Задолбались сводить отчетность на Wildberries руками и сделали таблицу, которая всё автоматизировала

Выручка у 90% продавцов на Wildberries меньше 1 млн рублей в месяц — так оценил сервис SalesFinder. Чтобы продавать больше, надо уметь считать экономику, следить за штрафами и другими удержаниями. Мы разработали таблицу, которая помогает считать деньги, а еще показывает, сколько от выручки «откусил» маркетплейс.

С вами Олег Неворотов, управляющий партнер UPMARKET и автор телеграм-канала про бизнес и маркетплейсы «Пакет брать будете?». Сводить отчетность по продажам на Wildberries всегда было для меня самой скучной частью работы. Обойтись без этого нельзя, иначе не будешь понимать, что происходит в твоем бизнесе. Но только представьте, сколько полезного можно сделать вместо того, чтобы вручную подставлять данные из отчетов.

Чтобы сэкономить время, мы с командой UPMARKET создали сложную отчетную систему на основе no-code решений и баз данных. А для своих клиентов сделали инструмент, который можно быстро внедрить: вбили все формулы в Excel-таблицу и указали, откуда брать данные.

Теперь достаточно сохранить отчеты из личного кабинета в папку на компьютере. Система скомбинирует данные и покажет только то, что нужно для быстрой аналитики. Сейчас покажу и расскажу, как она работает.

Что показывает таблица

В таблице учитываются все деньги, которые мы получаем или теряем на Wildberries. Сразу заметно, в какие недели продаж было больше, повышал ли маркетплейс объем штрафов или стоимость логистики.

<p>Это сводная таблица по Wildberries. Сверху данные за несколько недель, снизу — график зависимости доходов от расходов</p>

Это сводная таблица по Wildberries. Сверху данные за несколько недель, снизу — график зависимости доходов от расходов

Таблица упрощает работу продавца на маркетплейсе и помогает получать все важные данные в одном окне — на листе «Недельные отчеты». Ниже самое основное, что можно там сделать.

Увидеть данные за полную неделю. На Wildberries бывают случаи, когда вместо одного отчета за неделю приходит два:

  • Рабочая неделя разорвана праздниками. Например, в конце прошлого года продавцы получили два отчета: с 26 по 28 декабря и с 29 декабря по 8 января.
  • Часть товаров продается в странах Таможенного союза. По ним маркетплейс формирует отдельный отчет, который тоже присылает раз в неделю.

Если отчетов два, с аналитикой будут сложности: считать выручку, расходы и прибыль придется вручную. Наша таблица автоматически сливает отчеты за нужный период в один и показывает итоговые цифры.

Здесь видно, как сработала таблица в праздники: показала выручку за две нормальные календарные недели, а не так, как разбил Wildberries
Здесь видно, как сработала таблица в праздники: показала выручку за две нормальные календарные недели, а не так, как разбил Wildberries

Посмотреть выручку. Продавцы на Wildberries получают не полную стоимость проданного товара, а сумму, которая остается после всех удержаний. В таблице мы видим, на какую сумму продали, а сколько реально получим.

<p>Сумму, которую мы получим, видно в столбце «К перечислению за товар». Не нужно вручную отнимать расходы и удержания от выручки</p>

Сумму, которую мы получим, видно в столбце «К перечислению за товар». Не нужно вручную отнимать расходы и удержания от выручки

Узнать о расходах на маркетплейсе. Wildberries берет комиссию за свои услуги, а также списывает деньги за штрафы и другие расходы. Для удобства удержания суммируются, но можно увидеть детализацию по каждому пункту. Достаточно раскрыть столбец «Расходы и прочие удержания» через «+».

В нашей таблице учитываются не только штрафы, но и логистика, хранение товара и прочие мелкие удержания

Удержания и расходы дублируются в таблице так, чтобы мы видели проценты от выручки. Это удобно для анализа. Если процент стал выше, значит, либо выручка упала, либо маркетплейс повысил удержания, например за перевозку товаров клиентам.

<p>Колонка с процентами также позволяет не считать ничего вручную — мы просто отслеживаем динамику и решаем, стоит ли принимать меры</p>

Колонка с процентами также позволяет не считать ничего вручную — мы просто отслеживаем динамику и решаем, стоит ли принимать меры

Без таблицы можно долго не замечать, что процент удержаний растет. С таблицей мы сразу увидим разницу, сможем обратиться в поддержку маркетплейса и разобраться в проблеме.

Увидеть, когда упал доход. Это сумма, которую мы получаем после всех удержаний. Она и расходы на маркетплейсе — это основные показатели в таблице. Мы вынесли их на отдельный график, чтобы следить за динамикой.

