Как открыть магазин товаров для животных в 2023: бизнес-план и основные риски

Как открыть магазин товаров для животных в 2023: бизнес-план и основные риски

В пандемию увеличилось число владельцев домашних животных. Помните, москвичам разрешали выходить на улицу, чтобы выгулять своих питомцев? Тогда и случился рост как домашних любимцев, так и потребностей в товарах для них. Особо предприимчивые россияне, предугадали повышенный спрос и стали занимать активно растущую нишу.

С тех пор ситуация не изменилась: в домах 70% россиян есть домашние питомцы. Кошки, собаки, хорьки, попугайчики и многие другие. Своих любимцев владельцы считают едва ли не членами семьи, которым необходимы внимание, забота и должный уход. Траты россиян на домашних животных за последние четыре года увеличились более, чем на 30%. Люди не меняют рационы питомцев и балуют их вкусняшками и походами к грумерам даже сейчас, когда из-за санкций доступ к привычным кормам ограничен.

Расскажем, как войти в столь перспективный и востребованный бизнес, с чего начать и на что обратить внимание: помещение и правильно организовать торговое пространство, поставщики товара и его расположение на полках, сколько денег потребуется на открытие зоомагазина и на чем можно сэкономить.

Почему это выгодно?

Магазин товаров для животных — бизнес стабильный. Здесь высокий спрос и большой выбор поставщиков. Даже в кризисные моменты владельцы домашних питомцев заказывают лакомства впрок. Несмотря на уход зарубежных брендов, дефицита нет — пустующее место заняли отечественные производители и производители из Турции, Китая, стран Азии.

В сервисе «Яндекс Вордстат» можно проверить частоту поиска в сети определенных товаров. Более 100 000 запросов в месяц «купить корм для кошек»
В сервисе «Яндекс Вордстат» можно проверить частоту поиска в сети определенных товаров. Более 100 000 запросов в месяц «купить корм для кошек»

Несмотря на очевидные плюсы зообизнеса, такие как стабильный спрос, отсутствие сезонности и большие сроки годности товаров, есть и минусы: конкуренция, необходимость лицензирования и специализированного образования.

Для начала определите формат открываемого магазина и ассортимент

Это может быть зоомагазин с небольшим разнообразием товаров — довольно распространенный формат. В них продаются товары широкого спроса — корма популярных марок для кошек и собак, средства по уходу и совсем немного аксессуаров. Посетители — жители района или ЖК, которые ориентируются на шаговую доступность. Конкурировать с маркетплейсами, интернет-магазинами и сетями не приходится. Для магазина будет достаточно небольшой площади — порядка 20 кв. м.

Либо можно открыть зоомагазин с более широким товарным ассортиментом. Крупный магазин, где продаются не только популярные бюджетные виды кормов, но и более дорогие и редкие. В ассортименте также товары для птиц, грызунов, рептилий и других животных, ветпрепараты, большой выбор аксессуаров. Площадь такого магазина — уже от 40 кв. м.

Учтите, что с 1 марта 2023 года в России вступили в силу правила продажи животных в магазинах — нужно соблюдать требования по содержанию. Для каждого вида животных свой свод правил.

Хотите сузить конкурентное поле — открывайте магазин более узкой специализации, который ориентируется на определенный вид животных, например рыбок и, в связи с этим, услуги по обслуживанию и проектированию аквариумов. Удобнее всего будет разместить такой магазин в центре крупного города или торговом центре.

Если же планируете представить более широкий ассортимент животных — мелких грызунов и птиц, ящериц и хамелеонов, рептилий — непременно установите высокие стандарты клининга, чтобы не было запаха, который может отпугнуть покупателей.

Не стоит делать ставку не продажу редких животных. Как правило в зоомагазине живой уголок денег не приносит. 50% посетителей заходят в магазин, чтобы полюбоваться. При этом питомцы увеличивают долю спонтанных покупок — бывает, что семья пришли посмотреть на кролика, а уходят с клеткой, кормом, игрушками и кроликом.

Магазин товаров для животных с ветаптекой

Это лучший вариант для зообизнеса, но потребуется больше вложений, специальное оборудование, образование и лицензия. Точно будет нужен специальный холодильник, градусник и гигрометр для контроля влажности воздуха.

Онлайн-магазин

Открывать интернет-магазин лучше уже после того, как раскрутите офлайн точку.

В онлайне покупают большими упаковками: например, корм для собак может весить 15 кг, а наполнитель для кошачьего туалета — 10 кг, поэтому доставка очень важна и без нее работать не выгодно. Как открыть интернет-магазин, как настроить платежи и доставку — в этой статье.

