{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Закон о маркировке рекламы: все, что нужно знать бизнесу

С 1 сентября 2022 года вступают в силу поправки в федеральный закон “О рекламе”. Среди обычных пользователей все эти поправки называют “Законом о маркировке рекламы”.

Для того чтобы сделать рекламу прозрачной, каждому рекламному сообщению надо присвоить опознавательный знак - маркировку. Поэтому с сентября все рекламодатели должны ежемесячно отчитываться о том какую рекламу они разместили, где и сколько за это заплатили.

Закон охватывает все виды интернет-рекламы и касается всех участников рекламного рынка. Штрафов в первое время не ожидается, но они подразумеваются в будущем.

Эта статья для рекламодателей, для тех, кто рекламирует свои товары и услуги в интернете самостоятельно или с помощью агентства/фрилансера.

Вы узнаете:

  • Зачем нужна маркировка и каких действий можно ожидать от государства после ее внедрения;
  • Как упростить и автоматизировать процесс маркировки и отчетности;
  • Как из новых правил извлечь пользу для бизнеса.

Зачем маркировать рекламу?

Количество интернет-пользователей растет с каждым годом, а бизнес все охотнее уходит в интернет-маркетинг и выделяет на это деньги. Вместе с ростом маркетинговых бюджетов растет и количество недобросовестной рекламы.

Модератор рекламной системы не обладает ресурсами для корректного и быстрого определения законности всех рекламных сообщений. Эту задачу выполняет Роскомнадзор. Но чтобы он мог подключаться к процессу, у него должен быть доступ к данным о рекламе.

В июле 2021 года в федеральный закон “О рекламе” была добавлена Статья 181. “Реклама в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет”.

Задачи закона о рекламе:

- Обелить рынок. Дать всем участникам рекламного рынка данные о расходах, контрагентах, заключенных договорах.

- Сделать рынок прозрачным и управляемым. Теперь жаловаться на рекламу в Роскомнадзор будет гораздо проще, а сам регулятор сможет организовать детальную проверку вашего обращения.

- Дать больше информации налоговой об участниках рынка.

Как будет работать закон о маркировке рекламы

Сейчас будет теория. Рекомендуем с ней ознакомиться. Но если вы совсем торопитесь, то можете сразу перейти к практике.

Участники процесса

Главный инициатор процесса - Роскомнадзор. Под его ведением создается Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Именно сюда будут приходить все данные о рекламе, размещенной на территории РФ.

Собирать данные для передачи в реестр будут Операторы рекламных данных (ОРД). Только у операторов будет возможность загружать информацию в ЕРИР.

Данные о количестве показов рекламных сообщений, площадках показа, затратах, а также агентах и контрагентах будут храниться в ЕРИР минимум пять лет. Сами рекламные баннеры, объявлений и иные креативы - до 3 лет.

ОРД подбираются Роскомнадзором. На данный момент список уточняется.

Кандидатами на роль ОРД стали:

  • Яндекс;
  • ВКонтакте (VK);
  • МТС;
  • Ozon;
  • AmberData;
  • Вымпелком;
  • Сбер.

ОРД будет собирать информацию со всех участников рекламного процесса:

  • С рекламодателей — это те, чьи товары и услуги рекламируются. Главные инициаторы запуска рекламы.
  • С рекламораспространителей — это агентства и все посредники между рекламодателем и рекламной системой.
  • С операторов рекламных систем или по-простому c самих рекламных систем (Яндекс, Вконтакте, MyTarget и т. д.).

Процесс

Чтобы выполнить все требования закона надо:

  • Передать в ОРД все данные о рекламодателе и рекламораспространителе. Данные чисто юридического характера и прописаны у вас/вашего рекламораспространителя в реквизитах.
  • Получить токен (идентификатор вашего рекламного объявления) от ОРД.
  • Разместить его в объявлении.
  • В течение месяца, следующего за месяцем открутки рекламы, отправить в ОРД отчет. В отчете должно быть отражено какие акты к каким креативам относятся.

