Тёмные паттерны в дизайне продукта

Как продуктовый дизайнер я решил посмотреть на практику применения тёмных паттернов после пранка, который вышел из под контроля. Мы видим тёмные паттерны повсеместно, но насколько же уместно их применение?

Тёмные паттерны в дизайне продукта

Начну с предыстории. Мы с хорошим другом любим подкалывать друг друга, и часто в Telegram присылаем сообщения с текстом «Голосовое сообщение» или «Фотография». Это просто текст, который пишется в уведомлениях. У собеседника появляется ожидание, что он откроет и будет слушать голосовое сообщение, посмотрит фотографию, но перейдя в диалог увидит обман.

Я пошёл дальше и отправил ему силуэт стикера, так Telegram отображает стикер пока он полностью не загрузился. Сложно понять, что этот силуэт и есть уже загруженный стикер. Я пошёл ещё дальше, так появился набор стикеров «Connecting…». Вот уже 500 тысяч раз люди видели бесконечно загружающийся видеокружок или силуэт фотографии, а по нажатию на него открывался экран с бесконечной загрузкой и заголовком «Connecting…».

Это обычные стикеры в Telegram, такие может сделать и загрузить любой человек. Если вы не поняли как это работает, то вот вам те же экраны, но с другим набором стикеров.

Тёмные паттерны в дизайне продукта

Это наверное яркий пример тёмного паттерна, поскольку мы точно знаем ожидания и осознанно ломаем привычный паттерн. В данном случае получился такой розыгрыш, максимальный ущерб от которого это перезагрузка телефона либо понимание, что контент не может загрузиться.

Применение тёмных паттернов

Каждый кейс применения тёмных паттернов можно разложить по шкале от самого чёрного – буквально мошенничество с кражей чувствительных данных, до светло-серого – заранее поставленная галочка напротив e-mail рассылки. Где-то между на шкале – подписка с бесплатным пробным периодом и отмена подписки из нескольких шагов с попыткой вызвать чувство упущенной выгоды и вины.

Тёмные паттерны в дизайне продукта

Цель бизнеса – заработать деньги, поэтому многие продукты используют тёмные паттерны. Наверное, стало даже нормой включать дополнительные опции по-умолчанию (платные опции при покупке авиабилетов к примеру), предлагать «бесплатную» подписку, и прятать возможность отменить подписку.

В ЕС и США существуют законы, которые уже сейчас запрещают определённые типы паттернов: введение в заблуждение, недостоверная информация о продукте, и буквально мошенничество. Думаю, в скором времени мы увидим новый виток дискуссии об этом.

Применение тёмных паттернов на практике – вопрос этики в процессе создания продукта. Команда может принять неверное решение, успешно закрыть цели квартала, но тем самым испортить репутацию продукта.

Но хочется отметить, что попытка просто придумать тёмный паттерн в самом дизайн-процессе может привести к пониманию хорошего пути для пользователя и избежать ошибок в проектировании.

Маленькая уловка или большой обман

Хороший дизайнер и хороший бизнес заботятся о своём пользователе и своей репутации, не используют тёмные паттерны, которые могут расстроить, и в конечном итоге побеждают тех конкурентов, которые пошли на обман.

Спасибо, что дочитали! Если хотите дополнить тему или поддержать, пишите комментарии. Также я пишу заметки про UX и рабочие моменты в свой Telegram-канал @goodux. Буду рад пообщаться и посотрудничать!

1515
7 комментариев

Если хотите дополнить тему или поддержать, пишите комментарии

Ответить

Спасибо за материал, пиши еще

Ответить

Всегда раздражают эти тёмные силуэты. Пузырики какие-то

Ответить

Отключена автозагрузка..

Ответить

Классная статья, спасибо

Ответить

Почему так мало, еще давай)

Ответить