Если у вас нет большого опыта в торговле, проще всего стартовать с франшизой

Но и здесь есть свои плюсы и минусы. Это готовая бизнес-модель, все процессы выстроены «под ключ», не нужно продумывать стратегию развития магазина, меньше затрат на рекламу и продвижение, ведь бренд уже известен покупателю.

Однако при этом вы должны закладывать в бизнес-план ежемесячные выплаты, быть готовыми к контролю со стороны владельца франшизы, столкнетесь с ограниченным списком поставщиков и сложностями в условиях договора и расторжении контракта.

Пошаговый план по открытию зоомагазина с нуля

Запуск зоомагазина, как и любого другого малого бизнеса, включает стандартные этапы: регистрация юрлица, аренда площади и поиск товара, открытие и продвижение. У каждого формата своя целевая аудитория, товарная матрица, способы продвижения и локация.

Вашими покупателями могут быть:

  • Люди, которые заботятся об окружающей среде.
  • Владельцы активных собак, которым необходимы спортивные игрушки, ошейники, поводки и другие товары для активных прогулок.
  • Те, кто заботится о здоровье питомцев.
  • Любители экзотики, заводящие дома птиц, ящериц и других редких животных.
Пример целевой аудитории — кинологи, дрессировщики, владельцы активных собак
Пример целевой аудитории — кинологи, дрессировщики, владельцы активных собак

Тщательно продумайте место для открытия магазина. Это может быть город или пригород, торговый центр или небольшой магазин в спальном районе.

Помните, что люди приобретают товары и для домашних любимцев чаще всего там же, где и продукты для себя.

Особенности покупки. В городе товары для животных покупают мелкими партиями, чтобы хватило на несколько дней, так как имеют возможность сходить в магазин пешком. Больших упаковок корма в магазине может и не быть, акцент на акции.

А вот в пригороде потенциал для открытия такого бизнеса гораздо выше. В частном секторе держат больше животных, например, крупная сторожевая собака и кошка. Если магазин открываете в элитном загородном поселке, то наполняйте ассортиментом среднего и высшего класса, большие упаковки, которые наверняка хозяевам есть где хранить.

❌ Начинающим предпринимателям эксперты советуют открывать зоомагазин рядом с парком. Логика следующая: люди ходят гулять в парк, иногда со своими питомцами, а по пути обязательно к ним зайдут за лакомством или кормом.

Но рядом с парком владелец как раз не настроен покупать товар в большом количестве — тяжело нести объемные пакеты с кормом или наполнителем для туалета, если даже они там дешевле.

Если выбираете ТЦ, то хорошо проанализируйте: количество посетителей, расположение, транспортные и пешеходные потоки, якорных арендаторов и нет ли ваших потенциальных конкурентов. Скорее всего в ТЦ будет высокая проходимость и специально спроектированные и оборудованные для каждого бизнеса площади, что безусловно — большой плюс. Но в торговых центрах и более жесткие правила. Так администрация может оштрафовать магазин за несвоевременное открытие или за неправильно оформленные витрины.

Можно открыть и уличный магазин, так называемый «стрит-ритейл». Здесь будет более адекватная арендная плата; близость к покупателю; свобода действий для предпринимателя — вы сами устанавливаете часы работы или время для разгрузки товара. Но при таком раскладе расходы на уборку торгового зала и близлежащей территории выше, чем в ТЦ, и они лягут на ваш бюджет.

Как выбрать удачное место с высокой проходимостью

Выбирая локацию под магазин, анализируйте ближайшую зону пешей доступности — 1 км или 15 минут пешком, автомобильную — 5 минут.

Крупные сетевые магазины тоже конкуренты для зообизнеса: в каждом магазине есть отдел с кормом для животных
Крупные сетевые магазины тоже конкуренты для зообизнеса: в каждом магазине есть отдел с кормом для животных

Обратите внимание, как распределяются транспортные и пешеходные потоки — где они проходят, там люди покупают товары повседневного спроса; много ли зоомагазинов и обычных продуктовых точек; какой формат, специализация и ниша у магазинов.

Оцените помещения уличного магазина или киоска как снаружи, так и внутри. Фасады, витрины и панорамные окна важны не меньше, чем коммуникации и система вентиляции.