Обратите внимание, что кандидаты в ОРД и операторы рекламных систем пересекаются.

Самые важные игроки - Яндекс и Вконтакте.

Через их сервисы идет основная масса интернет-рекламы в России.

Практика: что надо делать с 1 сентября

Давайте разберем примеры, кто и за что будет отвечать в исполнении закона о маркировке рекламы.

Вы запускаете рекламу самостоятельно

Если рекламируетесь в Яндексе, Вконтакте или MyTarget, а также используете сервис eLama - можете выдохнуть. С 1 сентября рекламные системы сами соберут у вас необходимые данные и отправят их в ОРД и ЕРИР.

Маркировка токенами, вероятно, тоже будет автоматической. Это одна из задач ОРД.

Ваша основная задача - следить за отправкой и корректностью отчетов. Проверить все данные можно будет на Госуслугах. И это очень важно, т.к. в отчетности могут встречаться ошибки.

Если рекламная система на является ОРД, то нужно выяснять заранее кто отвечает за подачу информации и отчетов. Скорее всего, многие системы пойдут навстречу и сами займутся вопросами получения токенов, подачи отчетности и передачей информации о рекламодателе.

Если рекламная система или площадка, на которой вы размещаетесь, не взяла на себя такого обязательства, то получать токены у ОРД придется самостоятельно и отчитываться тоже.

Если вы работаете с фрилансером

Под фрилансером понимаем физическое лицо.

Тут могут быть два варианта:

  • Вы пополняете бюджет в рекламных кабинетах/рекламных сервисах типа eLama самостоятельно - смотрите пункт выше. Проверку отчетов следует возложить на фрилансера, но также не забывайте следить за ними самостоятельно. Оплата услуг фрилансера (не рекламный бюджет) под требования маркировки не попадает и ее не нужно указывать в отчете для ЕРИР.
  • Вы переводите деньги фрилансеру, а он пополняет рекламный кабинет. Если это так, то предложите пополнение напрямую. Пока нет окончательного понимания, как действовать, если рекламораспространитель - физическое лицо.

Обязательно проследите, что под вас создан отдельный рекламный кабинет и в нем нет других рекламодателей.

Придерживайтесь правила “Один рекламный кабинет = один плательщик (юр.лицо или ИП)”. Если на один кабинет будет больше плательщиков, могут возникнуть проблемы с формированием отчетности.

Вы работаете с агентством

Тут тоже возможно два варианта:

  • Вы сами пополняете бюджет в рекламной системе - смотрите пункт “Вы запускаете рекламу самостоятельно”. Единственное уточнение - за отчетами следит агентство. Отчитываться за услуги по настройке рекламы не надо.
  • Вы пополняете бюджет на рекламу через агентство, а оно уже пополняет рекламные аккаунты. Подачу отчетности организовывает агентство и рекламная система. Такие компании могут поднять стоимость обслуживания.

Чем короче цепочка, тем меньше ошибок. Мы в TRINET.Group считаем оптимальным первый вариант. Он понятен для рекламодателя, защищает его от махинаций с бюджетом, сокращает цепочку передачи отчетов.

Если вы платите бюджет напрямую агентству, то обязательно проследите, чтобы под вас были созданы отдельные аккаунты, старайтесь платить с одного юридического лица/ИП.

Если вы каждый месяц с трудом выбиваете у такого агентства акты (акты обычно готовят до середины месяца), постоянно сталкиваетесь с ошибками в их формировании, то лучше не рисковать и платить напрямую в рекламные системы. Ошибка на стороне агентства может вам в будущем привести к штрафам.

Что делать, если вы физическое лицо, и вы рекламодатель?

Ждать разъяснений от Роскомнадзор и готовиться к тому, что придется задекларировать свою деятельность.

За что могут наказать?

Вас могут привлечь к ответственности не только за нарушение требований к маркировке. Доступ к данным в ЕРИР будет у РКН, ФАС и ФНС.

Повышается риск штрафов за нарушение закона “О рекламе”. Проверяйте всех исполнителей на знание этого закона. Если настраиваете рекламу самостоятельно - начинайте изучать уже сейчас.

