Как удалёнка влияет на бизнес? По-разному — и это нужно учитывать в работе HR

В целом сотрудники любят удалёнку, но, как и везде, есть нюансы.

Как удалёнка влияет на бизнес? По-разному — и это нужно учитывать в работе HR

Сколько людей, столько есть и мнений по поводу удалёнки. Кому-то работать в таком режиме не нравится совсем — тяжело сосредоточиться вне офиса и разделять личное с профессиональным.

Другие уже не представляют свою жизнь без удалёнки, ведь это возможность работать из любой точки мира, совмещать карьеру и уход за детьми, да и просто не тратить лишние часы на дорогу из офиса и обратно.

Исследователи соглашаются, что удалённая работа позитивно влияет на показатели бизнеса в целом, но есть и нюансы, которые важно учесть, чтобы такой режим работы приносил только пользу.

Обо всём этом — ниже.

Почему удалёнка позитивно влияет на бизнес

Сокращает издержки. Чем больше сотрудников работает из дома, тем меньше расходы на офис — аренду, коммуналку и другие издержки. Сэкономить получится и на релокации сотрудников, проживающих в других местах и готовых работать удалённо. Кстати, это актуально не только для бизнеса, но и для самих сотрудников — удалёнщики тратят меньше денег на бензин, общественный транспорт, одежду и питание.

Сотрудники чувствуют себя лучше и работают продуктивнее. На фоне пандемии на удалёнку пришлось уйти даже тем, кто о таком режиме работы не задумывался совсем. Результаты вынужденного эксперимента показали, что большинство удалёнщиков почувствовали, что их продуктивность и общая удовлетворённость работой выросли. А некоторые даже сказали, что готовы зарабатывать меньше, лишь бы остаться на удалёнке.

Расширяет пул потенциальных сотрудников. Раньше нанять сотрудника из другого города означало не только столкнуться с дополнительными издержками, но и не иметь гарантии успеха. Одних не радует перспектива переезда ради работы, а другие и вовсе не готовы осесть в одном месте. С удалёнкой расстояние — больше не проблема.

Меньше текучки и больше принятых офферов. Возможность удалённой работы — серьёзное конкурентное преимущество, которое выделяет бизнес среди других компаний. Исследования показывают, что современные профессионалы в 3 из 4 случаев готовы поменять работу, если в новом месте им предложат дистанционный формат, а в 69% могут пожертвовать другими преимуществами трудоустройства ради удалёнки.

Как удалёнка может навредить бизнесу

Несмотря на очевидные преимущества, удалёнка может и негативно сказаться на бизнесе — и это важно учитывать.

✖ Падение продуктивности из-за технических сложностей. Исследования показали, что один из главных факторов, который может привести к фрустрации, а следовательно и падению продуктивности на удалёнке, — недостаточное техническое оснащение сотрудников.

Проще говоря, сотрудникам не нравится тратить дополнительное время, деньги и нервы, чтобы иметь возможность делать свою работу без дополнительных хлопот. Поэтому важно проследить, чтобы у всех были приличные компьютеры и наушники, быстрый интернет, а программы не лагали в самый неудачный момент.

✖ Выгорание из-за проблем с work-life balance. Некоторые сотрудники на удалёнке чувствуют, что граница между работой и личной жизнью размывается — в итоге они работают дольше, чем делали бы это в офисе, и чаще сталкиваются с профессиональным выгоранием. Например, одно из исследований показало, что 36% опрошенных сотрудников на удалёнке чувствуют, что должны быть на связи в любое время.

✖ Снижение вовлечённости в командную работу. Сотрудники на удалёнке меньше вовлечены в коллектив — они хуже знают своих коллег и менее известны сами, а ещё часто жалуются на отсутствие поддержки от коллег и руководителей.

Это приводит к снижению продуктивности — в отсутствии близкого контакта с коллегами 34% сотрудников с опытом работы менее пяти лет пожаловались на такую проблему. Менеджеры также отмечают, что в условиях удалёнки стало сложнее вводить в курс дела новых сотрудников и приобщать их к корпоративной культуре.

