Пять задач, которые HR-директору помогает решить рекрутинговое агентство (спойлер: одна даже не входит в договор)

Не верю в марвеловских супергероев, но за свою практику видела много суперлюдей. И это HRD ― многорукие многоноги, которые за стандартные 24 часа в сутках выполняют по сотне задач одновременно. Психолог, юрист по трудовому праву, маркетолог, кадровик, бюджетный администратор, руководитель отдела ― все это о директоре по персоналу. Но труд его обычно остается за кулисами успеха бренда ― не замеченный за рекламными вывесками и портретами лучших сотрудников месяца.

На HRD держится коллектив. Скорее всего, это единственный в компании человек, знающий в лицо каждого сотрудника. Однако, даже самым опытным HR-директорам в их далеко не простой работе, порой нужна помощь. Поэтому в этой статье я хочу рассказать о пяти задачах, при решении которых рекрутинговое агентство может быть полезным для внутренних HR специалистов.

Пять задач, которые HR-директору помогает решить рекрутинговое агентство (спойлер: одна даже не входит в договор)

Сэкономить бюджет на HR-нужды

Если мы говорим о крупных фирмах, то одна из функций HRD ― планирование годового бюджета на персонал.

По моему опыту, это та статья расходов, которую руководство «режет» в первую очередь. Поэтому директору отдела персонала зачастую приходится работать в спартанских условиях: “Нас всего 300, но персов удержим”. Это я к тому, что самая обычная задача HRD ― найти всех нужных специалистов “еще вчера”, при этом “не вспотеть”, а заодно и сэкономить бюджет.

Пять задач, которые HR-директору помогает решить рекрутинговое агентство (спойлер: одна даже не входит в договор)

Представим, что в IT-компании средняя годовая текучка кадров ― 2-3% при штате 200 человек. Это приблизительно 6 вакансий. Руководство ставит перед HRD задачу набрать в течение года еще 100 человек, и она ложится на плечи одного-двух рядовых рекрутеров, у которых вдобавок куча других должностных обязанностей. Они не выдерживают нагрузки и тоже увольняются.

Итого: вместо шести человек нужно уже восемь + незакрытая задача по набору 100 человек.

Чтобы избежать подобного случая, HRD может заранее запланировать статью расходов на привлечение рекрутингового агентства, обосновать ее перед руководством и в установленный срок закрыть все необходимые вакансии без потери персонала и финансов.

Во-первых, для подобных массовых единоразовых наборов персонала HRD проще нанять специалистов со стороны. Смысла расширять штат HR-отдела под подобные задачи нет, ведь потом будут трудности с сокращением. Нового сотрудника нужно найти и обучить ― это раз. После набора, когда задача закрыта, и он становится уже не нужен, его придется сокращать, а это значит, что за 2 месяца надо предупредить о сокращении, и потом выплачивать выходное пособие за 2 или 3 месяца (в зависимости от дополнительных условий) ― это два и три.

Во-вторых, агентства работают по договору и имеют обязательства перед компанией, например, предоставлять на рассмотрение резюме специалистов только высшей квалификации.

В-третьих, агентства предоставляют гарантию, по которой подберут другого специалиста в краткие сроки, если нанятый сотрудник не справляется или не подходит компании по любым другим причинам.

Маленьким компаниям стоит привлекать внештатных рекрутеров просто потому, что это выгодно. Они будут закрывать штучные вакансии по необходимости. Кадровым делопроизводством, как это часто бывает в небольших компаниях, будет заниматься бухгалтер, а организацию процессов адаптации, развития и оценки персонала может взять на себя кто-либо из руководства компании. В практике нашего агентства был такой кейс: к нам обратился руководитель небольшой компании, чтобы мы закрыли несколько “горящих” вакансий в его компании. На одной из встреч он поделился с нами своей “болью”, что не может определиться ― нужен ли ему в компании отдел рекрутинга. Мы предложили ему посчитать годовые расходы на содержание отдела и сравнить их со стоимостью услуг по подбору персонала на аутсорсе. После подсчета затрат оказалось, что ему выгоднее закрывать вакансии с нашей помощью, чем выделять бюджет под расширение штата.

После этого случая у нас родилась идея: сейчас мы разрабатываем для сайта IT-Пекарня раздел «Калькулятор», где можно будет самостоятельно посчитать и сравнить ― во сколько компании обходится стоимость подбора своими силами и силами рекрутингового агентства.

Найти узконаправленного специалиста

Я общалась лично со многими HR-директорами и могу сделать вывод: на эту должность берут только профи своего дела. Но они все же остаются людьми, и просто физически не способны разбираться во всех областях сразу. Особенно таких узконаправленных, как информационная безопасность, программирование, разработка программного обеспечения.

