Продакт не мини-сео или какие важные вопросы упускают продакты при старте своего стартапа

Роль менеджера по продукту часто сравнивают с ролью "мини-генерального директора". Хотя такое сравнение может быть лестным для менеджеров по продукту, оно может ввести в заблуждение. Чтобы разобраться в отличиях между продактами и предпринимателями, давайте рассмотрим ключевые компетенции для каждой роли и найдем отличия. Работать будем на основе идей из книги Inspired Марти Кагана и "Intercom о продуктовом менеджменте".

Продакт думает, что он предприниматель, а предприниматель смотрит на продакта и говорит: "Лох"
Продакт думает, что он предприниматель, а предприниматель смотрит на продакта и говорит: "Лох"

Каждый продакт в душе мечтает стать предпринимателем, каждый ищет способы сделать какой-то проект, давайте начнем наш разговор с обзора совпадающих направлений деятельности/ компетенций.

Меня зовут Тигран Басеян, я автор blackproduct с 2020 года развиваю свой стартап geekz.ru - резидент сколково. Создал 3 стартапа, 2 уже похоронил...

Общая треть

Ответственность. Хотя и генеральный директор, и менеджер по продукту принимают важные решения в своих сферах, их ответственность сильно различается. Генеральный директор отвечает за работу всей компании, формирует видение и стратегию на долгосрочную перспективу, в то время как менеджер по продукту сосредотачивается на стратегировании, выполнении и управлении одним или несколькими продуктами.

Каган выделяет основные обязанности менеджеров по продукту: исследование и определение ценных проблем, которые стоит решить, тесное сотрудничество с межфункциональными командами для принятия критически важных решений и постоянное обучение от пользователей.

Для продакта такие компетенции витальны (если, конечно, он не работает как хаб для сбора обратной связи/зарпосов от заказчиков, а потом создает единый backlog – кстати, подобная роль называется Product Owner)

Управление vs. влияние. Авторы "Intercom о продуктовом менеджменте" подчеркивают важность навыков лидерства для менеджеров по продукту, но не в том же смысле, что и для CEO. CEO обладает авторитетом над своей организацией и принимает решения, которые напрямую влияют на направление компании. В отличие от него, менеджер по продукту больше полагается на влияние и убеждение, работая в тесном контакте с разрабами, дизайнерами и другими, не имея над ними формальной власти.

Vision vs. Delivery&Discovery. Нужно также отметить различия в ролях в том, что CEO зачастую ориентируется на стратегию выхода на конкретный рынок, он зачастую безосновательно (на основе своей насмотренности или убежденности) может подготонять задачу под решение, для продакта же ключевым должны быть исследования и обкатанный процесс дискавери. Ну и да, за доставку продукта также несет полностью ответственность конкретный продакт. Вот еще одно мини отличие в рамках продуктовых компетенций.

MUST have компетенции

Когда продакт сидя за своим очередным кальяном на синкапе думает о том, чтобы открыть свой стартап у него в голове не возникают различные административные, налоговые и другие вопросы, да вы мне скажете первым шагом будет сформировать бизнес-модель, value proposition, Go to market стратегию. Поддерживаю, но нужно не забывать и о других задачах:

  1. Инвестор или деньги. Кто их даст и почему?
  2. Юридические вопросы, финансы, налоги
  3. Бухгалтерия

Инвестор или деньги. Кто их даст и почему?

Важным вопросом при привлечении средств со стороны становится то, на каком основании подобные взаимоотношения будут создаваться.

Например, я как предприниматель хочу получить инвестиции, как мне их оформить? А если мы с партнерами открываем бизнес они дают деньги, а я буду фултаймово работать на проекте, то как это оформить?

Выделим набор вопросов, на которые нужно ответить, чтобы обезопасить свой бизнес:

  1. Какая форма организации предприятия? Рекомендую для организации открывать ООО, где предприниматель несет ответственность только размером уставного капитала и активов организации.
  2. Как именно оформляется взнос денег? Рекомендую оформить ООО на тех, кто будет работать, при этом предусмотреть механизм размытия долей за счет привлечения средств со стороны инвесторов. То есть, инвестор или соучредитель вкидывает деньги и таким образом покупает часть ООО.
  3. Кто дает деньги? Как долго? Важно понимать, кто и сколько будет вносить в ООО. Лучше всего оформлять это в виде бессрочного займа (если состав участников не меняется) или в виде конвертируемого займа (если вы будете менять состав или доли участников). Не стесняйтесь поговорить о том, какой набор средств и на какое время готовы выделять инвесторы.
  4. Какие обязательства по возврату и у кого? А что если бизнес не случится? - рекомендую этот разговор ознаменовать этим вопросом. Тогда кто фиксирует убытки? Также важно понимать механизм возврата вложенных средств.