✖ Отслеживать эффективность сотрудников — сложнее. Несмотря на то, что в среднем удалёнка способствует росту продуктивности, в таких условиях сложнее отслеживать, чем занимаются сотрудники в конкретный момент, как продвигается работа над долгосрочными задачами, и оценивать их загруженность.

✖ Карьерный рост удалёнщиков — под угрозой. 62% руководителей считают, что полная удалёнка губительна для карьерного роста, а 67% думают, что удалёнщиков заменить проще, чем тех, кто работает в офисе. Выстраивать отношения действительно проще в офлайне. К тому же менеджеры признают, что с большей вероятностью поручат задачу человеку, который находится рядом прямо сейчас, а не на удалёнке.

Негативные стороны можно компенсировать, и вот как

✔ Использовать технические возможности по максимуму. Ещё 10 лет назад исследования показывали, что сотрудникам не нравится работать удалённо. Это изменилось именно благодаря техническому прогрессу. Сегодня на рынке представлены решения, которые помогут отслеживать занятость сотрудников и улучшать коммуникацию между разными членами команды, качество брейнштормов и эффективность онлайн-обучения.

Webinar — проект, созданный для того, чтобы деловое общение и обучение в онлайне ничем не уступали живым встречам. Платформа для вебинаров, организация видеовстреч, корпоративный мессенджер и организация виртуальных мероприятий — Webinar предлагает полный пакет услуг для того, чтобы продуктивность и вовлечённость сотрудников на удалёнке только росли, а значит улучшались и результаты бизнеса.

✔ Отслеживать занятость сотрудников, но не перегибать. Удалёнка повышает риск того, что одни сотрудники будут перегружены, тогда как другим будет проще выкроить свободное время. Чтобы распределять задачи равномерно, можно использовать онлайн-планировщики. При этом важно, чтобы сотрудники чувствовали, что им доверяют, а такие обещанные плюсы удалёнки, как гибкий график, оказывались реальностью. Эксперты соглашаются, что следить за экраном сотрудников или временем, проведённым в конкретных программах, — уже перебор.

✔ Ввести чёткие метрики эффективности. Без живой коммуникации сотрудники могут тревожиться из-за результатов своей работы и, как следствие, выгорать. Чтобы этого избежать, есть смысл ввести понятные метрики эффективности. В идеале удалёнщики должны иметь возможность следить за ними в реальном времени.

✔ Разработать новый подход к адаптации и обучению сотрудников. Работа HR, которая в первую очередь связана с коммуникацией, усложняется вместе с распространением удалёнки. Но это можно компенсировать, если разработать чёткие правила, регулярно получать обратную связь от сотрудников и выбрать современные технические решения.

✔ Не забывать о командной работе и обратной связи. Проблему недостатка коммуникации не решить одними лишь постоянными созвонами — иногда они только добавляют стресса и отнимают лишнее время. В каких-то случаях принимать решения и договариваться удобнее в асинхронном формате — например, в общем майндмэпе или по старой доброй электронной почте. Обо всём этом эксперты рекомендуют подумать и разработать специальные протоколы для удалённой работы. В последних также важно учесть, что удалёнщики с большей вероятностью не получают достаточно поддержки и признания от руководства.

Резюме

Без удалёнки современный работодатель как без рук. Такой формат работы не только позволяет сократить издержки бизнеса, но и привлечь и удержать сотрудников.

Сегодня немногие согласятся ходить в офис каждый день. Но чтобы удалёнка приносила только радость и бизнесу, и сотрудникам, важно помнить, что этот режим работы требует новых подходов и решений. В последнем помогут новые технологии, продуманные протоколы для удалённой работы и, конечно, обратная связь.

66
1 комментарий

Радует, что многие компании идут в ногу со временем и активно поддерживают удаленный формат работы.
Считаю, регулируемый внутри отдела гибридный формат работы идеален для поддержания адекватного work-life баланса)