Минпромторг предлагает маркетплейсам запретить продажу собственных товаров на площадке. Разбираемся

Маркетплейсы выделят в отдельную категорию, запретят собственные продажи товаров и заставят менять правила для партнеров не чаще, чем раз в полгода.

Минпромторг несколько дней назад сделал информационный вброс в крупные медиа про готовящийся закон “о маркетплейсах”.

Рынок поднялся на уши. Вчера редакция радио МоскваFM срочно в прямом эфире попросила меня прокомментировать новые инициативы и чем они обернутся для селлеров и пользователей.

Когда позвонили с радио, я мирно завтракал. Вот так берут интевью у экспертов 😂

Сегодня хочу с вами обсудить инициативы и в конце статьи предложить свое решение так называемой “проблемы” маркетплейсов. В комментариях напишите, что сами по поводу этого думаете. Поехали.

Меня зовут Вик Довнар. Я управляю агентством Hooglink.Agency (за прошлый год продали товара на 800 млн. рублей через Авито) и веду телеграм-канал про большой товарный бизнес @vlkenot

Что предлагает правительство?

Минпромторг предлагает маркетплейсам  запретить продажу собственных товаров на площадке. Разбираемся

Минпромторг считает, что отрасль с оборотом более триллиона рублей в год не может остаться без регулирования. Нужно дать определение агрегаторам в законодательном поле.

Но главное:

👉Запретить маркетплейсам с оборотом более 200 млрд. в год продавать свои товары на своей площадке. Тут ребята из Минпромторга ссылаются на “закон о рынках”.

Дескать, маркетплейсы - это онлайн-рынки. А управляющим компаниям рынков по действующему закону запрещается заниматься коммерцией на своей территории.

Почему хотят запретить?

Потому что (и я с этим согласен) в руках маркетплейсов весь маркетинг, логистика и продажи на площадке. Но и это еще не все. У них глубокая аналитика по каждому селлеру.

И когда тот же Wildberries или Ozon выпускает конкурирующий продукт под своей маркой (а с каждым годом таких все больше), на основе аналитики успешных селлеров и выбивают последнего с рынка. Это как минимум не честная игра.

Как максимум - пользование своим положением. По факту, чем больше растут такие компании, тем больше у них власти. И тем больше они влияют на экономику в целом.

Тоже самое происходит с Amazon на американском рынке. Только там антимонопольная служба разбирается с каждым делом в отдельности. Но такой жесткий закон "о не продаже товара" в штатах так и не был принят.

Во вторых, Минпромторг предложил запретить менять оферту с селлерами менее, чем раз в полгода. Сейчас продавцы просто не успевают подстроить свои бизнес-процессы под меняющуюся корпоративную политику, в итоге получают многомиллионные штрафы или просто не получают прибыль.

Что случится на самом деле?

Во время планерной дискуссии на РИФ
Во время планерной дискуссии на РИФ

Во первых, с моей точки зрения, это важные законы. И я хотел бы поблагодарить сотрудников Минпромторга за такие инициативы. С этической стороны и заботе о гражданах - они правильные.

Но есть одно большое но…

К сожалению, инициатива с запретом не реализуема. А законы, которые невозможно проконтролировать не стоит принимать.

Почему не реализуема? Потому что даже в случае принятия (а я в этом сомневаюсь, так как у WB и Ozon очень сильное лобби), есть понятные пути обхода: создание долевых или фиктивных компаний, размещающих свой товар на маркетплейсах.

Да, бренд селлера и бренд площадки будет разный. Но это создаст множество компаний-сателитов принадлежащих так или иначе агрегатору.

👉И внимание…

Внешне будет казаться, что монополии на площадке нет 😱 А внутри весь топ выдачи будет принадлежать сателитам. И если сейчас % продаж личных CTM известен и открыт, то при принятии закона агрегаторы уйдут в тень.

И это только один из возможных негативных сценариев принятия закона.

Что бы предложил я?

Если бы со мной советовался Минпромторг по поводу данного закона, я бы предложил другое решение. Его как раз вчера озвучил на МоскваFM.

✔Я предлагаю обязать маркетплейсы с оборотом более 50 млрд. рублей в год открывать контакты селлера пользователям, позволить брендировать магазин, открывать сайт и т.д.. А последним передавать базу пользователей, купивших их товар.

Минпромторг предлагает маркетплейсам  запретить продажу собственных товаров на площадке. Разбираемся
Не так как сейчас: крошечное лого, а полноценный брендированный магазин с сайтом и контактами.
Не так как сейчас: крошечное лого, а полноценный брендированный магазин с сайтом и контактами.

