Войти в АйТи: как мы в «Профиланс Групп» создаём ИТ-стартапы с партнёрами, у которых только идея

Сколько людей отказываются от идеи или даже мечты из-за того, что им не хватает понимания траектории движения для реализации проекта? Или мотивации, финансов, экспертизы, смелости? Из личного опыта скажу, что таких людей много. И вот что мы решили с этим сделать.

Привет! Я Марк Страмоусов, серийный IT-предприниматель, инвестор, создатель IT-экосистемы «Профиланс Групп». Уже более 11 лет мы развиваем компанию и за это время накопили огромный опыт по построению автоматизированных B2C-платформ и сервисов.

Бэкграунд команды

Мы запускаем стартапы. На сегодняшний день нашими сервисами воспользовались 1.65 млн людей в России и мире.

Свой первый проект “Всё сдал” из сферы образования я запустил более 11 лет назад, и он стал лидером ниши. В 2018 году был запущен “Гульдог”, сервис по выгулу и передержке собак со своим мобильным приложением. Подробно про этот проект в этом видео. В общей сложности сейчас в нашем портфеле 4 успешных проекта, мы постоянно тестируем бизнес-идеи и запускаем новые стартапы.

За годы работы мы выработали свой подход к тестированию и запуску проектов, отработали эффективные инструменты продвижения сервисов и получили бесценный опыт создания профессиональных проектных команд.

Прежде, чем я перейду к ключевой теме статьи, хочу поделиться теорией и фактами, которые привели меня с командой к бизнес-модели, уже демонстрирующую свою состоятельность. И да, кейсы будут.

Парадокс “гениальности” собственных идей

Предприниматель постоянно генерирует идеи, это его сущность. Часто это происходит машинально. Когда появляется очередная новая и перспективная идея, которая не даёт спать, есть и мыслить рационально, начинается та самая магия. Магия, которая легко может привести будущий проект на кладбище стартапов. Речь про то, что собственные идеи нам кажутся более гениальными. Не могу удержаться и не поделиться давней рекламой от FedEx, она весьма иронично подчеркивает тезис про исключительность своих идей.

Реклама FedEx (источник)

Вывод №1.

“Проверяйте ценность идеи на этапе “пришла гениальная мысль”!”

Более того, мысль о превосходстве своей идеи может быть групповым и даже национальным заблуждением. Например, Марк Твен в эссе “Некоторые национальные глупости” описал показательный случай близкий по смыслу с тем, о чём пишу я. В нём Твен восхвалял немецкие газовые печи (немецкая идея) и сетовал на то, что американцы остаются приверженцами чудовищных дровяных печей:

Возьмём, к примеру, немецкую печь — огромный монумент из белого фарфора, который торжественно возвышается в углу комнаты, чем-то напоминая богатое надгробие. Ее практически невозможно увидеть нигде за пределами немецкоязычных стран. Лично я уверен, что никогда не видел ее в регионах мира, где немецкий язык не был бы основным. Тем не менее это действительно лучшая и самая экономичная по своей конструкции печь из когда-либо изобретенных.

М. Твен

По словам Твена, американцы отвернулись от немецких печей лишь потому, что сами не смогли создать ничего лучше с точки зрения дизайна. Нам свойственно считать, что именно наши идеи более гениальны. И это, конечно, не всегда так.

Но давайте вернёмся в нашу реальность. С печальными цифрами статистики закрытия стартапов фаундеры давно знакомы и даже смирились. Вспомним некоторые из них.

Причины закрытия стартапов:

  • Закончились деньги / нет возможности привлечь новые инвестиции — 38%

  • Недостаточный спрос на продукт — 35%
  • Проигрыш конкурентам — 20%
  • Неэффективная бизнес-модель — 19%
  • Негативные изменения в законодательстве — 18%
  • Неправильное ценообразование — 15%
  • Неподходящая команда — 14%
  • Плохой тайминг — 10%
  • Плохой продукт — 8%
  • Разногласия в команде / между командой и инвесторами — 7%

  • Неудачный пивот — 6%
  • Выгорание фаундеров — 5%

При этом, я уверен, что часть провалов можно было бы избежать, если на самом старте основатель получил бы качественный фидбек экспертов, анализ рынка, ценные основы юнит-экономики, в конце концов обратную связь от других предпринимателей. Причём, если у последних есть как успешный опыт, так и факапы, то это особенно ценно!