Также вас могут привлечь к ответственности за нарушение авторских прав. Многие рекламодатели нарушают их каждый день: скачивают изображения, найденные в поиске, и размещают в своей рекламе, упоминают бренды без разрешения этих брендов и т.д. Теперь доказать вашу вину будет гораздо проще.

И наконец, теперь у налоговой будет больше данных о вас. Если вы рекламируете товар или услугу, которая не подразумевается вашим ОКВЭДом, налоговая может инициировать проверку.

Почему агентства были против закона о маркировке?

Среди агентств есть ярые противники закона о рекламе. Кто-то протестует из-за лишней работы (особенно, если агентство работает с площадками, которые не являются ОРД и не собираются решать их проблемы с отчетностью). Но есть те, кто не хочет, чтобы заказчики видели реальные расходы.

В рекламной индустрии встречаются максимально непрозрачные договоры с плавающей ставкой за услуги исполнителя. Этим пользуются агентства, чтобы максимизировать прибыль от работы с заказчиками.

Самые частые схемы:

  • Не ясно, какой % от общего платежа забирает агентство. В Договоре часто прописаны максимально расплывчатые условия, а в отчетности во все траты добавлена стоимость услуг агентства.
  • Не откручивают бюджет целиком. Например, вы с агентством договорились, что за 1 млн они приведут вам не менее 1000 покупателей. Агентство откручивает 700 тыс.руб, приводит вам 1005 покупателей, 300 тыс.руб забирает себе.
  • Забирают ваши бонусы и кэшбеки. Разные рекламные системы часто делают кэшбеки рекламодателям за использование определенных типов рекламных кампаний/инструментов. Некоторые агентства не говорят об этом клиенту и пополняют рекламный кабинет на меньшую сумму, чтобы с учетом бонуса получился заявленный бюджет.

Если у вас были подозрения, то теперь вы сможете проверить своего подрядчика, посмотрев отчетность в ЕРИР.

Сколько стоят услуги ОРД?

Пока ОРД будут работать бесплатно. В дальнейшем рассматривается введение платы за их услуги. Вероятнее всего, оплата будет составлять определенный % от рекламного бюджета.

В законе много “пробелов”, когда их уберут?

В Законе действительно много пока неуточненных моментов. Например, никто до сих пор не знает, как будут отчитываться о рекламе физические лица. Также остается открытым вопрос о разметке всей динамической рекламы: товарных объявлений DSA-кампаний, смарт-баннеров. Нет пояснений, нужно ли маркировать SEO-ссылки.

Закон и инструменты еще прорабатываются и, скорее всего, будут дополняться после 1 сентября. Обязательно следите за новостями.

И….если на ваш вопрос нет ответа, то вы можете написать его в комментариях =)

Материал подготовлен Екатериной Козачек - экспертом в TRINET.Group.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Vadim Shemarov

Указано, что материал подготовлен экспертом. Но я не верю, что эксперт может серьезно отвечать на вопросы "зачем маркировка" и "какая польза для бизнеса" так, как это в публикации. Если, конечно, не стоит перед ним задача из дерьма сделать конфетку.

Очевидно же, что никакой "прозрачности" эта байда не добавит, РПН как не был, так и не будет в состоянии отслеживать ВСЕ рекламные сообщения, а вот геморроя абсолютно точно добавит ВСЕМ участникам рынка. Но некоторые особо избранные, получив статус ОРД, с лихвой окупят этот гемор и лишние затраты. И кроме них нет и не может быть на рынке тех, кто хотя бы нейтрально относился к этим нововведениям, поэтому все, абсолютно ВСЕ, кроме нескольких выгодоприобретателей, против этого.

