать свои бизнес-идеи в области технологий и бизнеса.

Level39 – акселератор и инкубатор, который специализируется на финансовых технологиях. Level39 помогает стартапам в этой отрасли получить доступ к инвесторам и партнерам.

Antler – международный акселератор, который помогает начинающим предпринимателям создавать свои компании в области технологий. Antler предоставляет обучение, менторство и финансовую поддержку.

Accelerace – европейский акселератор, который работает с молодыми компаниями в области технологий, цифровых медиа и жизненных наук. Accelerace предоставляет обучение, менторство и финансовую поддержку, а также связи с инвесторами и партнерами.

Ignite – акселератор, который работает с начинающими предпринимателями в области технологий, энергетики и жизненных наук. Ignite предоставляет обучение, менторство и финансовую поддержку, а также помогает стартапам получить доступ к инвесторам и партнерам.

5555
23 комментария
100 ₽

Спасибо, классный материал! Я как раз написал статью с 4 историями, как российские компании выходят на зарубежные рынки. Почитайте, будет в тему:

https://vc.ru/marketing/703131-s-chem-stolknetsya-startap-pri-vyhode-na-zarubezhnyy-rynok-4-istorii

2
100 ₽

Спасибо, классный материал! Я как раз написал статью с 4 историями, как российские компании выходят на зарубежные рынки. Почитайте, будет в тему:
https://vc.ru/marketing/703131-s-chem-stolknetsya-startap-pri-vyhode-na-zarubezhnyy-rynok-4-istorii

1

Спасибо за информацию и ссылки.
Помогают ли акселераторы с визовыми вопросами?

3

Зачастую нет, но дают письма для министерства экономики (нужно для стартап визы и ВНЖ)

4

Если у меня есть только идея, стоит идти в инкубаторы? Или лучше сначала собрать команду и mvp и только потом соваться туда?

3

Инкубаторы зачастую и нужны на этапе от идеи, до первых продаж. Многие кстати даже специализируются на том, чтобы подобрать вам кофаундера,

В Нидерландах такое очень любят практиковать, вот пример: https://hollandstartup.com/en/

3