Можно парировать и сказать, что многие провальные проекты из статистики выше получили финансирование, экспертизу, менторов, но всё же прогорели. Да, верно, но если бы основатель получил разбор своей идеи ещё до запуска, может и вектор развития стартапа пошел совершенно иной траекторией. Более успешной.

Мы разобрались, что идея озарившая разум предпринимателя, может быть не такая уж перспективная, как на первый взгляд. Особенно, если она плод креатива одного единственного человека без нужного опыта. В тоже время, действительно стоящая идея без должной поддержки может потухнуть на этапе мыслительного процесса или схлопнуться с грохотом после вымученного запуска, потянув на дно основателя, инвестора.

Вывод №2.

“Взаимодействуйте с профессионалами с самых ранних стадий вашего проекта.”

От слов к делу: нужно ли запускать ИТ-стартап самому, чтобы запустить стартап?

Последние несколько лет я с командой работаю с разными проектами, бизнес-гипотезами, запросами. И неоднократно ко мне обращались знакомые и знакомые знакомых, которые предлагали запустить совместный стартап и разделить риски.

Марк Страмоусов, основатель "Профиланс Групп"
Марк Страмоусов, основатель "Профиланс Групп"

Я отказывался от партнерства. Опытом делился, консультировал, однако само партнерство мне казалось сложной, трудозатратной историей. Плюс ко всему, была внушительная нагрузка по своим бизнес-идеям и фокус был именно на них.

Однако запросы продолжали поступать. В какой-то момент решил, что надо изменить отношение к партнерству и стал пересматривать стратегию по таким предложениям. Главным триггером, который сподвиг меня посмотреть в сторону партнерства, было обучение в Сколково. Там нам раскрыли тему эффективного партнерства. Партнерство для меня стало более понятным, прозрачным и привлекательным. В январе 2023 года мы с командой окончательно сформулировали для себя стратегию развития этого направления.

В процессе выработались тезисы, которые легли в основу нашего оффера:

“Создавать ИТ-стартапы через взаимовыгодное партнерство профессионально, быстро и с минимальным порогом входа в проект для автора идеи.”

Профиланс Групп

Как только мы присмотрелись к такому роду сотрудничеству под другим углом, то нам оно перестало казаться лишенным смысла, а первые проекты и вовсе развеяли сомнения.

Кейс. К нам обратился предприниматель с идеей онлайн-сервиса по бронированию бань, которая возникла из внутренней потребности. Возможно, идея так бы и осталась просто идеей, если бы наши пути не пересеклись.

Благодаря партнерству нам удалось протестировать жизнеспособность идеи до глобального погружения и серьезных расходов. Сотрудничество помогло сохранить несколько миллионов (это мягко говоря, по нашим подсчетам порядка 20 млн руб.) и минимум год жизни.

Уже на первом этапе работы над проектом мы пришли к выводу, что сервис не решает проблему и не является болью для владельцев объектов (бань). Наши совместные расходы были порядка 50 000 руб, что несоизмеримо с потерями, которые мог понести основатель, если бы запустился самостоятельно.

Как запустить стартап с одной лишь идеей?

Идея ничего не стоит, главное реализация. Я с этим утверждением не согласен, отчасти поэтому мы по-новому смогли посмотреть на партнерство. Уникальный ли это подход? Нет, есть пре-акселераторы, акселераторы, бизнес-инкубаторы. Свежий ли это взгляд для отдельной компании? Да, безусловно.

