Маркировка рекламы: штрафы до 500 000 руб. с 1 сентября 2023

Совсем скоро вступает в силу новое законодательство, которое касается владельцев веб-сайтов и рекламодателей. Давайте разберем: за что можно получить штраф, а также как минимизировать риски.

Основание для наложения штрафа: неправильная маркировка

Возможно, вы не знали, но даже когда вы размещаете материалы на своем веб-ресурсе с целью продвижения собственных товаров, существует необходимость маркировать их, как рекламные. Это связано с тем, что такие действия могут рассматриваться как самореклама.

Итак, если вы выделяете один конкретный товар или услугу на вашем сайте, обращая на него особое внимание, например, с помощью баннера, видимого на всех страницах, то это уже считается саморекламой и на это распространяются правила маркировки.

Что означает маркировка интернет-рекламы?

Маркировка рекламы – это указание наличия "рекламы" на всех разновидностях рекламных материалов

Токен – это уникальный код, присваиваемый каждому рекламному элементу оператором рекламных данных (ОРД).

Оператор рекламных данных (ОРД) – это организация, занимающаяся сбором информации об участниках рекламного рынка для последующей передачи в Единый реестр интернет-рекламы.

Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) – это система учета интернет-рекламы, которой управляет Роскомнадзор.

Оператор рекламной системы (ОРС) – это рекламная сеть или агентство, распространяющее рекламу (например, Яндекс.Директ и myTarget).

Кто и кому передаёт информацию?

Маркировка рекламы: штрафы до 500 000 руб. с 1 сентября 2023

Рекламодатели, распространители и рекламные агентства предоставляют данные в ОРД.

Оператор рекламных данных выдает токены и отправляет данные в Единый реестр интернет рекламы. Здесь формируется база данных о рекламе. К этой базе получают доступ все участники цепочки, а также ФАС, ФНС и Роскомнадзор.

Какие виды рекламы следует маркировать?

Необходимо маркировать разнообразные форматы рекламы, включая:

  • статичные баннеры (при этом каждый вариант отображения должен быть промаркирован собственным токеном);
  • видео-рекламу, вертикальное видео, видео-баннеры;
  • карусель (показ нескольких слайдов с картинками в одном объявлении в социальных сетях);
  • промопосты в соцсетях;
  • тизеры.

Маркировка не требуется для:

  • email-рассылок, касающихся собственных товаров (обратите внимание: про услуги упоминания в законе нет);
  • push-уведомлений, связанных с собственной продукцией;
  • рекламы, интегрированной в теле- и радиопередачи, идентичной оригинальному вещанию в интернете.

Штрафы в соответствии с законодательством

Важно помнить о мерах ответственности, которые устанавливаются следующим образом:

  • Непредоставление информации о рекламе в Единый реестр, а также предоставление: неполных, недостоверных, неактуальных или несвоевременных сведений

Граждане: штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб.

ИП и должностные лица: штраф от 30 000 до 100 000 руб.

Юридические лица: штраф от 200 000 до 500 000 руб.

  • Распространение рекламы без специального идентификатора или с нарушением требований к размещению

Граждане: штраф от 30 000 до 100 000 руб.

ИП и должностные лица: штраф от 100 000 до 200 000 руб.

Юридические лица: штраф от 200 000 до 500 000 руб.

Будьте внимательны к изменениям в законодательстве. Следуйте рекомендациям по маркировке рекламы, чтобы избежать нежелательных штрафов и соблюсти все требования нового закона. Не забудьте проконсультироваться с юристом.

Еще больше информации вы можете найти в нашей прошлой статье .

Материал подготовил Виктор Чистилин - эксперт в TRINET.Group, руководитель отдела "Медицинский маркетинг".

Получить консультацию - https://chistilinmed.ru/#consult
FB - https://www.facebook.com/chistilinvi

88
9 комментариев

Добрый день!

А не могли бы вы подсказать, что теперь делать со всеми внешними ссылками, ведущими на сайт?

Если это обзор, то он будет считаться информационным и не подпадающим под закон о рекламе. Но как быть со статьями, которые явно выделяют преимущества продукта и содержат призыв к действию - купить, зарегистрироваться, и т. д.?

И как можно осуществить взаимодействие с ОРД, если ссылка, например, приобреталась через биржу вечных ссылок Миралинкс? Просто нет понимания, откуда брать отчетность для загрузки просмотров в ОРД. Сама биржа пока комментариев не дает и занимает выжидательную позицию. Но штрафы-то уже очень близко.

Заранее спасибо, если ответите на этот вопрос.

1

Геннадий, день добрый. Рекомендуем получить консультацию у юриста, либо задать вопрос в ФАС.

Но нам стал доступен вот такой кейс по схожей проблеме:

ФАС России рассмотрела Ваше обращение о квалификации информации и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещённая на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники», и пр.) в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.
Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создаётся с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, её товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объём сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.

Учитывая изложенное, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Для выяснения является ли изложенная на сайте информация рекламой или саморекламой для каждого такого случая специалистам ФАС России необходимы детальные материалы.

Полезные ссылки для ознакомления

Федеральный закон о рекламе - доступен по ссылке
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/


Ссылка на Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020068


Федеральный закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202306240012

Личный кабинет информационной системы «Единый реестр интернет-рекламы»
https://erir.grfc.ru

Руководства:
1) Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы
https://fas.gov.ru/pages/obyazatel_trebovaniya

2) Руководство для рекламодателей по подготовке к маркировке интернет-рекламы и вступлению в силу изменений в закон "О рекламе" с 1 сентября 2022 года
https://interactivead.ru/wp-content/uploads/2022/07/arir22_wp_about_advertising.pdf

Хотите проверить подпадает ли "собственная" реклама и пресс-релизы, размещаемые на своих сайтах, под новые требования для интернет-рекламы?
переходите по ссылке. - https://www.garant.ru/news/1588497/

Реестр операторов данных доступен по ссылке
https://rkn.gov.ru/register-ord/registe