Как построить парк аттракционов прямо над ущельем

Основатель Skypark — о том, как сделать бизнес не экстремальным, а безопасным.

Как построить парк аттракционов прямо над ущельем

Материал подготовлен при поддержке сервиса видеоконференций SberJazz

Дмитрий Федин впервые прыгнул с банджи в Новой Зеландии в 2001 году, тогда же он решил создать нечто подобное в России. Тестовой группой для проверки идеи стали клиенты предыдущего бизнеса. Позже к проекту подключились специалисты из Новой Зеландии.

Путь от идеи до воплощения в Большом Сочи занял 13 лет. Skypark с подвесным мостом, вышками для прыжков и зиплайнами стал первым в России парком приключений на высоте — его посетили уже 2 млн человек. Мы поговорили с Дмитрием и узнали, как строили Skypark и почему прыжок с банджи — совсем не экстрим.

Дмитрий Федин
Основатель парка приключений на высоте

Как устроен Skypark

Чем гости могут заняться в парке? Как он изменился с момента запуска?

На старте, в 2014 году, мы предлагали гостям прогуляться по подвесному мосту и прыгнуть с банджи с высоты 69 метров. Тогда у нас была команда из 20 человек.

Как построить парк аттракционов прямо над ущельем

Теперь в парке также есть вышка на 207 метров, зиплайн, скалодром, верёвочный город, ресторанный комплекс с амфитеатром и несколько кафе. У нас часто берут в аренду часть парка, чтобы провести корпоративное мероприятие или фестиваль, а команда насчитывает более 200 человек. Большинство работает прямо в парке, но есть несколько удалённых специалистов по маркетингу и продажам (профессионалов желаемого уровня сложно найти в Сочи).

На работу берёте в основном «экстремалов»?

Я не люблю слово «экстрим» и не считаю себя экстремалом. Skypark — это бизнес, и самое главное в нём — безопасность. Экстрим — это, допустим, высотное восхождение или бейсджампинг, а Skypark — это всё-таки аттракционы.

Вокруг вас одни скалы. Не боитесь за безопасность гостей?

На это просто нет причин.

Все аттракционы оснащены датчиками, за которыми ежедневно наблюдают восемь человек. Skypark находится в сейсмически активной зоне (скалы неподалёку периодически двигаются из-за подземных толчков), а главный аттракцион висит прямо над рекой Мзымта. Компьютеры мониторят эти изменения и могут отследить сдвиги на десятые доли миллиметра. Если условия изменятся, мы обязательно об этом узнаем.

Но все такие изменения незначительны, они не требуют незамедлительных действий. Зато мы фиксируем все данные и следим за ними в динамике — чтобы потом скорректировать регламентные работы в среднесрочной перспективе.

Мы в курсе любых изменений ещё и потому, что 100% площади покрыто камерами. За мостом следят сразу несколько, одна из них даже транслирует картинку на наш сайт.

Как построить парк аттракционов прямо над ущельем

Skypark мы создавали совместно с новозеландской компанией AJ Hackett — основоположницей банджи-джампинга в мире. Именно она занимается контролем качества и безопасностью всех высотных аттракционов: её свод правил утверждали правительства Австралии и Новой Зеландии.

Например, по этому регламенту канаты для прыжков с высоты производятся под каждый объект отдельно — они не «штампуются», а технология их плетения запатентована. В них используют только лучшие нити из натурального латекса, а срок их службы и растяжение тестируются на заводе. Мы знаем, что качество каждой партии будет стабильным, а поведение канатов — предсказуемым. При этом каждый канат мы меняем уже после того, как он отрабатывает 1/3 своего ресурса — для безопасности.

А ещё все аттракционы сертифицированы. К каждому мы готовим большой пакет документов и вместе с независимой компанией проводим испытания: обвешанные датчиками манекены «катаются» на аттракционах, измеряя ускорение и потенциальную нагрузку.

Как появился Skypark

Расскажите о сотрудничестве с AJ Hackett — вы сказали, что парк открыли совместно

Эй Джей Хаккетт — популяризатор банджи-джампинга и создатель стандарта AS/NZS 5848, который использует вся индустрия высотных аттракционов. Площадки компании AJ Hackett открыты в Новой Зеландии, Франции, Австралии, Макао, Сингапуре и России.

Впервые с Эй Джеем мы встретились в 2009 году в Альпах. В том же году он приехал в Сочи — мы придумали парк, в котором люди смогут почувствовать, что такое высота.

Изначально проект был проще: вы движетесь на тележке по натянутым над ущельем канатам и на середине пути — прыгаете с банджи. Но после знакомства с Эй Джеем идея парка разрослась так, что даже канаты с тележкой превратились в мост для прыжков. AJ Hackett делала такое впервые, позже копии моста появились в Китае, Португалии и Чехии.