А вот штрафодобывающая отрасль получит еще один бабловсасывающий канал

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Я могу замутить партнерку на зарубежных ресурсах, получать оплату от рекламодателей криптой (и так же продвигаться там), и положить на российский закон о маркировке рекламы детородный орган?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Козачек

Главное, понимать все риски, а любое незаконное действие - это большой риск. А уж стоит ли этот риск свеч - каждый решает сам.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Так российский закон не действует на буржуйских ресурсах с их рекламодателями)

Ответить
Развернуть ветку
Хвича Кардава

яндекс презентуют, что типа если таргет на россию, то действует и не важно где вы териториально обитаете, таргет вписать в букву закона это вообще легально?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

так, если у меня телеграм канал и я закупаю рекламу в другом телеграм канале, я должен отправлять рекламные посты в эту систему?
какое наказание за непредоставление данных?
насколько я понимаю рынок все забьют хер и этим будут заниматься только крупные рекламные платформы

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Козачек

В вашем случае - да, вы должны отправить в ОРД данные о себе, как о рекламодателе, получить у ОРД токен и потом отправить туда же отчет.
Первое время штрафы не предусмотрены, но в дальнейшем, скорее всего, они появятся.
Думаю, на поведение рынка сильно повлияет то, как Роспотребнадзор будет реагировать на нарушение и как сами пользователи будут на него реагировать. Если в вашем канале будет реклама без токена, кто-то может пожаловаться и инициировать проверку со стороны контролирующего органа.

Ответить
Развернуть ветку
Мария С.

А кого в этом случае ждёт кара?
Того, кто разместил рекламу в блоге без токена или того, кто заказал рекламу? А если по любви или по бартеру?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Козачек

Пока кара никого не ждет. До марта 2023 года Роскомнадзор не собирается никого штрафовать. По мере "обкатки" процесса маркировки появятся уточнения по блогерам и ответственности за нарушения.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий К

Если это просто рекомендация подписаться на канал, то это не реклама и можно никуда ничего не отправлять. А если это реклама товара/услуги, то это уже реклама, и да, нужно маркировать. И это действительно полная тупость 🤦

Ответить
Развернуть ветку
A C

ОП, вы не разместили токен в тексте.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Yaschenko

Самый полный материал по теме, который я нашел.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Козачек

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Верно, что нужно будет маркировать и прочее свой баннер на своем сайте?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Svetlov

"теперь у налоговой будет больше данных о вас" - вот главная цель этого закона. Рекламу даете, а выручку не показываете и налоги не платите? Тогда налоговая идет к вам.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Белых

А если мы размещаем рекламный баннер партнера в своём приложении, не используя рекламные системы, то мы обязаны сами подавать в ОРД данные как рекламная площадка?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Козачек

Формально, да. Но каким будет этот процесс пока не ясно. Процесс регламентируется со стороны ОРД, но на данный момент есть только кандидаты в ОРД. В сентябре будет больше ясности.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Соколова

Короче прощай, рекламный рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Helina Ryzhkova

На каждую наглую ж найдется болт с резьбой) В этом случае он тоже есть)

Ответить
Развернуть ветку
Unknown

а если компания закупает рекламу у блогера, нужно составлять с блогером договор? и нужно ли все также передавать все эти данные орд?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Козачек

По блогерам информация будет позже.Отчитываться в ОРД точно будет надо, реклама у блогеров попала в список, ее нужно маркировать. Но процедура не ясна. На данный момент пока есть только кандидаты в ОРД. И они еще изучают подзаконные акты. Роскомнадзор уже сказал, что до марта 2023 года никого штрафовать не будет. На "обкатку" процесса необходимо время.

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Епишева

Слышала, что реклама в сторис, постах и рилс (в запрещённой социальной сети на территории РФ которую нельзя произносить в слух) также нужно будет маркировать? Но я не поняла, это если мы со своего личного аккаунта размещаем посты и сторис с рекламным макетом или как ?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий К

Роскомнадзор, наверное, не в курсе, что рекламодатель может видеть все расходы на рекламу в личном кабинете, а также ещё пользоваться аналитикой. Один самых тупых законов, который только можно было придумать.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Козачек

Каждый творит свою судьбу сам) Главное, понимать все риски, а любое незаконное действие - это большой риск.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда