Как мы развивали свой бизнес в Африке: шесть проблем и шесть решений

Привет, я Оля Шаповалова. Я два года работала в Genesis Media на должности Head of Africa — управляла командой наших медийных проектов. Чтобы развивать новостные сайты в Африке, я отправилась в Найроби (столицу Кении), где за семь месяцев работы вместе с командой увеличила доход в десять раз и отладила внутренние процессы.

Как мы развивали свой бизнес в Африке: шесть проблем и шесть решений

Tuko.co.ke — это крупнейший сайт Кении с новостным, развлекательным и спортивным контентом. Общая аудитория составляет 6 млн человек в месяц, из которых 65% жители Кении, остальные 35% — жители других стран Африки или эмигранты. Мы создавали рекламные баннеры, брендинги, нативные проекты, PR-статьи и нестандартные форматы.

Сайту было больше двух лет, когда я пришла в компанию. Прежде мои коллеги ездили в Кению дважды, но каждый раз на неделю — для проведения интервью с командой. Мы полагали, этого достаточно, чтобы всё работало согласно созданным для локального менеджмента инструкциям. С одной стороны, так и было — мы стали первыми в стране по трафику. С другой стороны, спроса на покупку рекламного инвентаря почти не было.

Я анализировала объём рынка рекламы, долю digital, бюджеты рекламодателей и их пропорции. Оказалось, что команда не закрывала необходимое количество сделок и наши клиенты недостаточно знали о наших услугах, а большой процент аудитории был неплатёжеспособным.

Перепробовала всё: распределение клиентов по продавцам, тысячу новых презентаций, бесконечное общение с удалённой командой. Успешные практики, работающие дома, не давали никакого результата в Африке. В какой-то момент стало понятно — пора прекращать биться головой о стену, время ехать «на разведку».

Отправляясь на другой континент, сформулируйте чёткую цель. Широкое определение «поднять продажи» не работает — раскладывайте по пунктам. Под общую «шапку» умещаются: заново собрать команду продаж, обучить её, увеличить выручку до определённой суммы исходя из объёма рынка и бизнес-ожиданий, вырастить локального директора, пообщаться с клиентами и выяснить их потребности, повысить узнаваемость бренда.

Начните с команды

Первым делом надо разобраться, кто готов учиться, а кого пора найти нового. В стране небольшой рынок специалистов и очень сложно с универсальными солдатами, которые могут и стратегию разработать, и сделку закрыть. В Кении максимум пять digital-проектов, и кадры мигрируют из одного в другой.

Поэтому первым делом я назначила митинги со всеми сотрудниками, чтобы понять общее положение вещей. За несколько недель таких собеседований пришлось уволить 60% команды, потому что они не хотели учиться и не закрывали сделки. И потом столько же набрали, обращая внимание на целеустремлённость, самодисциплину и умение пользоваться знаниями.

Офис Tuko
Офис Tuko

Мы составили квартальный план для обучения сотрудников. Написали на доске всех клиентов: агентства, через которых работаем с большими заказчиками, и прямых клиентов, разделили их по категориям — банки, образовательные платформы и так далее.

Крупных заказчиков разделили между синьор-специалистами, средним и малым бизнесом без больших бюджетов занялись мидлы, а джуниорам для тренировки отдали целую категорию, чтобы искали новых рекламодателей.

Африканские ребята боялись потерять работу, поэтому для них любое увольнение весьма показательное, тем более в таких масштабах. Дополнительный стимул в команду принесли начинающие специалисты — они с энтузиазмом принялись за свои обязанности и зарядили всех сотрудников.

После распределения работы мы прописали стратегии под каждого клиента. Проговаривали презентации, задавая друг другу каверзные вопросы, играли роли клиентов и слушателей. Даже приглашали ребят из редакционного отдела, чтобы опробовать свои презентации на людях «не в теме».

