Твое собачье дело: рассказать об ответственном отношении к животным так, чтобы услышали

Число бездомных животных в России исчисляется в миллионах. Примерно треть из них — питомцы, от которых отказались хозяева. О команде digital-экспертов, развивающих культуру ответственного содержания собак и борющихся не с последствиями, а с причиной, рассказываем в материале.

Твое собачье дело: рассказать об ответственном отношении к животным так, чтобы услышали

По данным компании Mars Petcare, в 2021 году в России насчитывалось 67 млн кошек и собак. Из них 4,1 млн, или 6%, — бездомные: 3,2 млн кошек и 735 тысяч собак живут на улице, еще 144 тысячи животных — в приютах. Примерно треть бездомных животных — питомцы, от которых отказались хозяева. По данным исследования, в России меньше, чем в остальном мире беспокоятся об особенностях своего питомца и первоначальных затратах. Многие воспринимают собак и кошек как своеобразные аксессуары и игрушки, вместо живых существ, к содержанию которых нужно подходить со всей ответственностью.

Именно эта первопричина, но не следствие в виде значительного числа бездомных собак, стала фокусом работы ребят из фонда «Твоё собачье дело». С важным отличием от других фондов — в ТСД не предлагают перевести деньги на корм собакам, а пытаются изменить культуру содержания животных и отношение к ним в целом.

Как все начиналось

Начиналось все с компании друзей, которая с 2017 года стала ездить в приют. По началу, ребята занимались прогулками с приютскими собаками по выходным дням, но со временем решили, что такой помощи недостаточно и нужно делать больше:

«Я бы назвал это «профдеформацией» — чем больше погружаешься в дело, тем больше заморачиваешься. Сначала казалось, мы очень даже помогаем этим животным — ведь хотя бы на несколько часов они выбирались из тесных клеток, получали двигательную активность и социализировались.

Но глобально их проблема — отсутствие своего человека и дома. Можно добавить еще низкий уровень заботы о здоровье, что влияет на общее качество жизни этих животных.

Для решения новых задач нам нужно было средство коммуникации с аудиторией. Так появились название инициативы и ее digital-оболочка — аккаунт в запрещенной сейчас социальной сети, который позволил нам заниматься пристройством и фандрайзингом»

— рассказал Искандер, основатель фонда ТСД

В ТСД быстро поняли, что нужны более глобальные, системные изменения — работа с общественными барьерами. Например, с тем, что люди не хотят брать из приютов взрослых, больных или «непрестижных животных». Большинство платят заводчикам за «симпатичного щенка как из фильма или Инстаграма* инфлюенсера». Поэтому в ТСД решили заняться вопросом более комплексно, тем более, что у всех в инициативной команде, очень кстати, отличный бэкграунд в digital.

Как заставить задуматься

Задача была понятная — попробовать изменить отношение к «собакам из приютов» системно. Рассказать про максимум нюансов ответственного содержания животных. Про барьеры, которые существуют, и решения, которые помогут их преодолеть. Чтобы научить ответственности хозяев, но также снять стигму со «взрослых, некрасивых, больных» собак.

Многие идеи были вдохновлены западными примерами — в основном с голливудских холмов, где считается уже практически неприличным покупать собаку редкой породы у заводчика. Все культовые звезды и большинство инфлюенсеров гордятся тем, что у них животные из adoption-центров и приютов. Многие рассказывают про особенности содержания и адаптации, а шоу кинолога-зоопсихолога Сизара Миллана бьет все рекорды по просмотрам, на YouTube у него 2,6 млн подписчиков.

В ТСД также решили развивать культуру ответственного обращения с животными с помощью креативных подходов, коллабораций и понятных инструментов продвижения в digital — соцсетей, флешмобов, спецпроектов.

В команде сразу приняли решение, что у фонда будет свое звучание — это не проект по сбору денег на конкретную помощь. Да, ей в ТСД тоже занимаются — лечат животных, забирают на передержку, помогают с социализацией, адаптацией и пристройством. Но это то, что остается за кадром. В фокусе — более сложная задача по изменению общественного мнения.

