Клиент: — «Сколько стоит копия Facebook?

Клиент: — «Сколько стоит копия Facebook?

«Сколько стоит сделать копию Facebook (Avito, Яндекс.Такси, fl.ru...)?» - один из самых популярных вопросов клиентов, на который мы сегодня дадим развернутый ответ и расскажем, как это выглядит со стороны людей, которым предстоит это делать.

«Черный ящик»

Когда нам дают задачу скопировать какой-то сервис, то для нас он представляет собой некий «черный ящик». Абсолютно неважно, что это за программа: сайт, мобильное приложение или драйвер. В любом случае, мы сможем увидеть, как он выглядит снаружи, но у нас нет доступа к тому, что находится внутри.

Это примерно, как если бы нам показали автомобиль и попросили сделать точную копию, но не дали возможности заглянуть под капот: мы можем ограничиться лишь внешним осмотром и посидеть за рулем. А залезть в багажник - уже нельзя!

Соответственно, мы будем вынуждены решать следующие задачи:

  1. Предположить и придумать - а как же внутри устроен этот «автомобиль», у которого мы видим только кузов?
  2. Представить, из каких деталей он состоит. Для понимания: любой современный автомобиль - это примерно 18 000 деталей…
  3. Прикинуть, какие специалисты нужны для создания этих 18 000 деталей и сколько времени займет создание каждой.

В разработке программного обеспечения - похожий процесс: систему, которую мы создаем, нужно разбить на кучу мелких составляющих. Придумать, как и кем их создать, и как они будут взаимодействовать друг с другом. Именно поэтому «просто скопировать» - непростая и объемная задача.

«Верхушка айсберга»

Avito, Facebook, Яндекс.Такси… Если бы клиент знал изнутри бизнес, на который ссылается, то он бы обнаружил, что в нем трудятся десятки, а то и сотни программистов, которые создавали сервис в течение нескольких лет. Оплачены тысячи часов специалистов, которые ушли на производство продукта.

Считая, “сколько стоит скопировать Facebook” мы увидим все результаты их труда. И, когда мы сделаем список этих результатов, клиент всегда обнаруживает, что видел, от силы, 10% “Facebook”.

Остальные 90% ему становятся видны лишь после того, как мы проделали довольно большую работу. Вы ведь не видите двигатель, рулевые рейки, топливопровод, когда садитесь за руль автомобиля?

Что будет потом?

Клиент понимает, что 90% возможностей сервиса ему вообще не нужны. Это трудозатраты, которые не дадут ему никакой пользы. Тысячи человеко-часов, потраченные на возможности, которые ему никогда не пригодятся. Дорогие и бесполезные.

«Скопируйте дочку соседа, да подешевле!»

Почему вообще клиент приходит с таким запросом? Ему кажется, что раз эта работа уже проделана, то нет ничего проще, чем взять и скопировать. Экономит кучу денег!

Но есть небольшая проблема - мы ничего не можем взять из Facebook, потому что:

  1. У нас (и ни у одного другого подрядчика) нет доступа к исходному коду. Да даже если бы и был - он собственность другой компании.
  2. У нас нет исходников дизайна, то есть дизайн тоже нужно будет пересоздавать.
  3. У нас нет знаний об архитектуре продукта. Мы можем только предположить, как он устроен внутри. Даже если прочтем кучу статей на хабре - там будет лишь приблизительное описание.

Увы, запрос “сделайте как у соседа” - не делает работу дешевле :(

«Дайте мне кочергу!»

Программный продукт - не самоцель: с его помощью клиент хочет решить свою бизнес-задачу. Например, заработать или сэкономить денег, захватить аудиторию, создать удобный инструмент для сотрудников.

Только вот парадокс: клиент не приходит к нам с вопросом о бизнес-задаче. Он приходит с вопросом о техническом решении. То есть, с запросом типа «мне нужна кочерга». А для чего она ему? Может, он собирается дрова колоть, а там топор нужен?

Клиент не является специалистом по решениям (обычно он решает такую задачу первый раз в жизни), но, увидев кочергу, ему кажется, что ВОТ ОНА, волшебная палочка!

Но, когда мы зададим вопрос «а какую бизнес-задачу вы решаете?» и подумаем, какое решение было бы действительно оптимальным, окажется, что оно не имеет вообще никакого отношения ни к Facebook, ни к кочерге. Ну, вот вообще ничего общего.

Резюме

По всему выходит, что запрос «сколько стоит копия…?» - бессмысленный. Для того, чтобы ответить на него буквально, нужно проделать колоссальную работу, которая никак не пригодится ни нам, ни клиенту. Почему так уверены? Да мы делали эту работу, много раз.

Клиент: — «Сколько стоит копия Facebook?

Что же делать? Имеем мнение - писать техническое задание.

Любой нормальный читатель на этом месте подумал “вы говорите это потому, что хотите нам продать!!!”