Если в компанию требуется специалист узкого профиля, а подчиненные HRD не разбираются в IT-сфере, то всему отделу (а, возможно, и лично HRD) придется выпасть из потока работы на пару дней/недель для изучения матчасти, чтобы закрыть вакансию. Но даже тогда не исключены трудности и ошибки при подборе кандидатов. Самое очевидное, с чем могут столкнуться штатные HR-специалисты в подобных случаях, это:

  • потратить неоправданно много времени на проведение собеседований с кандидатами, которые, на самом деле, не подходили компании еще на этапе рассмотрения резюме;
  • искать не того специалиста, потому что важная деталь о соискателе или вакансии была упущена из-за отсутствия профильных знаний по теме.

У нас был и такой кейс: крупная IT-компания с очень квалифицированным отделом подбора персонала хотела добавить в штат узкопрофильного сотрудника ― Ceph инженера. Мы две недели изучали рынок, в итоге оказалось, что на всю страну есть «полтора» подходящих специалиста, которые будут стоить баснословных денег. Заказчик еще раз обдумал необходимость такой вакансии и решил, что компания обойдется и без нее.

Вот почему я считаю, что с помощью внештатных HR-специалистов наши корпоративные коллеги действительно могут экономить время, ресурсы и финансы своих компаний.

Набрать большой штат быстро без потери качества

Пять задач, которые HR-директору помогает решить рекрутинговое агентство (спойлер: одна даже не входит в договор)

Повторюсь: на плечах всего отдела HR и его директора, в частности, лежит большое количество задач. В сутках всего 24 часа, которые нужно распределить между их выполнением. Особенно это важно, когда стоит задача набрать штат максимально быстро. И в таких случаях внештатные рекрутеры полезны как при закрытии «штучных» вакансий, так и при массовых наборах специалистов, например, при открытии нового направления в компании или при резком расширении штата.

Донести до руководства определенную мысль

Еще одна функция директора по персоналу ― административная, и подразумевает общение с коллегами, кандидатами и непосредственно руководством.

По понятным причинам, HR-директор хорошо знает о рабочей обстановке внутри коллектива. Например, кто из сотрудников больше и лучше всех работает, кто, наоборот ― не выполняет свой функционал на 100%. Какой специалист действительно нужен в определенный отдел, а какой станет дублировать обязанности коллег.

Зачастую у HRD нет проблем с общением внутри команды, но периодически могут возникать сложности при общении с руководством. К сожалению, не все руководители готовы слышать своих подчиненных. Из-за этого, например, определенные рекомендации по созданию микроклимата в коллективе или возможным кадровым перестановкам остаются неуслышанными. В этом случае мой опыт показывает, что мнение со стороны кажется более весомым. Даже если оно слово в слово повторяет мысль, уже озвученную HR-директором.

У нас в практике было несколько подобных примеров, приведу два из них.

Собственник бизнеса 5 лет назад нанял разработчика за 100 000 рублей. Сейчас ему понадобился точно такой же и по той же цене. нанял разработчика. HRD провел исследование рынка и сообщил руководству, что цены на услуги подобных специалистов выросли. Однако владелец бизнеса не поверил и было принято решение обратиться к нашему агентству. Мы подтвердили вывод HRD с помощью актуальных резюме, и вопрос был решен.

Для другой компании мы искали DevOps-специалистов. Мы присутствовали на внутренних технических собеседованиях, которые проводил руководитель IT отдела, и общались в чате с профильными сотрудниками. За это время у меня сложилось впечатление, что руководитель IT-отдела преследовал свои интересы. Например, всячески демонстрировал, что без его круглосуточного контроля и работы, направление попросту развалится. После моей беседы с HRD догадки подтвердились. Оказалось, что этот человек действительно разрушал команду с тех пор, как стал руководить направлением. Однако он пользовался авторитетом в глазах владельца. С нашей помощью все же удалось заменить этого человека другим специалистом. В результате под управлением нового руководителя отдел не только не развалился, но и стал работать по нормированному графику. Это один из случаев, когда потребовалось мнение со стороны, чтобы произошли положительные изменения.

Знакома мне и другая боль штатных HR-специалистов: из-за плотного графика руководители порой не находят времени на общение с ними, как и с другими сотрудниками компании. Другое дело ― внештатный рекрутер, с агентством которого был заключен договор оказания услуг. Встреча с ним равносильна встрече с подрядчиком бизнеса.

Это не значит, что роль HRD обесценивается. Просто психология такая ― по-разному относиться к работе стороннего и штатного специалистов.

