Сарафанное радио работает круче любого маркетинга. Правда или миф?

Мы агентство креативного маркетинга KURAGA. Команда независимых, энергичных и гибких профессионалов. Любим маркетинг и хотим делиться своей экспертизой.

Бытует мнение, что одним из лучших способов продвижения, особенно в сфере услуг, является сарафанное радио. И мотиватором для этой статьи стало гиперболизированное уверование, что, буквально, никакой маркетинг и не нужен, главное сарафанку развивать и проблем с клиентами и продажами не будет.

Давайте разбираться в этой истории с профессиональной точки зрения.

Что такое “сарафанное радио”?

Выражение “сарафанное радио" - это такая в большей степени неформальная форма передачи информации между людьми, когда один человек рассказывает другому о чем-то интересном или полезном, и такая информация распространяется "из уст в уста". Другими словами, это такой формат передачи информации, в виде рекомендации, совета.

Сейчас рассмотрим ситуацию. Вспомните, как строятся рекламные интеграции наших любимых блогеров. Если схематично описать процесс, то он будет выглядеть примерно так:

Есть проблема (боль) - момент, когда надо ее решить (триггер) - решение (предложение продукта или услуги)

Сарафанное радио работает примерно также. Вам никогда не захочется пойти в какой-то ресторан, про который рассказывает ваш друг в беседе, просто потому что он про него упомянул. У вас должна быть проблема, и потом сработать триггер. Если переводить на язык маркетинга, то ваш друг - это инфлюенсер, а вы не его целевая аудитория.

Если рассматривать это явление с этой точки зрения, то оно имеет непосредственное отношение как к маркетингу, так и рекламе.

Сарафанное радио основывается на сильном доверии к слову других людей, и это может быть очень мощным инструментом для продвижения продукции или услуг.

Какие мы видим преимущества этого явления?

  • Доверие: передача информации от человека к человеку часто воспринимается как более надежная, чем реклама, поскольку люди склонны больше доверять советам и рекомендациям своих знакомых. Поэтому нативная реклама и стала таким продолжительным трендом среди инфлюенсеров. Если переводить в профессиональную форму маркетинга, то используйте influence-маркетинг.
  • Низкие затраты: сарафанное радио не требует значительных финансовых вложений, как традиционный маркетинг. Это позволяет небольшим компаниям и стартапам получить органические рекомендации и привлечь новых клиентов. Профессиональный способ продвижения в рамках “сарафанного радио”: UGC-контент.
  • Повышение узнаваемости бренда: Если ваш продукт или услуга получит положительные отзывы от клиентов, которые поделятся этим с другими, ваш бренд может стать популярным и узнаваемым. В эру социальных сетей, как никогда актуально. И есть точно способы более эффективные.
  • Таргетирование: Сарафанное радио часто основывается на рекомендациях людей внутри определенной целевой аудитории, что позволяет сосредотачиваться на конкретных сегментах рынка. Эту сегментацию можно использовать для углубления инсайтов и изучения вашей целевой аудитории.

Подводные камни

Однако не стоит полагаться исключительно на сарафанное радио. В некоторых случаях оно может быть недостаточным или неэффективным для достижения ваших маркетинговых целей:

  • Ограниченность охвата: сарафанное радио ограничено числом людей, которые услышат или узнают о вашем продукте. Это может быть недостаточно для масштабных кампаний.
  • Нет контроля: вы не можете контролировать содержание и точность информации, которая передается через сарафанное радио. Плохие отзывы или недостоверные сведения могут негативно сказаться на репутации вашего бренда.
  • Непредсказуемость: сарафанное радио не всегда предсказуемо и может зависеть от воли и настроения людей. Оно не является структурированной и систематической стратегией маркетинга.

В итоге, сарафанное радио может быть мощным дополнением к другим маркетинговым стратегиям, а используя профессиональные инструменты вы им еще и сможете управлять. Но для полноценного маркетинга необходим комплексный подход и использование разнообразных каналов и методов, чтобы достичь максимальной эффективности и охвата аудитории.

11
5 комментариев

Как-то всё спуталось.
Сарафан (молва, WoM), конечно, главное доверие к каналу коммуникаций/медиа, и да, это «знакомый» или «близкий» (м.б. по духу).
Сарафан дёшево, если за сообщение не платят, поэтому так ценятся отзывы удовлетворённых потребителей (реальные). А инфлюенс — это платный сарафан, который конкурирует наравне с директом (иногда [хороший инфлюенсер] дороже).
А UGC — это про контент, а не про сарафан.

Добрый день!
В целом, об этом и написали, только хотим уточнить несколько моментов.
Основной поинт в статье, что сарафанное радио вообще не особо воспринимается как маркетинг, что, в целом очень, грустно.
Иначе как управлять и влиять на то, что стихийно и неконтролируемо?

Инфлюенс, на наш взгляд, это уже более упакованная и управляемая история и там есть схожие моменты с грамотно выстроенной сарафанкой, но это все-таки чуть другое, чем просто "платный сарафан".

В данном контексте под UGC понимаются те реальные отзывы людей, которые поделились своим впечатлением в социальных сетях по своему собственному желанию без дополнительной мотивации со стороны бренда.

Ну, порой, в сарафанном радио тоже есть свой толк

Добрый день!
Согласны)
Ни в коем случае не обесцениваем значение данного явления.
Говорим лишь о том, что это тоже маркетинг, с которым нужно работать, а также рассчитывать не ТОЛЬКО на данный способ продвижения.

Сарафанное радио - это отмазка для рашен-бизнесов, ответ на вопрос "А что вы делаете из маркетинга?" По сути, это явление, а не бизнес-процесс. Когда слышишь про сарафан, автоматом отвечать надо: "Ну вы это не контролируете". В ответ лишь разводят руками и глупо улыбаются, а я иду дальше.