Считаем бизнес-план, чтобы понять, сколько денег требуется на аренду помещения, закупку товаров и мебели и когда окупятся вложения

Распишите для себя, что за бизнес собираетесь открыть — описание товаров, примерную схема работы проекта, информацию об аудитории — ответ на вопрос, кто и при каких условиях будет покупать, какую потребительскую проблему вы решаете, финансовый расчет запуска и ведения бизнеса в первые месяцы — сколько денег потребуется, на что они уйдут и когда окупятся вложения.

На открытие небольшого магазина площадью около 20 кв. м. потребуется около 700 000 рублей. На аренду помещения закладывайте порядка 50 тысяч в месяц, торговое и кассовое оборудование обойдется в 100 тысяч. Закупка товара — 500 тысяч. И зарплата продавца — в пределах 40 тысяч. Окупится он в течение 12 месяцев.

Ремонт помещения, покупка оборудования – витрин, прилавков – увеличат сумму стартовых вложений. Начинающему предпринимателю без клиентской базы и с ограниченным бюджетом лучше сразу закладывать и арендную нагрузку (арендную плату и расходы на содержание) на несколько месяцев вперед. Она не должна превышать 20% оборота магазина. Если арендная нагрузка выше, работа в сегменте неэффективна.

Не забудьте, перед открытием магазина собрать пакет документов:

  • Договор аренды;
  • Разрешение на торговую деятельность и разрешение от представителя пожарной инспекции;
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности (его выдает Роспотребнадзор);
  • Свидетельство о регистрации онлайн-кассы в налоговой инспекции;
  • Медицинские книжки работников;
  • Разрешение на вывеску (получают его в администрации города в отделе архитектуры и градостроительства. В ТЦ согласие на оформление витрин и рекламы дает администрация);
  • Договор на вывоз мусора. У магазина должен быть свой контейнер для мусора и договор с оператором ТБО. Если магазин располагается в ТЦ, этот пункт можно пропустить;
  • Договор на утилизацию люминесцентных ламп. Утилизацией ламп занимаются специальные компании. Владелец магазина заключает договор и лампы вывозят. Если магазин находится в ТЦ, то за утилизацию ламп отвечает владелец центра;
  • Лицензия, дипломы и аттестаты, подтверждающие знания и компетенции персонала — для ветаптеки;
  • Ветеринарная справка на всех представленных в магазине животных по форме № 4 (получить можно в ветклинике).

Отсутствие документов грозит владельцу магазина штрафом.

При регистрации фирмы учтите, что все бюрократические процедуры проще проще и выгоднее, если вы создаете ИП — госпошлина составит 800 рублей. Но есть весомый минус: ИП отвечает по обязательствам своим личным имуществом, нельзя продать бизнес, нужно в любом случае оплачивать взносы в ПФР, даже в случае убытков.

Для открытия ООО нужно сделать взнос в уставный капитал — минимум 10 тысяч рублей, госпошлина за регистрацию — 4 тысячи рублей. Также потребуется оплатить услуги нотариуса: он подготовит документы для регистрации. А уже во время работы придется держать в штате бухгалтера или отдать ведение учета на аутсорсинг, обязательно наличие расчетного счета.

Выбираем систему налогообложения и открываем расчетный счет

Если ошибиться в выборе системы налогообложения, можно потерять деньги и время. Общая система налогообложения (ОСНО) назначается автоматически всем ИП и юрлицам после их создания. Здесь самая высокая налоговая нагрузка — 20% для организаций, 13% для ИП.

Есть упрощенная система налогообложения, которая позволяет платить ИП и юрлицам только один налог в соответствии с самостоятельно выбранной облагаемой базой (6% от доходов или 15% от доходов минус расходы). Подходит для предприятий с численностью менее 100 человек и годовым доходом не выше 150 млн рублей.

Следующий вид — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) — пока работает в Москве, Московской, Калужской областях и в Татарстане.

На автоматизированной упрощенке организациям и ИП не придется самим считать налог, сдавать декларацию и другую отчетность, платить страховые взносы за работников. Налоговая ставка — 8% с доходов и 20% с доходов за вычетом расходов.

Открывая расчетный счет, сравните в нескольких банках цену за ежемесячное обслуживание счета и процент комиссии с переводов, есть ли возможность привязать бизнес-карту к расчетному счету и платить ею в магазинах, а также пополнять и снимать наличные. Лимиты вывода денег на личную карту. Они есть у всех банков, уточните размер и прикиньте, подходит ли это вам. Наличие бонусов и специальных предложений. Например, бесплатный терминал для эквайринга.