Мы не делим бизнес, бренд AJ Hackett используем по договору: компания получает комиссию за контроль качества и безопасности.

Почему выбрали именно Ахштырское ущелье в Сочи?

Причин несколько:

  • Аэропорт. У компании AJ Hackett есть правило: она не строит объекты там, куда нельзя доехать от международного аэропорта за час. Skypark нужно было строить в туристическом месте.
  • Погода. Климат России очевидно отличается от Новой Зеландии. Но в Сочи мы работаем 365 дней в году. Да, бывает снег, но это не помеха для прыжков и для работы остальных аттракционов.
  • Пространство. Чтобы провести подвесной мост, нужно было найти место, где от скалы до скалы будет достаточное расстояние. В Ахштырском ущелье, которое к тому же очень красивое, это полкилометра.
Как построить парк аттракционов прямо над ущельем

Мы находимся в национальном парке, и теперь строить здесь запрещено. Нам повезло: мы начали в 2012 году — после публикации олимпийских поправок. Это свод правил, который значительно упрощал процедуры для строительства олимпийских объектов. В их число входили также участки для вспомогательных инфраструктурных проектов — к ним относился и наш. Поэтому мы получили разрешение на строительство в национальном парке быстрее.

Мы строили парк два года — над ним работали около 100 человек. А на подвесной мост ушло 920 тонн металла.

Как построить парк аттракционов прямо над ущельем

Как это — проектировать парк аттракционов на высоте?

Это было сложно: некоторых объектов из наших задумок не существует в строительных регламентах. Например, подвесной мост — государство не могло понять, от чего отталкиваться и как делать расчёты. С одной стороны, это мост, а с другой — конструкция у него мягкая. Каждый шестиметровый сегмент не зависит от другого. Из-за этого даже при небольшом ветре мост довольно сильно качается. Но эта подвижность и обеспечивает безопасность конструкции.

Доказать государству, что проект безопасен, можно только расчётами. Любое нестандартное решение мы утверждали через Минрегионразвития: объясняли, как оно работает, и доказывали, что это безопасно. На некоторые пришлось потратить по полтора-два года.

Например, дизайн нашего моста был сделан московским архитектурным бюро «Камень», а первые расчёты — новозеландцем Артуром Тиндалом, лауреатом многих премий по строительству уникальных конструкций.

Но его расчёты в России не принимали. Тогда компания «Союзпроммеханизация» (она существует на базе бывшего Государственного проектно-конструкторского института) сделала адаптацию проекта, а профессор Евгений Курбацкий — человек с мировым именем, который проектировал метро и самые сложные мосты в России, подготовил всю доказательную базу.

Как построить парк аттракционов прямо над ущельем

Сколько всё это стоит

Итак — сколько?

Только чтобы начать проектирование с новозеландцами, понадобилось примерно 1,5 млн долларов. На содержание моста уходит около 15–20 млн рублей ежегодно: столько стоит работа штатных инженеров и обслуживающих компаний, которым мы оплачиваем перелёт, проживание и аренду оборудования. Также мы платим примерно 200 тысяч рублей в год за аренду участка на 5 гектаров в горах.

Какой аттракцион самый прибыльный?

Это Bungy 207 — самая высокая площадка для прыжков с банджи в России и вторая в мире после китайского Макао (233 метра). Время в полёте — семь секунд.

Среди всех активностей внутри парка на долю Bungy 207 приходится всего 10% — прыгнуть могут немногие гости. Но в выручке он занимает около 40%, потому что один прыжок стоит 22 500 рублей. Для тех, кто уже испытал такой прыжок, есть следующая по сложности ступень — Bungy 207 Pro — прыжок с точки на три метра выше, куда нужно подниматься без перил. Стоит 15 000 рублей.

Как построить парк аттракционов прямо над ущельем

Как рассчитывается себестоимость прыжка?

Она складывается из стоимости самой конструкции и работы команды. Чтобы человек мог быть инструктором на Bungy 207, он три года учится и сдаёт экзамены. Резина, верёвки и карабины импортные — из-за усложнённой логистики их стоимость возросла.

А какой аттракцион самый посещаемый?

Прогулка по мосту «Скайбридж» на высоте 200 метров с «прозрачным» полом. Стоимость прогулки (с аудиогидом она занимает примерно 30 минут) — 2000 рублей.

Как построить парк аттракционов прямо над ущельем

Кто приезжает в Skypark

Как о вас узнают гости?

