Провели первый мини-«Редатон» — как хакатон, только про тексты

Особенность курсов о редактуре в том, что они не о редактуре — а о том, как писать сильные тексты. А как редактировать не очень сильные тексты, рассказывают гораздо меньше.

Между тем, проблемы бывают: запутанная структура, не информативные заголовки, сложный синтаксис, примитивный синтаксис, однообразный синтаксис... И человек, который сам пишет нормально, еще не обязательно сможет вправить чужой текст, причем так чтобы автор не пошел вешаться за гаражами — зря смеетесь, это целое искусство.

Много классного материала грозит «Франкенштейном»

И вот мы пишем чудо-статью для производителя и продавца туристического снаряжения — о том, как правильно собрать рюкзак. Экспертами статьи выступили наш клиент и его друзья — профессиональные туристы. В итоге мы собрали 25 страниц материала, которые, собравшись в текст, напоминали Франкенштейна — и не сказать, чтобы he's alive.

25 страниц «Франкенштейна»
25 страниц «Франкенштейна»

Тогда мы с коллегами решили собраться на мини-«Редатон» — собираемся в скайпе, расшариваем экран и вместе редачим.

На мини-«Редатоне» лечили структуру

Типичная болезнь очень многих хороших текстов — запутанная структура. Структура путается, не потому что автор лишен логических способностей, а потому что у него слишком много материала и уже непонятно, как увязать всё это богатство в стройный рассказ.

В нашей статье говорилось о том, какие вещи понадобятся, как их собрать, как разложить и отсортировать, как упаковать перед укладкой в рюкзак, что последовательность укладки вещей зависит от типа похода и наличия общественных вещей. А еще, что надо правильно выбрать литраж рюкзака, чтобы оптимально его заполнить. Какие способы укладки есть, как правильно надеть рюкзак, чтобы не сорвать спину… Все это с таблицами, схемами, фотками и танцами с бубном.

Оголили структуру

Выпишите все заголовки и напишите основные мысли под ними.

Основные идеи абзаца: собираем вещи как попало либо по списку, а после надо разложить их не горкой
Основные идеи абзаца: собираем вещи как попало либо по списку, а после надо разложить их не горкой

Посмотрите, связаны ли логически основные мысли с заголовком, нет ли там повторений? При чтении текста это легко пропустить, а когда делаешь список — всё очевидно.

Пункты 3-5 не имеют отношения к заголовку — либо менять заголовок, либо перерабатывать блок
Пункты 3-5 не имеют отношения к заголовку — либо менять заголовок, либо перерабатывать блок

Пройдясь по всему тексту, мы нашли дубли и явные нарушения логики. А еще убедились, что статья — просто огромная, не осилить.

Нашли новое ядро для статьи

Сам по себе список заголовков и тезисов — впечатляет, но ничего не дает. Нужно выбрать новый центр статьи — вокруг какой идеи будет строиться все повествование. Тут надо помозгоштурмить.

Сначала выделили главные блоки статьи, без которых тема останется не раскрытой.

Выделили главные блоки статьи, от которых никто не был готов отказаться
Выделили главные блоки статьи, от которых никто не был готов отказаться

Далее — посмотрели, что в статье повторяется в разных пунктах, и попробовали взять это за основу. Спойлер: фигня получилась.

От этих вариантов мы отказались — они не покрывают весь материал и не из мира читателя
От этих вариантов мы отказались — они не покрывают весь материал и не из мира читателя

Наконец, нашли. Все вертелось вокруг вещей — их надо собрать, подготовить и правильно сложить. Тема статьи — про то, как сложить. Значит про все вещи и их подготовку говорим в контексте, как сложить. Если эпизодически надо упомянуть особенности упаковки вещей для водного похода — делаем это одной строкой, а не выделяем в блок.

Параллельно показываем историю сбора рюкзака: от разложенных по дивану слоями до счастливого туриста с рюкзаком и неотвалившейся за 100 км спиной.

На что лично я очень надеюсь
На что лично я очень надеюсь

Статья отправлена на доработку, и к концу месяца увидит свет. Теория про работу со структурой подробно изложена в моей статье «Как починить структуру текста» — шерьте и пользуйтесь.

Повторим «Редатон»?

Опыт с коллегами мне понравился — продуктивно и даже весело. Они у меня скромные ребята, но говорят, было полезно.

У меня есть завиральная идея сделать «Редатон» открытым, массовым и регулярным. Не обязательно только для специалистов — писать и редактировать приходится людям разных профессий. Такие воркшопы позволяют научиться работать с текстом (и автором текста) осознанно и с меньшим скрипом мозгов.

И пусть хороших текстов в рунете будет больше!

33
7 комментариев

Категорически за Вашу идею!

2
Ответить

Спасибо)

Ответить

Молодцы, это как минимум интересно

1
Ответить

Благодарю за комплимент)

Ответить

Продуктивный подход. Мне нравится.

Ответить

Спасибо! Буду рада, если вам пригодится)

Ответить

Прохожу учебу по копирайтингу. Читаю разные статьи, информацию о том, как сделать текст понятным, цепляющим и интересным. В данной публикации четко показано, как реанимировать текст. Тоже возьму себе на заметку.

Ответить