Как мы чуть не потеряли бизнес из-за сотрудников

Как мы чуть не потеряли бизнес из-за сотрудников

История произошла в нашем девятом с момента появления сети сервисе в Кирово-Чепецке (Кировская область). Точнее, переломный момент произошёл после случая в этом филиале. Расскажу по порядку.

Мы с партнёром Артуром развиваем бизнес по ремонту телефонов с 2019 года. За 4 года накопили вагон опыта и решили расширяться. Строим собственную сеть. С весны 2022 года раз в месяц открывали по филиалу в разных городах. Одновременно создавали франшизу и отрабатывали удалённое управление. Бизнес-модель была отработана. Каждый открытый сервис с первого месяца выходил в плюс. Минимум вложений, простота в управлении. У нас классный маркетинг. Мы разбираемся в продажах. И в самой услуге у нас твердые знания, которые мы транслировали на сотрудников во всех филиалах.

Первый неудачный опыт

Я склонен доверять людям. У меня позитивный склад ума, мой стакан всегда на половину полон. Честность, открытость и ответственность – качества, которые мне привили с детства.

Найм сотрудников – самый важный этап в бизнесе. Люди создают тот продукт компании, который нужен клиенту.

И вот я самый умный и всем доверяющий, принимаю в один из филиалов парня с опытом работы в одной известной сети по ремонту.

- Просто сказка - подумали мы с Артуром, парень умеет продавать, делает сложные ремонты и может обучать новичков. Одни плюсы.

И это было так. Выручка росла. Первые три месяца все летело в космос. Потом началась стагнация. Бывает, подумали мы. Затем выручка чуть упала - ну ничего, и так бывает, наверное, сезонность.

Все филиалы росли, а этот ни туда, ни сюда. Стали анализировать чистую прибыль, расход на запчасти, закупки, маржинальность. Благодаря хорошей ERP-системе заметили отклонение от привычных цифр (вот он опыт и знание процессов). Вспомнили, что у нас есть система видеонаблюдения. В ручном режиме отсматривали каждую сделку, слушали записи разговоров. Целый детектив и расследование. Выяснилось, что сотрудник уводил деньги мимо кассы хитрым способом (сложно отследить по камерам и диалогам), был в сговоре со вторым сотрудником, которого он обучал ремонтам, и со сторонними сервисами. В итоге мы сделали контрольную закупку и убедились – сотрудник ворует. Уволили обоих. Оказалось, за это же его выгоняли с предыдущих мест.

Начали принимать меры.

Второй печальный опыт

Неожиданно еще в одном филиале выявился «черный лебедь».

Звонит клиент на горячую линию и жалуется, что филиал не работает. Мы звоним на личные телефоны сотрудников. Выключено. Ситуация неприятная, жалуются клиенты и соседи. Все здание обесточено, т.к. в нашем сервисе центральный рубильник. Экстренно отправляем туда сотрудника из нашего центрального филиала. Он приедет только завтра... Нам помог собственник помещения. Открыл филиал, включил электричество и обнаружил, что нас обокрали. Сотрудники пропали вместе с деньгами.

На следующий день приехал наш надежный сотрудник, и в короткие сроки мы решили все проблемы. Это не повлияло на репутацию филиала в том городе. Клиенты продолжали приносить устройства в ремонт. Только выручка просела, т.к. новый сотрудник не может генерировать прежнюю, пока не пройдет в полной мере обучение и адаптацию. Мы написали заявление в полицию. Там сказали, что у нас работал, мягко говоря, человек с запятнанной репутацией. А мы это дистанционно не вычислили с самого начала.

Да что же такое?! Одновременно в двух филиалах проблемы с сотрудниками. Нужно скорее принимать какие-то меры, подумали мы с Артуром. На тот момент фокус внимания был на создании франшизы. Один из пунктов отдел контроля качества. Все в проекте было, но не реализовано.

Переломный момент

Наши сотрудники знали, что компания станет франчайзинговой, и четверо сразу объявили, что хотят выкупить филиалы и работать на правах партнеров. Мы решили, что это классная идея. С партнером эффективнее работать, чем с сотрудником. Начали вести переговоры по цене и по условиям. Один из них был парень, которого мы уволили за обман и воровство. Второй – из Кирово-Чепецка. Этот сотрудник уверенно работал, проходил обучения, сдавал внутренние экзамены. Хорошо себя проявлял. У него семья и дети. Возраст за 30. Нормальный парень, как нам казалось. Он рассматривал кредит для выкупа нашего филиала. Договорились на дату, когда подпишем договор и проведем сделку.