Лучший канал, конечно, сарафанное радио. Но мы работаем и с соцсетями, рассказываем, что к нам можно приехать с детьми — им тоже будет чем заняться. Маркетинговый бюджет мы рассчитываем из выручки, он составляет около 5% от годовой. И сколько в стране экстремалов, готовых пощекотать себе нервы?

В мае этого года мы достигли цифры в два миллиона человек — считали с момента открытия. Рекорд по посетителям был в 2018 году перед чемпионатом мира по футболу. Вход был бесплатным, потому что мы принимали Кубок — он должен был быть доступен для широкой аудитории. В тот день через нас прошло около 5 500 человек. Больше всего билетов продали в день, когда к нам пришли 3 000 человек — это было в 2016 или в 2017 году.

Но максимальное число человек, посетивших парк в конкретный день, — не показатель успеха даже в разрезе одного месяца. На пиковую посещаемость могут влиять любые факторы.

А вот постпандемийное время действительно отличается по количеству гостей. И в лучшую сторону. Сыграл на руку отложенный спрос, а потом — грамотно выстроенная маркетинговая стратегия. Итог — лучшие цифры по всем нашим услугам.

В первые годы нас знали как «парк экстремальных развлечений». Это привлекало в основном активную и молодую аудиторию, они приезжали из разных стран и городов только ради прыжка. Но с открытием верёвочного парка (он открыт для детей любого возраста) и ресторанного комплекса нам удалось изменить вектор и расширить аудиторию — теперь мы больше про семейный досуг. Дети, например, могут прокатиться на зиплайне в тандеме со взрослым или попробовать силы на скалодроме.

Приезжали ли необычные гости?

Важная часть нашего развития — инклюзивный туризм. С нашего Bungy 207 прыгали незрячие люди, а на Bungy 69 и качелях летали люди с инвалидностью, передвигающиеся на колясках.

В последние несколько лет число людей с инвалидностью, летавших на наших аттракционах, значительно выросло. К нам даже организуют специальные туры, потому что знают, что в нашем парке ни для кого нет преград.

Ещё до пандемии организованными группами иностранцы приезжали — из Израиля, Ирана и Азии на два-три дня.

Самый пожилой «прыгун», кстати, из Израиля — на тот момент ему было 95 лет.

Чаще всего прыжок с банджи — разовая история. Его делают, например, чтобы победить свой страх. Но около 15-20% гостей возвращается: довольно непросто найти место для острых ощущений без специальной подготовки.

Для них мы сделали программу лояльности SkyClub: полную стоимость аттракциона гости платят только один раз, потом мы даём скидки: от 20% до 60%. Есть и другие привилегии. Например, скидка 10% для друзей, один бесплатный аттракцион в день рождения, скидка в панорамном ресторане Kauri и точках питания парка — 10%.

Это интервью мы провели в SberJazz — российском сервисе видеоконференций. Там можно организовать не только личные или деловые звонки, но и вебинары для бизнеса или обучения.

А функции из этого текста — например, реакции в чате и текстовая расшифровка речи — помогут сделать встречи удобнее.

Реклама, ООО «Салютдевайсы», developers.sber.ru, 0+

2424
43 комментария

К парку есть несколько комментариев по части CX (клиентского опыта):
1. В ресторан нельзя попасть без билетов в парк, что однозначно сказывается на его загрузке. Вид и кухня хорошие, множество людей с радостью бы приезжали исключительно ради него.
2. Вход с питомцами, даже ручными, которых пускают в самолет - запрещен. Особенно неожиданно об этом узнавать уже на входе в парк с купленными билетами.
3. Для столь современного проекта можно и нужно реализовать мобильное приложение (с элементами геймификации, например). При правильном подходе будет обеспечен рост выручки, что покроет не только разработку и обслуживание, но и даст новые источники денег.

В любом случае классно, что такие проекты появляются. Но никогда не поздно становиться лучше.

3
Ответить

Зачем посетителям парка мобильное приложение?
Ставить что-то на телефон ради одного визита? Где-то есть цифры, которые говорят, что потенциальная аудитория на такое пойдёт?

10
Ответить

Там мост весь из сваренной сетки, видел служебную овчарку полиции на мосту, так она там просто чуть ли не ползла, вместо идти, т.е собака подготовлена, а шпиц там тупо провалится

Ответить

Красиво, месстами страшновато, но парк сугубо на раз.
Прыжки с тарзанки за ~20000 руб, спасибо, не моё.

5
Ответить

Да, похоже, что вы - не "целевая аудитория" для этого предприятия...

2
Ответить

В Подмосковье можно за 3.5К с 40 метров.

Ответить

Молодцы Федины. Редкость для России - уже династия предпринимателей. Отец построил первый горнолыжный курорт в Сочи в начале 90-х, сын в 201х построил Скайпарк. Круто, на самом деле круто!

2
Ответить