Сейчас главная проблема для селлеров в том, что размещаясь на площадке, продавец не строит свой бренд, не копит базу и полностью зависим от хотелок агригаторов. По факту он не копит активов. А именно активы делают богатых багатыми.

Уйти селлер с площадки не может. За каждого возвратного клиента - платит. Это такая форма кабалы. Поэтому открытие контактов и брендирование магазинов, в совокупности с правилами ниже, должны помочь развитию e-commerce рынка в целом и бизнеса селлеров в частности.

Установить общий стандарт алгоритмов выдачи товаров для всех агрегаторов. Он может быть гибкий, его можно будет менять, например, раз в год. Но если подумать, можно прийти к решению, которое удовлетворит и площадки, и пользователей, и продавцов.

Нужно работать именно с демократизацией алгоритмов. Потому что все остальное не так сильно влияет на конечный результат что для селлеров, что для пользователей.

Принять поправку о том, что оферту нельзя изменять чаще, чем раз в полгода. Почему? Объяснил выше.

Почему "брендирование и открытие контактов" может быть выгодно маркетплейсам?

Первое: По статистике “продвинутых селлеров” всего 8% - 10%, остальные будут работать как и раньше, поэтому убыток от "создания брендов" и использования базы контактов для МП будет минимальный.

Но зато появится возможность, которой будут пользоваться настоящие предприниматели двигающие рынок.

Второе: Большинство клиентов, все так же будет покупать через маркетплейс (не переходя на сайт селлера) так как доставка выгоднее (например, на Ozon) и можно купить сразу много разных позиций, привычка сформирована.

Но теперь, в случае если любимого товара нет, клиент без труда ассоциирует свой позитивный опыт с брендом и возможно пойдет искать его на других площадках. В итоге маркетплейсам придется боротся за бренды и качественных производителей, что будет на пользу рынку.

👉При этом агрегаторы смогут беспрепятственно продавать свои CTM.

Третье: Я слышал на планерной сессии по регулированию e-com, что правительство составляло закон об “агрегаторах”, в котором прописывалось, что “если клиент ассоциирует услугу или товар с агрегатором, то и отвечать за брак и другие проблемы с товаром должен агрегатор”.

И если такое правило введут для товарного бизнеса, это будет еще одной проблемой современных маркетплейсов. И лучше решить этот вопрос сразу.

"Если клиент ассоциирует услугу или товар с агрегатором, то и отвечать за брак и другие проблемы с товаром должен агрегатор"

Плюсы для пользователей:

Они будут знать “в лицо” селлера, производителя и держателя бренда. И будут знать, к кому обратиться в случае проблем. Более того, часть проблем будут решаться быстрее поддержкой самого селлера.

Конечно, тут нужно сделать ряд правок и углубиться в детали. На это не хватит одной статьи. Но в целом я предлагаю такое направление.

А что думаете вы? Напишите в комментариях, какой должен быть закон о маркетплейсах?

Можно также обсудить в моем телеграм-канале, там я рассказываю о свободных нишах в товарном бизнесе.

9191
193 комментария

Граммар-наци просили передать автору, что :
Каббала - это религиозное учение
Кабала - подневольная зависимость.
В статье, конечно, надо писать "кабала", а не "каббала"...

20

также:
- агригаторов
- багатыми

7

Но закабаливают маркетплейсы понятными только им, "каббальскими" методами

1

Почему государство и какие-то там Еноты, имеют право вмешиваться в бизнес частных компаний?

12

Комментарий недоступен

31

Суть капитализма, что рано или поздно появляются монополии с которыми невозможно конкурировать. После их появления всё падает. Озоны, вайлдберисы и другие амазоны это и есть монополии, которых как раз должны ограничивать госы иначе всем будет очень плохо, ну кроме мп.

24

Регулирование монополий. Не слышали о таком?
................................................................
Маркетплейсы всё дальше отодвигают конечных продавцов от покупателей.
Давят он-лайн продажи конечных продавцов своими маркетинговыми акциями, продвижением, моделями работы.
Мы, конечные продавцы, не можем с ними конкурировать. Вот прямо никак.
В итоге будет со всеми остальными потребительскими товарами как сейчас с алкоголем и мясом - дерьмо и дерьмо.
.................................................................
Была отличная модель у я.маркета - просто реклама. Пусть остаются рекламными площадками, пусть СДЭК, ДЛ и Почта России будут доставщиками.
.................................................................
Да. сейчас покупателям удобно - покупаешь со скидкой, доставка бесплатно, ПВЗ во дворе.
Но поверьте - когда они съедят продавцов, они придут за покупателями

13