Ровно через три дня, когда ночью обокрали наш филиал, о котором я рассказал выше, в Кирово-Чепецке происходит тоже самое. Сотрудник, который хотел выкупить филиал, пропадает с деньгами сервиса. Находим его супругу. Она жалуется, что муж взял кредит на нее, чтобы выкупить сервис, и пропал. Они знакомы два-три месяца, дети не его. Мы меняем замок на входе, а ночью нас взламывают. Выламывают двери, разбивают стекла. По камерам видно уже бывший сотрудник в сильном опьянении забыл какие-то личные вещи в сервисе и вернулся их забрать. Кассу проверить не забыл. Написали заявление в полицию, где нам снова сказали, что это нехороший человек и в его биографии были подобные истории.

Как мы чуть не потеряли бизнес из-за сотрудников

Если до этого все проходило тихо, то в этот раз узнал весь город. Показали новости, по всех местным соцсетям разошлись фото и видео с разбомбленным сервисом федеральной сети. Хороший пиар на узнаваемость, но не сработал. Выручка сервиса очень упала. Клиенты перестали доверять нам и не несли устройства.

Хорошо, что наша бизнес-модель устойчивая с низким уровнем самоокупаемости. Мы прошли коронокризис, весну 2022, волну мобилизации и не задохнулись. Всегда были в плюсе. И этот своего рода кризис мы выстояли. Да, пару месяцев филиал работал в ноль. Если бы это был единственный сервисный центр, то можно было бы навсегда закрыться и зафиксировать хороший убыток. Сработала команда. Управляющая компания моментально разработала антикризисный маркетинг и стратегию восстановления. Сейчас мы плавно выходим на требуемые показатели выручки в этом филиале. Клиенты возвращаются.

Минусы превратили в плюсы

Три истории, которые произошли одновременно, произвели резкие изменения в нашей компании. Недаром говорят, что правила написаны кровью. Теперь у нас есть:

- служба безопасности. Каждого сотрудника мы проверяем по всем пунктам. Знаем даже о неоплаченных квитанциях за воду;

- собственный отдел контроля качества с искусственным интеллектом. Мы знаем все, что происходит в сервисе, о чем говорят клиенты и сотрудники. Внедрили тайных покупателей и аудиторов.

На основе собранных данных мы ведем рейтинги филиалов и анализируем слабые места, которые устраняем обучением. Обучение проводим постоянно для всех партнеров и сотрудников. Мы были обязаны это сделать для себя и своих партнеров. Это дает огромный положительный результат и исключает такие случаи.

Когда ты маленький и один, ты мыслишь построением системы. Возникают постоянно «пожары», которые ты обязан тушить, и зачастую упускаешь важное из виду. Такие вещи сильно сбивают и могут остановить бизнес. Но когда рядом с тобой команда и партнеры – ты часть сильной системы, которая помогает выстоять в любой кризис и способна выдержать почти любого «черного лебедя».

Стоит ли идти бить эти шишки самостоятельно, тратя время, энергию и средства, или воспользоваться чужим опытом и работать по отлаженной системе, совершенствуя ее своим опытом? Если кто-то задумался о бизнесе или имеет свой, мой совет – покупайте чужой опыт. Это гораздо дешевле на дистанции. Но проверяйте все ли соответствует словам.

Надеюсь, моя история поучительна.

66
реклама
разместить
12 комментариев

подтверждение ,что нужно быть бдительным ,в особенности когда создаешь бизнес и взращиваешь его

1

Думаю, почти все проходят подобное. Так и создаются твёрдые компании.
Всех учит свой опыт и совсем чуть-чуть чужой ))

2

Жесть какая, сил вам)

Так создаётся Антихрупкость )

2

Почему-то звучит как
"мы набирали людей работающих за копейки, но они стали воровать, теперь новым сотрудникам придется оплачивать еще пару ртов".

1

У всех сдельная работа. Даже будучи мастером парни и по 150к берут.
Косяки коллег не перекладываются ни на кого. Это должен быть риск собственника.

Либо ты воруешь у собственников, либо собственники воруют у тебя. На войне как на войне