Из-за ненависти к «1С» сделали внутренний сервис выставления счетов

И увеличили скорость обработки заявок на 25%. Путь компании от ненависти к «1С» и работы через Excel к созданию своего сервиса выставления счетов.

После института я полгода продавал рекламу в журнале, и все полгода выставлял счета по инструкции из 17 пунктов и боялся ткнуть не туда среди миллиона кнопок в одном окне «1С». Мне никак не удавалось запомнить последовательность. Ещё нужно было что-то куда-то «провести», я так до конца и не понял, что это значит. В то время я возненавидел «1С» всей душой за невероятную непонятность, перегруженность и отсутствие альтернативы.

Дальше по порядку о том, как я пришёл к тому, чтобы сделать внутренний сервис выставления счетов, а «1С» использовать только для подготовки закрывающих документов и отчётности. Тяжело полностью отказаться от «1С», когда у тебя компания работает с НДС. Но хотя бы пользуется ею теперь только бухгалтер.

Мы с другом хотели открыть бизнес, но денег у нас (на самом деле у него) было только на открытие ООО. А у челябинцев есть такая традиция: если хочешь открыть бизнес, но у тебя нет денег — ты начинаешь заниматься перепродажей металлопроката. Мы не стали нарушать эту традицию, так у нас появился бизнес.

Денег на бухгалтера не было, поэтому мы решили что наймём его через пару месяцев, ближе к отчётному периоду, а счета, товарные накладные и счета-фактуры пока будем делать в Excel. Это потом выяснилось, что мы всем клиентами делали неправильные документы, потому что я указал ошибочную формулу расчёта НДС.

В итоге мы наняли бухгалтера, она начала делать закрывающие документы в «1С», а мы продолжили выставлять счета через Excel (формулу НДС я поправил, всё ок).

Первые проблемы с эффективностью

Вскоре мы столкнулись с ограничением: много входящих заявок и менеджеры не успевают их обрабатывать. Радоваться тут нечему, особенность нашего рынка такая, что оплачивается в лучшем случае каждый десятый счёт. Так бывает, когда ты продаёшь то же самое, что у всех, по цене чуть дороже, чем у большинства. Тут как в фильме «В погоне за счастьем», где Уилл Смит продавал аппарат, который «чуть хуже рентгена, зато стоит в два раза дороже».

Вместо набора новых менеджеров я начал смотреть в сторону ускорения работы отдела продаж. Непаханое поле. Первым делом мы собрали прайсы всех поставщиков в единую базу, это сильно упростило поиск. Раньше менеджеры вручную искали в папке, в которой было больше 150 прайсов, по несколько сотен строк в каждом.

Наша база поставщиков
Наша база поставщиков

Следом взялись за выставление счетов. На тот момент процедура выглядела так:

  1. Создать папку и назвать её именем клиента.

  2. Скопировать в эту папку шаблон счёта.

  3. Заполнить все позиции, добавить строки по необходимости.

  4. Проверить показатели и без орфографических ошибок написать расшифровку суммы.

  5. Спросить у руководителя продаж, какой поставить номер счёта.

  6. Сохранить в PDF и отправить покупателю.

Эффективность труда зашкаливает… А учитывая, что оплачивается каждый десятый счёт — ситуация меня совсем угнетала.

Поиск существующих решений

Как у любого бизнеса, у нас есть свои особенности:

  • Часто из реквизитов известно только название компании, а иногда и этого нет.
  • Мы перекупы, у нас нет единого каталога товаров, часто появляются новые позиции.
  • Нет цен, менеджеры закладывают прибыль самостоятельно в зависимости от стоимости закупа, количества и прочего.

Поиск среди существующих сервисов с учётом этих особенностей результатов не дал. Ни один нам не подошёл.

  • Некоторые делались людьми, которым не приходилось самостоятельно выставлять счета, иначе я это объяснить не могу.
  • Была пара хороших, но они ориентировались на ИП-шников и небольшие компании на УСН, в которых только один человек занимается счетами. И они больше про ведение отчётности, чем про эффективность отдела продаж.
  • Большинство требовали заполнить все реквизиты клиента и заранее завести все товары. Что тоже нам не подошло.
  • «1С» принципиально нет.