Мы точечно фокусируемся на вашем проекте, становимся соинвестором, кофаундером, управляющим партнером, ключевым исполнителем, коллегой. Но главное отличие в том, что мы берём на себя ответственность за развитие стартапа и глубоко заинтересованы в его успехе.

Стандартный сценарий взаимодействия с партнерами

Важно отметить, что мы принимаем идеи даже “на уровне слов” и берем на себя запуск проекта и софинансирование. Наша цель - в ближайшие годы выйти на международные рынки и вырастить несколько единорогов. Вот как выглядит траектория взаимодействия.

  • Партнер обращается к нам с идеей.
  • Наша команда или сам автор идеи проводит анализ идеи, рынка, конкурентов, считаем бизнес-модель, потенциал проекта.
  • Встречаемся с партнером в Zoom и обсуждаем результаты исследования.

В случае, если после презентации мы с партнером понимаем, что есть смысл запускаться, то переходим на следующий этап.

  • Тестируем спрос без создания продукта. Когда мы в теории увидели потенциальный интерес к проекту, то идем на рынок, чтобы получить подтверждение этим данным. И главное, что все проходит без создания продукта. Быть на 100% уверенными в целесообразности будущих инвестиций - главная суть данного этапа.

Исследования проведенные на начальных этапах позволяют определиться, как будет выглядеть “предтест” (так мы называем данный этап предварительного тестирования). Это могут быть видеопрезентации будущего продукта с демонстрацией функционала, лендинги, интервью, касдевы, и другие инструменты подтверждения гипотезы.

  • Проводим партнерскую сессию. Здесь мы обсуждаем роли, финансирование, доли, зоны ответственности и закрепляем первые договоренности. Надо отметить, что партнер в стартапе может выступать в разных ролях: эксперт, инвестор, стратег и так далее в зависимости от компетенций и договоренностей.
  • Создаем и тестируем MVP. Занимает несколько месяцев само создание и столько же тестирование.
  • Разрабатываем продукт. К этому времени уже существует проект, и возможно даже получаем доход.

На протяжении всего процесса мы используем гибкий подход, основанный на нашем богатом опыте. Такой подход помогает минимизировать риски и сократить время тестирования. Ценность гибкого подхода позволяет пластично отрабатывать этапы в зависимости от проекта.

Кейс партнерства

Свежий кейс партнерства, где мы на данный момент вышли на разработку MVP, пройдя все этапы выше.

Партнер пришел с запросом по созданию онлайн-сервиса для создания сайта-визитки быстро и с красиво упакованной информацией о себе, отвечая на вопросы нейросети.

Что сделали для теста решения?

После исследования и проработки концепта подготовили промо-видео с презентацией проекта.

Войти в АйТи: как мы в «Профиланс Групп» создаём ИТ-стартапы с партнёрами, у которых только идея

Подготовили лендинг-презентацию. Собрали прототип общения с нейросетью на основе чат-бота в телеграм. Будущая среда для продукта, это общение с помощником по принципу чат-GPT отсюда и выбор среды с лендингом и чат-ботом.

Получили и обработали результат.

Войти в АйТи: как мы в «Профиланс Групп» создаём ИТ-стартапы с партнёрами, у которых только идея

Такие конверсии нас устроили, с ними можно работать и улучшать их, поэтому приняли решение готовить и запускать MVP. Работа над проектом активно продолжается.

В завершение

Мне откликается такой формат и я, как его идейный вдохновитель верю в то, что в нём заложена модель WIN-WIN. Если вы узнали себя и по какой-либо причине не можете выйти на запуск проекта, то обращайтесь, обсудим.

И, конечно, рад ответить на вопросы в комментариях. Буду крайне признателен, если поддержите материал лайком, пусть его увидят те, кому интересно наше предложение.

2828
3 комментария

На самом деле очень разумное решение. Причем для обеих сторон. Если вы производство проектов наладили уже и в этом ваша экспертиза, то отличная идея. Молодцы!

2
Ответить

согласен, если все так как в статье, то гуд

1
Ответить