Как создавался кофейный напиток, созвучный вину, WIN-WIN COFFEE

Часть 1: о задумке, названии и проработке.

WIN-WIN COFFEE – кофейный напиток, вдохновленный вкусом вина
WIN-WIN COFFEE – кофейный напиток, вдохновленный вкусом вина

Всем привет, меня зовут Катя Лапина, я основатель WIN-WIN coffee. Этот текст для VC пишу сама, не вовлекая копирайтеров и помощников, как есть. У меня есть опыт ведения кофейного блога Кофенация, я 8 лет работаю с кофе, и, похоже, я впервые использую VC по назначению – рассказываю про свой опыт старта бизнеса.

Кофейный напиток: причем тут вино?

Я работаю в кофейной сфере 8 лет: сначала у обжарщиков кофе, а последние три года как независимый маркетолог. Все эти 8 лет веду кофейный блог, участвую в чемпионатах, посещаю кофейные выставки и слежу за трендами в индустрии. Мне всегда хотелось помимо услуги сделать свой осязаемый кофейный продукт. Так, в 2018 году с партнером была основана «Марка.кофе» – мастерская по производству носков на кофейную тему. В 2021 была проба пера – выпустили кофейно-шоколадный адвент-календарь, в 2022 появилась тестовая чашка для дрипов. Все это были душевные проекты с узкой целевой аудиторией: больше хобби, чем бизнес.

Мне по душе ввязываться в проекты с добавочной ценностью и приставкой «новое»: я понимаю, что не изобрету растворимый кофе, не претендую на авторство кофейного гаджета, не полезу не в свою компетенцию – сорсить (искать) какой-то уникальный лот кофе и жарить его здесь. Мое – это философия любопытства. И все эти годы я с любопытством погружалась в кофейный мир, подглядывая за винным тоже.

Почему кофе и вино так любят сравнивать?

– Кофе называют самым сложным продуктом по вкусо-ароматическим компонентам (больше 1000), а вино ставят на второе место (от 800);

– Для дегустации и оценки кофе в мире есть специальная программа обучения профессионалов по мировым стандартам (SCA Sensory, Q-грейдеры) ; для оценки вина есть школа сомелье;

– Терруар, ферментация, обработка – все начинается в стране произрастания кофейной ягоды и винограды: без фермеров – индустрии не будет;

– Бокалы-чашки, температура подачи, фудпейринг – каждая деталь важна и в кофе, и в вине…

А еще в описании вкуса кофе нередко упоминают винные оттенки, а на винных этикетках можно встретить кофейные ноты. Эти два продукты достойны отдельного хобби и входят в список любимцев у гедонистов.

Считается, что кофейная индустрия отстает от винной по уровню погруженности потребителя, масштабу маркетинга и продвижения на 20-30 лет. Интересный вызов.

В кофе наша цель – добраться до зерна, это основной продукт; тогда как кожура, сок, мякоть и парчмент чаще всего — побочные отходы. В вине — все наоборот. В винограде: косточка — это отходы, а кожура, мякоть и сок — самые важные компоненты. Несмотря на то, что обе индустрии концентрируются на плодах, они имеют фундаментально разные цели. В виноделии стремятся исключить влияние зерна (косточки) , тогда как в кофе главное — развить и экстрагировать вкусоароматические компоненты из зерна.

Люсия Солис, эксперт по ферментации кофе и вина (перевод интервью)
Мои рисунки во время прослушивания подкастов Люсии Солис о схожести ферментации кофе, вина, чая, шоколада
Мои рисунки во время прослушивания подкастов Люсии Солис о схожести ферментации кофе, вина, чая, шоколада

Почему кофе не поставить в один ряд с вином на кухне потребителя?

В чем отличие продуктов "пачка обжаренного кофе" и "бутылка вина" (или пива): потребитель получает от производителя не готовый продукт – кофе еще нужно приготовить (подобрать помол, рецепт, воду) .

С вином все просто: только подберите температуру подачи и бокал, хотя часто «и так сойдет». Все самое сложное уже сделано и содержится в бутылке.

В кофе такую опцию простого решения играет растворимый кофе, но с ним (пока) мало вариантов по раскрытию вкуса. Кофе в дрип-пакете – вот, казалось бы вариант, который вот-вот приблизит потребителя и производителя: помол, дозировку сделал обжарщик, нам нужно только заварить. Но и тут есть нюанс с тем, какую воду выберет потребитель и какую пропорцию зальет. Иначе – мы получим разный результат в чашке. Поговорить на одном языке (= описать вкус) может не получиться.

И тогда таким «ответом» вину может стать уже готовый кофе в банке: открыл, выпил, получил тот вкус и аромат, что и задумывал производитель. Такой продукт на рынке уже стал появляться: колд-брю в банках и бутылках, cool brew (особая технология вываривания) в банках.

Мне же пришла идея для кофейного напитка в банках с фокусом на схожести кофе и вина. Я давно завидую винной индустрии: как они умело продвигают продукт, как потребитель готов воспринимать кислотность вина, запоминать названия сортов винограда, париться по выбору региона, отмечать в вивино рейтинги, искать пару к еде…В кофе к этому готов маленький процент потребителей.

винная индустрия сделала хорошую работу по выстраиванию имиджа вина как продукта роскоши с соответствующим статусом и стилем жизни. У индустрии отличный маркетинг, и я думаю, кофе стремится подражать вину именно в этом ключе. Кофе можно сравнить с другими предметами роскоши, но, справедливости ради, вину лучше подходит этот статус. Даже если люди не пьют вино, они так или иначе потребляют информацию о культуре вина из медиа. Куда больше людей пьют кофе, чем вино, и все же вино куда лучше встроено в нашу культуру. И как я думаю, во многом это связано с тем, сколько денег вложено в маркетинговые бюджеты в винной сфере.