Для наглядности первые пару раз перед клиентом выступала я. Подчинённые смотрели презентацию со стороны, на реакцию заказчика, какие вопросы он задаёт, как себя ведёт. Дальше я присутствовала на встречах только как ментор.

Возвращаясь, мы обсуждали каждый митинг: что прошло хорошо, что плохо, как исправить ошибки. Это продолжительный процесс, но результаты отличные — мы обучили местную команду так, что к концу моего пребывания в Кении каждый менеджер мог провести тренинг по продажам.

Спустя месяц работы я создала тест с вопросами о проверке знаний по статистике рекламных инструментов и информационной политике. Сдали все! А опросник стал основой для тестирования новых сотрудников. Его и сейчас проходят — человек должен закрыть свой финансовый и нефинансовый KPI и сдать тест, чтобы пройти испытательный срок.

Выберите локального директора

Локальный директор — ваши глаза, уши и мозг на месте. Он контролирует всех, а вы — только его. Нанять хеда нереально, я пробовала и потратила на это три месяца. Один местный директор наломал дров, второй был хорошим менеджером, но не продержался до конца испытательного.

А с руководителем у вас должно быть полное совпадение ценностей — он ведь строит ваш бизнес на месте, выступает его лицом, контролирует людей и расходы. Но полагаться на то, что менеджер будет воспринимать бизнес как собственник, — наивно. Для такой должности нужен именно предприниматель.

В результате мы взяли человека из команды. Он сам пришёл со словами, что однажды хотел бы стать руководителем, и я подумала — почему однажды? Мы вместе выбрали для него тренинги, потому что там есть качественное онлайн-образование, ещё до вступления в должность отдали ему в подчинение младшего специалиста.

Он вырастил профессионала, который до сих пор работает в компании. Изначально он был мотивирован учиться и добиваться целей, у него уже были хорошие взаимоотношения внутри коллектива — за три месяца обучения он стал отличным начальником.

Это была удачная инвестиция ресурсов.

Налаживайте взаимодействие с крупными клиентами

Как только достаточно обучили людей в команде, время знакомиться с клиентами. После первых встреч выяснилось, что заказчики плохо знакомы с продуктом. Видимо, до этого сейлы не справлялись с презентацией — её отдавали, но дальше ничего не происходило. Поэтому так важно научить правильно продавать.

Крупная кенийская конференция — хороший повод для плодотворного нетворкинга
Крупная кенийская конференция — хороший повод для плодотворного нетворкинга

Другой момент, что большие клиенты работают через агентство. Посредничество — это всегда немного «испорченный телефон». Заказчик может хотеть одного, агентство другого, и через эту преграду сложно достучаться до первоначального запроса.

Поэтому мы решили: никакой работы до заполнения детального брифа. Мы сразу устанавливаем KPI в цифрах, а не в формулировках «хочу, чтобы о нашем продукте узнали все». И только после того как клиент утверждает бриф, запускаем кампанию.

Всегда есть соблазн обойти агентство и связаться напрямую с клиентом, но это скользкая дорожка. Однажды заказчик сам связался с нами и предложил сделать проект.

Мы написали медиаплан и только после того, как разместили кампанию, выяснилось, что он работал с digital-агентством. Мы пытались урегулировать это недопонимание, но последствий избежать не удалось. В итоге агентство не давало нам бюджетов ещё полгода.

Второй пример о плохом нетворкинге: в агентстве просто забыли, что мы делаем подходящий для клиента рекламный формат, и не предложили наше медиа как вариант. Это был самый крупный кенийский банк, и мне больно представить, какой мы упустили бюджет из-за чьей-то забывчивости. Так что хорошие отношения с агентствами — важная составляющая прибыльности бизнеса.

Работаем без больших бюджетов

Кажется, что чем меньше клиент, тем крупнее его амбиции. Хорошо, что со средним и мелким бизнесом вы договариваетесь напрямую, плохо, что у них обычно маленький бюджет. Основная сложность такой работы — поиск тактических решений, компромисса между деньгами и ожиданиями.