Покупка торгового и кассового оборудования

Онлайн-касса, сканер штрихкодов, принтер для этикеток, весы, мебель в торговый зал — все это потребуется в зоомагазин. По закону 54-ФЗ онлайн-кассы печатают фискальный чек, хранят информацию о покупках на накопителе и передают ее оператору фискальных данных, ОФД. Налоговая может запросить информацию у ОФД. В среднем касса обойдется в 20 тысяч рублей. Сэкономить можно, взяв в аренду или купив аппарат, бывший в употреблении.

Стационарные онлайн-кассы предназначены для использования на одном месте, непосредственно в точке расчетов. Обычно это проводные модели, работающие от сети.

Мобильные онлайн-кассы — чаще всего используются в курьерских службах, при доставке еды и других товаров.

Фискальные регистраторы — не работают самостоятельно. Необходимо подключение к ноутбуку, смартфону или планшету. Самый простой и дешевый вариант для розничного магазина. Подключите к какому-либо устройству, установите кассовую программу — и можно работать.

Можно использовать бесплатное приложение Касса МойСклад. Запускается на любом устройстве. Продажи и возвраты, отслеживание остатков, контроль выручки. Попробуйте — это бесплатно.

При открытии розничного магазина потребуется торговый эквайринг, чтобы проводить оплаты банковской картой. Эквайринг можно интегрировать с кассой или сразу подключить устройство «два в одном». Все чаще покупатели предпочитают для оплаты QR-коды и Систему быстрых платежей (СБП). Расчеты через СБП снижают расходы на эквайринг в несколько раз и повышают лояльность клиентов отсутствием всевозможных проволочек.

<p>Оплата покупки через СБП глазами покупателя</p>

Оплата покупки через СБП глазами покупателя

На всех товарах в магазине должны быть этикетки и ценники, которые удобнее создавать в сервисе МойСклад. Печатать стикеры можно на несколько товаров сразу, использовать базовый шаблон или настроить свой.

Подойдите с умом и к оформлению магазина

Даже в небольшом магазине постарайтесь спроектировать все таким образом, чтобы покупатель обошел максимально больше пространств, а лучше весь магазин. Распределите помещение на зоны: товар для кошек, собак, грызунов, рыб. Размер зоны пропорционален доле продаж каждой товарной группы:

Это товарная матрица зоомагазина «Хэппилай»
Это товарная матрица зоомагазина «Хэппилай»

Наполнители и лотки для туалета, переноски и корма размещайте в конце зала. Место выдачи заказов, сделанных через интернет, тоже организуйте в конце зала, чтобы по пути покупатель увидел весь ассортимент. Корма расположите, начиная с самых полезных и новинок. Аксессуары, лакомства, витамины — в начале зала.

Лайфхак: Небольшому магазину крайне сложно конкурировать с сетями. Поэтому старайтесь не пересекаться ассортиментом.

В прошлом году появилось много новых отечественных брендов, но на полках в магазинах они плохо представлены — вот возможная зона роста.

По-хорошему поставщиков надо искать уже на этапе подготовки к открытию. Главное в этом вопросе — надежность, поэтому смотрите не только на цены, но и на отзывы. А также сроки поставки, минимальные партии для закупки, сертификация качества продукции, условия обмена и возврата в случае брака.

Устанавливайте наценку на товар не ниже порога рентабельности: На корма уровня — Purina, Hill’s, ROYAL CANIN — 25-45%. На наполнители для туалета — 25-30%. На аксессуары — 100-150%.

<p>Источник bukvi-viveski</p>

Источник bukvi-viveski

Вывеска. Открывая новый зоомагазин, не забывайте о рекламе. Важно донести до покупателей, что он есть. Нужна яркая вывеска или небанальная входная зона. Например, поставьте около входа привлекающую внимание композицию или аквариум в витрине, на баннере покажите, что вы заботитесь о питомцах.

В самом магазине на привлечение покупателей хорошо работают такие маркетинговые приемы, как:

  • дегустации кормов для животных;
  • подарки;
  • бесплатные консультации ветеринаров;
  • можно добавить интерактив и разрешать посетителям кормить животных в магазине: составьте расписание кормления и повесьте его на видное место.

Параллельно настройте активную рекламу в интернете -- одним из важнейших каналов продаж современного мира. Ведите соцсети и записывайте короткие видеообзоры на новинки.

77
4 комментария

Комментарий недоступен

3

Не хватит 700 тысяч на запуск нормального магазина. Вылетишь в трубу. Никакие соцсети и рилсы не помогут. Да и тягаться с гигантами себе дороже.

не согласна , абсолютно!!! я начала с 30 000, сейчас оборот мой 1 млн