И да, и нет. Попробуйте найти хорошего строителя, который начнет строительство дома без проектно-сметной документации. Или автомеханика, создающего автомобиль без чертежей. Или опытного предпринимателя, создающего новый бизнес без финмодели.

Даже если мы делаем программу для себя - мы начнем с техзадания. Нам так же, как и вам, не хочется тратить на это “лишние” деньги. Но мы знаем, что без этого не обойтись. Иначе небоскреб - завалится, бизнес будет больше забирать, чем приносить, а с автомобилем - неизвестно, кто на ком будет ездить.

У данной статьи лишь одна цель: избежать бесполезной работы, и делать полезную работу для вас. Поговорим, зачем вам “кочерга”?

1717
24 комментария

Ну приехали, а история Вконтакте?) или похожие друг на друга сервисы такси, уберизация) Большинство стартапов - это ж копипаст.

В общем, продукт можно скопировать и при этом сделать лучше по архитектуре, учитывая проблемы первопроходца. А в эпоху фреймворков и оптимизировать. Например, оригинал подвисающий php-монолит, а копия - балансированный микросервисный mern/mean-stack. Потому стратеги и парятся насчет наличия unfair advantage у продукта :)

6
Ответить

ВК не совсем тот пример. Тот же Дуров был молодым студентом, который хоть как-то понимал технические нюансы.
А обычно за копией сайта приходят люди, далекие от IT.
Выглядят они все плюс-минус одинаково:
Давайте возьмем 10-20-50 тысяч рублей и закажем сайт.
Нам сделают копию популярного сервиса.
Мы запустим сайт в течении первого месяца работы к нам придут люди, ибо у нас такой чудесный сайт.
????
PROFIT!!!

Начинаешь спрашивать у заказчика: А вы вообще уверены, что Ваш будет кому-то нуженн?
Они в ответ: Да вы посмотрите на %Популярный_сервс%! Они же такие деньжищи берут за свои услуги. Я сделаю все тоже самое и дешевле! Народ ко мне толпами пойдет.

В реальности: никогда никуда на такие сайты не идет. И даже если у тебя чудесная микросервисная архитектура на модном фреймворке, всем будет пофиг. Ибо популярным сервисом пользуются, из-за популярности, а не кода внутри.
И по итогу в интернете есть десятки заброшенных сайтов-клонов с посещаемостью в 2,5 человека.

9
Ответить

Копируется идея. Даже интерфейс в клонах уже отличается. Дизайн пересоздается. Код пересоздается. Речь о том, что копирование идеи не ускоряет/не упрощает/не удешевляет разработку. Ну, если не брать что-то под white label - но здесь-то речь не об этом запросе.

1
Ответить

копировать можно, но не надо сравнивать палец с... когда fb и vk начинались, то там функционала было ну пусть на человекогод работы, сейчас это уже монструозные проекты. Поэтому печально и смешно когда у человека денег на средний сайт (включая маркетинг), а хочет завоевать мир

Насчет фреймворков, монолитов и тп - когда разработчики начинают рассуждать о вещах, которые нравятся им без анализа рынка, на выходе в 99% имеем охеренный продвинутый продукт не нужный никому, либо потому что пока пилилось вышло еще 100500 фреймворков и аналогичных сервисов из говна и палок, но уже монетизируемых, либо просто "шото мы кажется ошиблись".

Да и вообще, если не брать исключения в виде скайпа или майспейса, обычно конторы отслеживают конкурентов, странно полагать, что они сидят на попе ровно и ничего не делают в плане разработки.

ПЦ я не топлю за то, чтобы не делать клонов и вообще не барахтаться, но имеет смысл хоть немного понимать куда ты лезешь, зачем и иметь стратегию продвижения. Ну или относится к этому как к хобби.

Ответить

Копия Фейсбук давно остро нужна миру, а вот такие люди как вы — тормозят её появление.

4
Ответить

Я на изи могу верстать копии сайтов 1 в 1, только толку от таких сайтов, трафик не пойдет просто так даже по похожему названию сайта, да и к тому-же это уже ближе к аферам где вводят в заблуждение и за которые легко могут посадить.
Нужно понимать саму суть как на сайт дают трафик или как развивать коммерческий сайт, если это что-то серьезное или долгосрочное, а не типа - давайте сделаем что-то похожее, и хайпанем на том что там сейчас популярно... Нет нифига, вам теперь к Царю на поклон нужно прийти чтобы сайт работал и зарабатывал, в буквальном смысле и я не преувеличиваю о том как сейчас работают сайты в России которые приносят доходы владельцам.

2
Ответить

А зачем разрабатывать с нуля? Уже давно все эти клоны разработали. Покупаешь готовый скрипт, меняешь Диз. И все, ты бизнесмен, качаешь бабло

1
Ответить