Делаем своё решение

На рынке металлопроката иногда приходится ждать часами чтобы получить счёт от поставщика. Мы поставили себе задачу, что покупатель должен получить счёт уже во время первого телефонного разговора с менеджером. Я предположил, что помимо эффективности отдела это должно плодотворно сказаться и на конверсии в продажи.

За пару месяцев нам удалось добиться нужного результата. Мы сделали простой инструмент для выставления счетов и удачно «поженили» с нашей базой прайсов с уже более 200 поставщиков. Не представляю, как бы мы это интегрировали в сторонние сервисы.

Как обработка заявок работает сейчас:

Окно ввода заявки
Окно ввода заявки
  1. Менеджер вводит компанию и характеристики запрашиваемых товаров. Нажимает на кнопку «Рассчитать».
  2. Открывается окно, в котором уже заполнены все данные счёта, выбран по алгоритму оптимальный поставщик, заложена рекомендуемая прибыль.
  3. Менеджер проверяет данные, по необходимости редактирует, в том же окне вводит email покупателя и отправляет счёт.
Окно редактирования счёта и отправки
Окно редактирования счёта и отправки

Оплаченные счета выгружаются бухгалтеру, она делает закрывающие документы и радуется, что её («прелесть») «1С» не засоряется менеджерами и только она владычествует над всем.

Результат

За почти год работы в таком формате мы выставили более 10 тысяч счетов. В итоге:

  • В несколько раз сократилось время обработки заявок и выставления счёта. Нет лишних функций, кнопок и действий.
  • Сократилось время обучения новых сотрудников. Возможность ошибки сведена к минимуму. Они начинают выставлять счета в «боевом» режиме уже на следующий день, как только начнут отличать круглую трубу от квадратной.
  • То же количество менеджеров стало обрабатывать на 25% больше заявок.
  • Клиентам оказалось плевать, за две минуты они получили счёт или через несколько часов. На конверсию в продажи это никак не повлияло.

Внедрение этой штуки повысило эффективность отдела продаж. Иначе мне пришлось бы нанимать двух лишних менеджеров, оборудовать рабочие места и платить зарплаты. При том же количестве менеджеров мы стали обрабатывать больше заявок, так что результатом я доволен.

Самостоятельный сервис

Недавно показывал товарищу, как это всё работает, и у нас получился вот такой диалог:

— Ты пытался это кому-то продать?

— Нет, это же для внутренних нужд делалось.

— А много компаний, которые хотят слезть с «1С» или у кого похожая модель продаж и они хотят ускорить какие-то процессы?

— Не знаю, наверняка.

— У тебя почти готовый самостоятельный сервис для выставления счетов, чё ты его не сделаешь до конца?

Почему бы и нет. В России 8 млн компаний и ИП, среди которых можно поискать свою аудиторию. Например, таких же перекупов, как и мы.

Сейчас мы делаем MVP. В сентябре планируем показать первую версию с базовой функциональностью.

Все похожие сервисы идут в сторону управления бухгалтерией и отправки отчётности. Кто-то уже вовсю интегрируется с банками. Мне больше интересна задача эффективности и автоматизации процессов в отделах продаж. Интеграции с CRM, а не с банками. Не знаю пока, что из этого всего получится, будем пробовать.

Вопрос к читателям vc.ru

Были у кого-то похожие боли в компании? На что нам стоит обратить внимание в первую очередь?

P.S. У нас пока сделан только сбор контактов, чтобы уведомить о запуске. Кому интересен сервис или кто просто хочет помочь на этапе тестирования, вот ссылка на страницу.

3333
91 комментарий

Непонятно чем 1С не устроила, прайсы тоже загружаются, сделать удобный АРМ для менеджера не сложно. Зато куча фишек, который вы при необходимости будете долго и дорого допиливать

8

Да блин дурацкий этот 1С)

4

что только не придумают, лишь бы не 1с.

3

Я уже надеялся к концу статьи потестить сервис, а тут только сборщик емейлов. Делайте скорее, 1С реально боль!

8

А можно было для менеджеров поставить 1С-УНФ и решить ту же задачу за пару дней. Бонусом получили бы красивые отчетики для себя и кучу других полезностей.
Но свой велосипед конечно ближе к телу.

7

Загуглил 1С-УНФ. Хз, но "В одной программе: продажи, закупки, склад, деньги, зарплата, производство, CRM и бизнес-аналитика для принятия верных управленческих решений." - не выглядит как простой инструмент.