Люсия Солис, эксперт по ферментации кофе и вина (перевод интервью).

В чем задумка WIN-WIN coffee?

Идея продукта, которую мы пишем на этикетке: кофейный напиток, вдохновленный вином.

WIN-WIN COFFEE – кофейный напиток, вдохновленный вином. Без алкоголя и ароматизаторов. На основе кофе с добавлением фруктовых и ягодных соков. 

Какие слои скрываются за этим описанием:

  • Авторский кофейный напиток, при создании которого мы вдохновлялись вкусом вина. Это не бамбл, не лавандовый раф, не «малиновый пай»...– в кофейном мире воплощено уже сотни идей при разработке авторского меню. Я не встречала до этого, чтобы акцентировали внимание на вкусе вина как источнике для вдохновления.
  • Кофейный напиток, в котором мы подчеркнули дескрипторы (вкусовые ноты) , которые бывают и в кофе, и в вине. Для этого мы провели дегустацию вин, выписали вкусоароматические компоненты для каждого. Потом устроили каппинг подходящих сортов кофе и выбрали такой, где есть пересечение по дескрипторам. Для усиления «нужного» вкуса мы использовали натуральные фруктовые, ягодные соки.
  • В основе напитка сорт кофе, который мы намеренно выбирали под проект, это не "базовая Бразилия". Лот Колумбия Андино мы взяли как идеально подходящий по вкусо-ароматическим характеристикам. Про него рассказали на этикетке: мне хотелось "повторить" историю, как это делают с описанием региона вина.
  • Напиток, который может стать альтернативой безалкогольному вину и лимонаду, с учетом его сочетаемости с едой. Мы заморочились и сделали фудпейринг: с какой едой сочетать напитки. Самым идеальным и простым решением оказалась пицца, но у нас вышли варианты и поинтереснее (здесь не буду вдаваться в детали) .
  • Напиток, который может стать альтернативой безалкогольному вину и лимонаду, с учетом его сочетаемости с едой.
Наша рабочая табличка для создания новых напитков
Наша рабочая табличка для создания новых напитков

В линейке WIN-WIN три напитка: негазированные White Fest и Red Berries, слабогазированный Flower Bloom.

На примере напитка Coffee Mix White Fest расскажу как получился такой состав:

1. Мы попробовали для вдохновления белое вино Riesling Eins Zwei Dry Rheingau Leitz (почему именно им? просто я его чаще всего покупаю) . Выписали дескрипторы по ароматике и вкусу. Вышло: желтое яблоко, цедра лайма, груша, зеленый виноград, абрикос.

2. В выбранном кофе нашли дескрипторы, которые можно подчеркнуть в направлении этого белого вина. Получился список из ягод, фруктов, цветов, трав, которые можно добавить.

3. Далее в лаборатории миксолог выварил кофе по технологии, схожей с заводской, и добавлял ингредиенты в разной пропорции из списка. Все это закатывалось в банки для повторения будущего заводского процесса. Мы пробовали и выносили вердикт: по ароматике, тельности, комплексности вкуса, послевкусию. Было 5-7 таких проб. Самым сложным, на мой взгляд, было добиться, чтобы напиток не распадался.

В итоге наш White Fest имеет в составе: кофейный концентрат и воду как основу, яблочный, сливовый, лимонный сок и экстракт листа смородины – для ароматики, немного сахара – нужный ингредиент для придания тельности и связки.

В составе White West: яблочный, лимонный, сливовый соки и экстракт листа смородины. На фото мы все эти ингредиенты и показали. Благодарю подругу Катю Солодовник за организацию съемки, а родителей – за листья смородины с дачи :)
В составе White West: яблочный, лимонный, сливовый соки и экстракт листа смородины. На фото мы все эти ингредиенты и показали. Благодарю подругу Катю Солодовник за организацию съемки, а родителей – за листья смородины с дачи :)

Команда проекта

Одна винная дегустация, десятки кофейных, 5 месяцев проработки — тысячи банок с кофейным напитком появились на складе в мае 2023. Мы начали продажи в июне 2023.

Этот проект не случился бы, если бы я не познакомилась с профессионалами своего дела:

Ника Алексеева – обжарщик кофе (бренд Caldera) , профессионал в оценке вкусов зерна, главный судья чемпионатов бариста России. В кофейной сфере 12 лет. По одному аромату кофе и вина может целой поэмой дать описание букета.

Лена Сластен – технолог-миксолог: умело сочетает вкусы разных продуктов, чтобы получить влюбляющий напиток. Работает с кофе больше 10 лет. Колдует в лаборатории Cool Brew, чтобы удивлять новыми вкусами.

Про себя уже рассказала ранее. Проговорю, что все финансовые, маркетинговые и организационные вопросы – на моей стороне.

Дальше мне бы хотелось еще рассказать о работе над дизайном, текстами, выбором названия для банок, продвижением продукта. А еще поделиться моими переживаниями, когда некоторые профессионалы стали напрямую сравнивать кофейный напиток с вином, а я пыталась возразить: «подождите, мы вдохновлялись, создавали новый напиток, это не аналог вина».

Вышел уже лонгрид. Если тема окажется интересной читателям (пойму по лайкам) , обещаю написать вторую часть. А пока кратко и емко о банках WIN-WIN coffee можно почитать на нашем лендинге (дизайн которого еще в проработке) . Благодарю всех, кто поддерживает, высказывает мнение и просто пробует наш продукт.

44
2 комментария

Интересно почитать внутреннюю кухню, особенно после того, как попробовала напитки☺️ надеюсь будут еще эксперименты! Мне понравилось)

1
Ответить

Очень вдохновлена вкусом напитков и рада, что такой продукт вообще появился на рынке!

1
Ответить