Одним из первых стартовал спецпроект, вдохновленный блогером, который держал в руке плакаты с разными яркими цитатами. В ТСД сделали свою версию — в главных ролях собаки. Плакаты самостоятельно они не поднимают, а вот важные проблемы бездомных и домашних животных — да.

Плакаты стали манифестами — о том, что животные боятся салютов, не любят короткие прогулки, не могут ждать в одиночестве у магазинов, не хотят быть брошенными после развода хозяев.

Проект отлично разлетелся в соцсетях. Работе с лидерами мнений в ТСД в целом уделяют много внимания. Не секрет, что когда о проблеме говорит известный человек, то и охваты, и уровень доверия будут выше. Так, например, фонд делал ролик с популярным комиком Зоей Яровициной.

На регулярной основе в ТСД проводят проекты с самыми разными брендами. Один из таких спецов — «Собаки в большом городе». Это формат, в котором принимают участие более сотни московских баров и ресторанов, предлагающие гостям специальное меню, а также угощения для гостей и собак. Все заработанные в рамках инициативы средства идут на уход, лечение, платную передержку и корм для бездомных собак. Одна из таких акций проходила 9 апреля 2023 года.

Твое собачье дело: рассказать об ответственном отношении к животным так, чтобы услышали

Проект поддержала и платформа по работе с блогерами Perfluence — 173 блогера рассказали своим подписчикам о проекте, призывая их присоединиться и помочь бездомным животным.

На сайт акции перешло более 700 человек, заинтересованных в том, как помочь собакам. В этот день, на платформе была запущена акция — так удалось собрать 29 тысяч рублей, которые отправились в поддержку фонда ТСД. Этот пример показал, что многие современные инфлюенсеры на самом деле готовы помогать своим голосом и популярностью.

Еще один пример спецпроектов ТСД — граффити-команда выпустила книжки с фотографиями своих работ и доход от продажи части книг они переводили в ТСД, что также помогло увеличить знание о проблеме.

В ТСД не боятся серьезных действий — когда в Якутии был скандал с сотней убитых собак, фонд сделал большой ресерч дела и опубликовал фото собаки на фоне посольства Якутии с плакатом «Прекратите нас убивать». Такой выход привлек еще большее внимание к проблеме.

Фонд также выпускает полезные материалы вместе с экспертами — кинологами, зоопсихологами, ветеринарами. Например, рассказывает, как вести себя и что делать, если ваша собака съела что-то на улице, как обезопасить животное.

«Юридически мы — Благотворительный фонд, но на логотипе и во внешней коммуникации мы описываем себя, как «инициативный клуб». Почему? У нас нет спонсоров и инвесторов, и все, на чем мы держимся, это поддержка около сотни крутых проектов, брендов и людей, которых их делают.

Мы вместе развиваем догфрендли культуру, пропагандируем ответственное обращение с животными и помогаем тем из них, кто сейчас не имеет своего дома.

Мы — клуб инициативных людей и всегда рады новым участникам. Присоединяйтесь!»

— завершает Искандер, основатель фонда ТСД

*Instagram – принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена.

4646
17 комментариев

Очень нужная инициатива! К Собакам важно относиться правильно и ответственно... Надеюсь, скоро это будет и в России

7
Ответить

научите хозяев убирать за своими питомцами.. задолбали уже вечно засранные газоны..

4
Ответить

Таки да.
Пусть ответственность будет не только в смысле заботы о звере, но и в смысле, что другие не наступают в продукты его жизнедеятельности.
Правда, увы, это фантастика.
///
Когда уровень самосознания среднестатистического владельца зверушки таков, что если кошка окотилась - котят в пакете бросают в помойку.... говорить про уборку....
///
Знаю волонтеров, которые вот так же спасают зверей - они рассказывали истории... как портал в ад открыли...

Ответить

обложка супер, правильно инициатива звучит социально ответственно, ничего против термина благотворительности не имею

2
Ответить

Хочу тоже открыть приют только в деревне
Очень много бездомных животных бросают к нам в село
Зачем так делать не понимаю ?

2
Ответить

Как же все таки жалко этих бедных бездомных животных

1
Ответить

Правильно! Только мы можем помочь братьям нашим меньшим

1
Ответить