Найти сотрудника бесплатно. Миф или реальность?

Вы — предприниматель или его помощник и вам нужно найти сотрудника без бюджета?

Тут хотелось бы набрать номер 007 и вызвать Дэниэла Крейга. Только вот это возможно в мире фантазий. А что делать в реальности? Давайте соберём в статье бесплатные способы поиска и найма сотрудников. Ну, или почти бесплатные.

Первый способ — это реферальный подбор сотрудников. Это способ укомплектования штата или единичных вакансий за счёт вашего круга знакомств или круга знакомств ваших сотрудников, а также (внимание!) клиентов. Да, этот способ помогает генерировать новых сотрудников почти через любые социальные связи. Как это работает?

Найти сотрудника бесплатно. Миф или реальность?

С сотрудниками: за определённую мотивацию (чаще всего денежную или натуральную) информируете текущих сотрудников об открытых вакансиях в компании или отделе и оговариваете способ благодарности за нового человека в штате. Подобно вирусу, вы запускаете процесс информирования большого количества людей о вашей компании, вакансиях и преимуществах работы с вами. Даже если вакансию вы не закроете, то получите бесплатную рекламу.

Какое вознаграждение стоит предложить? Тут всё зависит от уровня. Например, если вы закрываете вакансию продавца-кассира в магазине с высокой текучестью, то стоит установить размер мотивации до 5000—7000 рублей. А вот в случае подбора руководителя или IT-специалиста придётся раскошелиться. И, конечно, в любой такой программе мотивации следует устанавливать испытательный срок, после которого вы выплатите премию. То есть, к моменту выплаты этот человек уже принесёт пользу бизнесу и по сути вы благодарите за результат, а не просто за попытку.

Мотивация зависит от уровня должности. Мотивация может выражаться в денежном или натуральном вознаграждении. Например, в качестве благодарности можно подарить услугу или продукт вашей фирмы.

Или вы можете благодарить продукцией, либо услугой, производимой в компании. Если это автосервис, то мотивацией за нового сотрудника может стать бесплатная замена масла 2 раза в год. Тут открывается простор для вашей фантазии.

Ещё вы можете при общении с клиентами узнавать, есть ли у них знакомые, которые ищут работу. Рекомендацию вашей компании для работы можно менять на полноценные услуги, либо на скидки на них. Опят же, двойная выгода — вы и клиента удерживаете, и сотрудника можете найти.

Вариант второй: вести сотрудников на личный бренд или бренд компании. Эта систематическая работа, результат от которой можно будет ощутить не сразу. Заведите ТГ-канал или просто ведите страницу в соцсетях. В таком подходе следует регулярно показывать реальную работу, ваши увлечения, взаимодействие с командой, продукцию компании.

Кейс из реальной жизни. Со мной поделилась опытом руководитель одного из офисов компании, у которой значения по привлечению новых сотрудников в два раза выше, чем у остальных офисов (а их 24). Её личная страница служит помощником в процессе отбора и инструментом работы с возражениями. Она рекомендует посмотреть её аккаунт кандидатам после собеседования, и тут не про подписки — тут про демонстрацию реальной жизни офисе. По сути она даёт соискателю возможность примерить на себя команду, атмосферу и увидеть, каким соискатель может стать вместе с ней.

Ещё один вариант — нетворкинг. Чтобы найти сотрудника, нужно думать, как сотрудник. Просмотрите список событий вашего города, вашей профессиональной сферы. Подумайте, где уже работают такие люди. Вам нужно «быть в поле» этих людей. Эффективно работают кофе-брейки на конференциях: в перерывах можно заводить новые знакомства и обмениваться контактами. Подробнее эту масштабную тему я освещу в отдельной статье.

Ещё один вариант подбора сотрудников — позиционирование себя как эксперта в области. Рассмотрите площадки вашего города или вашей профессиональной сферы, где вы могли бы вести тренинги на безвозмездной основе. Вы вживую будете работать с аудиторией, информировать их о вашей компании, сфере деятельности, а главное — повысите лояльность к себе и компании. Люди должны считывать с вас уверенность в том, что вы делаете и что говорите. Что делать, если в вашем городе таких мероприятий не проходит? Инициируйте сами!

Бизнес-завтраки — вот место, где можно познакомиться с будущим сотрудником. Определите для себя тему, которая вам хорошо известна, понятна и о которой вы уверенно готовы побеседовать. Соберите группу, пусть даже малую. И покажите себя, выстройте доверие с пришедшими. Как организовать встречу? Пригласите ваших клиентов, сделав рассылку, или оповестите о встрече через близкий круг. Задействуйте ваш социальный капитал.

Найти сотрудника бесплатно. Миф или реальность?

Что касается платформ типа hh.ru, работа.ру — тут на бесплатные контакты не рассчитывайте. Постоянно появляются альтернативные платформы, желающие скопировать подход основных игроков на рынке. А по факту, работая с таким сервисами, мы получаем полумёртвые резюме, потраченное время на оформление присутствия и разочарование. Логика тут проста: чтобы на платформе начали появляться резюме или отклики, она должна быть интересна соискателям. А у мелких игроков редко бывает достаточно ресурсов на маркетинг. И тут мы получаем закономерность: нет денег — нет рекламы. Нет рекламы — нет кандидатов.

Чтобы выстроить эффективный и околобесплатный поиск сотрудников, нужно наращивать ваш социальный капитал.

Этот процесс не всегда быстрый, не всегда простой, но, как показывает практика, самый эффективный.

Знаете ещё классные и бесплатные способы поиска — напишите в комментариях! Давайте делиться знаниями и опытом, делая этот мир лучше и проще.

Неделина Любовь
Руководитель HR отдела франшизы АН 
1212
4 комментария

Ещё можно проводить мониторинг новостей о сокращении штата компаний, уходящих из России, и хантить оттуда ушедших сотрудников. Хотя, конечно, этот способ был актуален, наверно, около года назад.

4
Ответить

В таком случае нужно задуматься о том, почему с сотрудниками попрощались? Под сокращения редко попадают действительно сильные игроки. В пандемию был бум по количеству активных резюме, но вот качество было не всегда приемлемое.

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Личный бренд- это то, что, действительно, стоит вложенных усилий и останется при любых обстоятельствах👍

2
Ответить