Повысить авторитет HRD в коллективе

Пять задач, которые HR-директору помогает решить рекрутинговое агентство (спойлер: одна даже не входит в договор)

Этот пункт далек от основных функций рекрутинговых агентств, но при этом является чем-то вроде естественного рабочего фактора. Позитивной профдеформацией. Поэтому несмотря на немалую загруженность, внешние рекрутеры обычно находят время сказать доброе слово и своим коллегам in-house, и об этих самых коллегах их руководству.

Мы лучше других понимаем ― как тяжело HRD справляться со всеми возложенными на них задачами. Выделить профессионализм коллеги, отметить выстроенные рабочие процессы и профессионализм набранного персонала ― вполне естественно.

Конечно, не это будет первопричиной обращения в агентство, но отношения здоровой взаимопомощи станут приятным дополнением к сотрудничеству. Мы всегда поддерживаем коллег, так как их профессиональные заслуги часто могут быть недооценены или неочевидны для окружающих.

Когда внешний рекрутер НЕ нужен

Да, я открыто говорю о таких ситуациях, и хочу отметить, что в наших услугах практически не нуждаются компании, где:

  • уже есть выстроенная и систематизированная HR-служба;
  • стабильный коллектив, предсказуемая средняя текучка кадров и стандартные задачи;
  • штат увеличивается постепенно и предсказуемо.

По моему опыту, услуги агентств чаще всего нужны в трех случаях: закрыть узкопрофильные штучные вакансии, решить задачи, выходящие за пределы физических возможностей HRD и его подчиненных, либо, если компания большая и ей нужно привлечь максимум профессиональных кадров.

Возможно остались еще задачи при выполнении которых рекрутинговые агентства могут быть полезны собственникам компаний и HRD? Предлагаю обсудить их в комментариях.

5656
20 комментариев

У собственных HR глаз часто замылен.
Стремятся соответствовать ожиданиям боссов, которые бывает расходятся с интересами компании.
Думаю, внешний подрядчик может добавить объективности.

6
Ответить

Я чаще встречала ситуации, когда у HRD просто не хватает какой-то узкой компетенции, потребность в которой возникла внезапно.
Или просто человек реально работает долгие месяцы в режиме супергероя 24/7

Во всяком случае мне пока не попадались такие HRD, которые не понимали бы реальную ситуацию в компании. Бывает, что им не хватает сил, времени или статуса в глазах собственника.

1
Ответить

Всегда работали только с внутренним HR-отделом. Даже сложно представить, чем внешние рекрутеры могут быть лучше, при условии правильной отладки процессов внутри. Специфика - ИТ компания.

1
Ответить

Отвечу со своей внешней колокольни:
Есть компания а, которая нанимает каких то разработчиков, например c++
Есть компания б, которая ищет людей с таким же стейком профилем и задачами

Представим что единственное отличие между компаниями это работа с агентствами.

Представим что агентство умеет закрывать кандидатов подходящим компаниям а и б, но ещё компаниям из смежных сфер, имеет огромную базу нетворка благодаря командам рекрутеров и поток который они обрабатывают так же качественно как внутренний отдел компаний а и б, но умножить на 10.

Как вы думаете, у какой компании кроме того что больший поток кандидатов, ещё будет преимущество найти какого-то единорога, неограненные алмазы и других гениев которые даже не знают что такое хх, или не обновлял резюме 1000 лет? Какая из компаний знает как пользоваться hr брендом клиента, сможет продать вакансия, довести кандидата а иногда и переманить на более выгодные условия.

У КА всегда будет чуть шире экспертиза, потому что работает в компаниях где нужны условные плюсы, но не только из тех сфер где работают компании а и б.

Как показывает практика, клиенты не платят за поток, а платят за результат, очень мало агентств работает за предоплату

Задача КА(вроде тех где я работаю), подружить компании с кандидатами, чтобы был идеальный метч, и процесс не занимал пару месяцев.

Чтобы прям как в тиндере)

((если хотите прийти за таким крутым сервисом пишите в личку, рассказывайте кого вы ищите и мы вам найдём ненаходимых, и наймем ненанимаемых))

2
Ответить

Вы абсолютно правы, я об этом тоже написала.
Но ведь не каждая компания может позволить себе HR отдел)
И не все задачи вписываются в отлаженные процессы

Ответить

Ceph навсегда в моем сердце!

Не представляю, как и когда HRD еще успевают жить ― помню случай, когда мне на запрошенную информацию о позиции отвечали уже после десяти-одиннадцати вечера, невзирая на необходимость в отдыхе и сне.

1
Ответить

Или в 5 утра)

1
Ответить