<p>Так выглядит график. Зеленая линия — это доход, оранжевые столбики — расходы на маркетплейсе</p>

Так выглядит график. Зеленая линия — это доход, оранжевые столбики — расходы на маркетплейсе

В норме расходы соотносятся с доходами. Например, вы продали больше товаров — доход вырос. Значит, понадобилось больше ресурсов, чтобы довезти покупки клиентам, — расходы выросли. Но иногда продавец может пропустить момент, когда Wildberries начал брать бóльшую комиссию за свои услуги. Тогда расходы растут, а доходы остаются на прежнем уровне.

Кроме листа «Недельные отчеты», в таблице есть листы с аналитикой продаж — из детализаций и по артикулам. Они тоже полезные: вот что в них можно делать.

Посмотреть, какая категория товаров лучше продается. Исходный отчет по продажам с Wildberries — это простыня, в которой сложно разобраться. В нашей таблице намного проще: все товары разбиты по категориям. Мы можем указать период, за который нужно посмотреть продажи, и они появятся в мини-таблице. Вот как это выглядит ↓

<p>Достаточно выбрать позицию товара, период и проанализировать продажи. Для примера взяли брюки и период с декабря по февраль. Видно, что за это время продали 183 штуки</p>

Достаточно выбрать позицию товара, период и проанализировать продажи. Для примера взяли брюки и период с декабря по февраль. Видно, что за это время продали 183 штуки

Аналитика продаж помогает понять, какие товары самые топовые, хорошо продаются и редко возвращаются. А еще — выявить позиции, которые стоит вывести из ассортимента.

Как мы работаем в таблице

Мы собрали таблицу в Excel с помощью редактора Power Query — это инструмент для аналитики, который помогает работать с внешними источниками данных. В том числе с отчетами Wildberries.

Вот как мы готовим таблицу к работе.

Создаем папку на компьютере, куда будем складывать отчеты с Wildberries. Назовём её, к примеру «Отчеты».

Открываем таблицу и указываем на первом листе путь к папке и будущему файлу в ней. Так мы показываем таблице, откуда брать данные.

<p>Путь пишем на листе «Настройка» — это нужно сделать один раз</p>

Путь пишем на листе «Настройка» — это нужно сделать один раз

Скачиваем отчеты из личного кабинета на Wildberries. Для анализа используем еженедельные отчеты и общую сводку. Сводку можно выгрузить по кнопке «Скачать excel», а отчет за неделю — если нажать на три точки в столбике «Действие».

Это личный кабинет продавца на Wildberries. Там можно посмотреть и скачать все нужные отчеты
Это личный кабинет продавца на Wildberries. Там можно посмотреть и скачать все нужные отчеты

Распределяем файлы в папке по такому принципу:

  • В «Отчеты» кладем файлы, которые скачиваем каждую неделю. Их нужно назвать так, как указано в графе «№ отчета».
  • Сводку, которую скачиваем по кнопке «Скачать excel» в личном кабинете продавца заменяем новой каждый раз.

Загружаем отчеты с маркетплейса в папку, переходим на вкладку «Данные», нажимаем «Обновить данные». Это нужно, чтобы таблица прочитала информацию в папке и добавила в свой отчет новую информацию.

Получаем данные в удобном формате. Благодаря таблице отчет можно проанализировать за несколько минут.

Эту таблицу мы в UPMARKET даем клиентам, которых сопровождаем на Wildberries. Специально для читателей vc.ru на сутки выложу файл в открытый доступ в своем телеграм-канале. Подписывайтесь, забирайте и пробуйте анализировать свои продажи. И читайте интересные истории и лайфхаки, которые упрощают работу продавцов.

134134
95 комментариев
100 ₽

Олег, спасибо за полезный материал и упоминание SalesFinder!

В продолжении темы просчета экономики для селлеров: в нашем сервисе также есть автоматизация финансового анализа при подключении магазина по API - https://youtu.be/C-he9Dh2Dgs

23
Ответить

Вайлдберриз - чисто отражение российской действительности: нужно самому создавать таблицы и БД, чтобы отслеживать штрафы и списания, а потом обращаться на маркетплейс и пытаться разобраться в проблеме. При этом для списания штрафа самому "замечательному" маркетплейсу ничего никому доказывать не нужно. Классика!

24
Ответить

Хорошо устроились. Может на заре ещё как-то продвигали.

3
Ответить

В некотором смысле согласен, но кроме как подстраиваться ничего не остаётся в данном случае

1
Ответить

может после этой статьи создадут сервис для аналитики для продавцов

Ответить