Масштабную эффективную кампанию не сделать за $500, и это нужно как можно тактичнее донести клиенту. Чтобы и понял, и не ушёл к тому, кто обещает невыполнимое. Тут приходится выбирать один KPI — либо просмотры, например, либо регистрации.

Разбираемся с продажами

Когда команда работает, а реклама приходит, в чём может быть сложность с продажами? Проблема закралась в KPI. Он был прописан количественно, то есть сумма, которую должны заработать продажники. Но из чего она должна состоять?

Пока сам не познакомишься с каждым клиентом, не узнаешь, что ему нужно, какая у него тактика и пожелания, это не будет понятно. Поэтому и чёткого процентного распределения бюджета до этого не было, и KPI не выполнялся.

Проблема решается исключительно знакомством с клиентами. Вы понимаете их планы на ближайший квартал, из этого расписываете процентовку и работаете с ней. Если вы понимаете, что у вас 20–30% бюджета приходит от новых клиентов, то вы больше работаете с младшими специалистами. Если оказывается, что следующий месяц ваш бюджет на 50% состоит от бюджета компании N, то вы заранее наводите мосты с его агентством.

Улучшаем узнаваемость бренда

Когда твой проект самый популярный в регионе, кажется, что такой проблемы в принципе не существует. Вы и так номер один. Но большой процент наших читателей был неплатёжеспособным, и это отпугивало крупные бренды. Поэтому нам нужно было завоевать дополнительную аудиторию. Нас воспринимали как информационный сайт — и этого было недостаточно.

Мы заключали сделки с агентствами наружной рекламы, чтобы баннеры нашего сайта висели по всему городу. Так мы сообщали большему количеству людей, что кроме политики и новостей у нас есть ещё рубрики про спорт, образование, здоровье, лайфхаки, что мы можем быть интересны разной аудитории. Делали бартерные сделки с радио, выступали медиапартнёром офлайновых мероприятий.

Наша тактика сработала, потому что в 2018 году мы получили награду как лучшее развлекательное медиа. А во время лидогенерирующей кампании выяснилось, что аудитория в итоге тоже поменялась. Так что офлайн-продвижение в таких странах, как Африка, — необходимая вещь.

Награда за лучшее развлекательное новостное медиа
Награда за лучшее развлекательное новостное медиа

Вывод

Построить бизнес удалённо можно, но сначала необходимо пробыть на локации минимум полгода, чтобы понять особенности работы в другом регионе.

Например, африканцы очень неторопливые. В день можно поставить максимум две встречи с клиентами, потому что они длятся около двух часов и большую часть времени люди говорят не о делах, а о жизни, родственниках и погоде. Пока я успеваю провести три содержательных беседы по сути, там происходит одна. Это другой менталитет, и надо адаптироваться.

Другой пример — законодательство. В Африке мощные профсоюзы, поэтому все документы по найму лучше проверять пару раз. Например, налог на зарплату составляет 30–40% — такие траты надо продумывать заранее. У каждого региона большое количество своих особенностей, об этом важно помнить.

В итоге получилось так, что я зарядила команду собственным примером. Мы встречались и обсуждали ошибки, учились и подбадривали друг друга, пока не обрели уверенность, что готовы на все сто.

Как результат — выросла выручка, сформировались процессы, команда, хорошие отношения со всеми агентствами и клиентами, аудитория стала качественнее, а бренд более узнаваемым. Вероятно, этого можно было бы добиться и удалённо, но за гораздо более продолжительный период времени.

1515
15 комментариев

Ужас как интересно. Это просто суперсила какая-то: приехать в Кению и наладить продажи. Восхищен.

5

спасибо, очень приятно!

Ольга, спасибо! Пишите ещё, пожалуйста.

1

Обязательно!

Genesis Media спамит меня опросами безбожно, но вам (как личности) желаю удачи

Добрый день! мы вообще не отправляем никакой рассылки. Не могли бы вы поделиться ссылкой или скрином письма спама?