Вывод, на берегу с инвесторами/партнерами нужно проговорить стратегию развития организации, сколько денег будет внесено, как и кто за это несет ответственность. Потому что если такого не сделать, то в определенный момент инвесторы могут начать "Выкручивать яйца" или скажут "ребят, мы больше не готовы вкладывать деньги".

Аргументируй инвестору зачем тебе еще деньги?
Аргументируй инвестору зачем тебе еще деньги?

Юридические вопросы, финансы, налоги

В предыдущем пункте мы частично затронули организацию предприятия и сошлись на том, что нам подойдет ООО (кстати, когда вы делаете бизнес один или с близкими людьми, можно сделать ИП и приобрести патент на ведение деятельности, тогда никакие налоги вам не страшны).

Когда вы приняли решение открыть свой ООО, тогда вам нужен свой юрист, который вам поможет наладить устав (можно, кстати, взять с сайта налогоплательщика и все сделать онлайн).

Лично мне помогали знакомые юристы, которых мне порекомендовал другой знакомый. В итоге у нас появляется ООО, но важно какую систему налогооблажения выберешь. Давайте разбираться, юридическим лицам доступны три системы налогообложения

  1. УСН (есть две формы УСН — в первой налог начисляется с доходов, во второй с разницы между доходами и расходами);

  2. ОСНО – налог на прибыль рассчитывается по ставке 20% от разницы между доходами и расходами, а в случае убытка он не начисляется. Региональное законодательство может снизить ставку. Налог выплачивается ежемесячно, но если доходы не превышают 15 млн. рублей в квартал, то можно поквартально.

  3. ЕСХН – это специальный налоговый режим, который применяют большинство производителей сельскохозяйственной продукции. Его могут выбрать организации, которые получают не менее 70% дохода от торговли и реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Выбирай систему налогоблажения с умом
Выбирай систему налогоблажения с умом

УСН «Доходы». В этом варианте единый налог уплачивается поквартально в размере 6%. Главным плюсом является то, что не нужно вести учет расходов. А невыгодной такая схема УСН бывает, когда резко снижаются доходы, а расходы увеличиваются: налог вы обязаны выплатить, даже если ушли в убыток.

УСН «Доходы минус расходы» Здесь налог уплачивается также поквартально, но если по итогам квартала организация в убытке, то налог не начисляется. А по итогам года уплачивается минимальный налог в размере 1% с доходов.Преимущество этой схемы состоит в том, что налогооблагаемая база уменьшается на сумму расходов.

На старте, пока не доказана модель лучше всего использовать «Доходы минус расходы», благо раз в год можно систему налогооблажения поменять.

Ну, и если у вас Ит продукт, можно всегда отобраться в Сколково через программу fast track и обнулить все налоги.

Бухгалтерия

Последний пункт, который ты не сразу понимаешь – это кто твой бухгалтер и какая у тебя отчетность. Многие предприниматели на старте забивают на документацию. Потому что по заветам Agile манифеста – сначала люди, а потом документация. Но в бизнесе, сначала разобраться со строгой отчетностью и потом со всеми остальным.

Для этого ищите себе крутого, проверенного бухгалтера, хотя бы на пол ставки, либо учитесь учету сами.

Идеальный бухгалтер, он такой один на миллион 
Идеальный бухгалтер, он такой один на миллион 

Выводы

Продакт не мини-сео или какие важные вопросы упускают продакты при старте своего стартапа

Продакт – это 30% от предпринимателя и если у вас родилась гениальная идея, подумайте оно вам туда надо? и если надо, тогда ищите Ментора, который собирал команду и продукты, Партнеров, которые закроют компетенции, которых у вас нет, ну и прокачивайте ваши мозги, в том числе на моей программе стартап лаба. По ссылке можно посмотреть информацию о новом потоке.

____

Поделитесь в комментариях было ли полезно? стоит ли рассказать попродробнее как проходить каждый этап?

и да, если интересно мой канал в тг вот тут приходите, мой ютуб тут

77
2 комментария

Ну и да, за доставку продукта также несет полностью ответственность конкретный продакт.Тут, конечно, спорное утверждение, потому что зависит от компании и ее культуры и процессов. Тот же GitLab прямо пишет, что это не обязанность менеджера продукта (https://about.gitlab.com/handbook/product/product-manager-responsibilities)

1
Ответить

согласен, потому что специфика – для подобных продуктов должен быть архитектор или тех лид, который принимает решение "как"

продакт решает "что"

Ответить