Продвижение сайта на поиске: органическое vs реклама
Любой владелец бизнеса, который вложился в свой сайт, рано или поздно начинает задумываться над его продвижением. Хочется сайт монетизировать и окупить. Но /вот не задача/ сайт не продвигается сам, клиенты не ищут его, а если ищут, то не могут найти. Кто-то делегирует эту задачу маркетологу, а кто-то пытается разобраться сам.
Цель же моего приступа графомании – создать памятку для любого человека, обладающего лишь базовыми представлениями о том, как все устроено в диджитале. Если вы только издалека слышали про продвижение или не слышали вовсе – эта статья для вас. После прочтения у вас будет понимание, что подойдет именно вам, а список полезных советов в конце поможет сэкономить деньги и время и добиться более внушительных результатов в работе. Эксперты, мимо, ничего нового вы тут не прочитаете.
Для начала обозначим два варианта продвижения на поиске: органика и реклама. То есть существует возможность поднимать свой сайт в топ поисковой выдачи оптимизируя под нее свой сайт и есть вариант выкупать эти топовые места за деньги в рекламе.
Думаю, с контекстной рекламой все примерно понятно: вам необходимо покупать место в поисковой выдаче. Платишь больше – стоишь выше, платишь меньше – сайт внизу.
Что до органики или SEO-продвижения: здесь, как мне кажется, все интереснее. Все понимают суть: рост позиций, вывод на первую страницу, но как это получается никто не понимает. Проясним только самые поверхностные азы: SEO-оптимизация – это тексты, ссылки и доработки сайта. Последнее, возможно, пугает больше всего.
Давайте посмотрим как оба варианта продвижения проявляют себя в сравнении.
К каким результатам быть готовым
Контекстная реклама
Прелести контекстной рекламы в том, что результат вы можете увидеть уже на следующий день после запуска.
Для наглядности: мы во FRED в один прекрасный понедельник запустили рекламу на сайт клининговых услуг и уже в среду начали получать целевые заявки. Можете подробнее про этот кейс прочитать здесь.
Реклама приводит целевых посетителей (если все грамотно настроено) на сайт, подает им продукт по запросу прямо в руки. Бери и покупай! Конечно, все зависит от продукта: товар это или услуга, сформирован ли спрос, есть ли бюджет, чтобы выкупать как можно больше трафика. Однако, в любом случае целевые клиенты попадают на сайт сразу после запуска рекламы. Остальное – дело маркетинга, посадочной страницы и отдела продаж.
SEO-продвижение
С SEO все иначе. Первые внушительные результаты вы можете увидеть через полгода, а то и через год! Все дело в том, что эффективность SEO-продвижения зависит от многих факторов:
- ниша
- продвигаемый региона
насколько продвигаемый сайт соответствует определенным нормам ниши (например на медицинских сайтах обязательно должны быть врачи, у каждого врача отдельная страница и информация по опыту работы и дипломе/курсах/наградах)
- есть ли команда разработки и контент-менеджеры
- готов ли клиент изменять сайт и насколько
- насколько быстро вносятся изменения на сайт
- бюджет на SEO
Так что SEO-оптимизация – работа огромных масштабов, которая несет не менее огромную пользу и чем раньше вы начнете ей заниматься, тем лучше. Не стоит думать, что SEO – долго, дорого и «вообще сказки это все, не работает». SEO стабильно и фундаментально.
Представьте ситуацию: ваш сайт приносит заявки только от рекламы, но однажды она теряет эффективность и поток клиентов перекрывается. У нас такое случилось с тем же самым клинингом.
Мы год продвигались без проблем, но со временем это продвижение перестало работать так же круто, как в самом начале. В итоге, когда реклама умерла сайт уже уверенно продвигался в органической выдаче.
Наши сеошники оптимизировали сайт и после отключения рекламы он автономно генерировал лиды, на которые мы не тратили рекламные бюджеты.
Плюсы и минусы
Далее вытекают некоторые плюсы и минусы рекламы и органического продвижения сайта. Сравним наглядно.
Реклама
Плюсы:
- лиды можно привлекать сразу
- понятная настройка кампаний, можете настроить самостоятельно
- возможность оплаты за лиды
- ретаргетинг! можно использовать для воронок
Минусы:
- дорого
- возможность слить бюджет
- лиды есть, пока есть рекламный бюджет
Реклама – удовольствие недешевое. Готовьтесь платить подрядчику/агентству за услуги, выделять бюджет, однако, если все сделано грамотно, это окупится в ближайший месяц-два и в дальнейшем будет только оптимизироваться. К тому же можно догонять заинтересованных посетителей позже с помощью ретаргетинга, либо настраивать таргетинги на базы номеров/почт/адресов. В общем, невероятно гибкий Яндекс. Директ делает свою работу на все сто.
SEO
Плюсы:
- низкая стоимость лида на длинной дистанции работы
- улучшается общее качество сайта
- если остановить работы над SEO, то эффект все равно будет продолжаться
Минусы:
- у SEO отложенный эффект
- нужна большая команда по сравнению с контекстом
- самостоятельно разбираться – долго и неэффективно
SEO для тех, кто готов работать не спринтами, а настоящими марафонами в два-двенадцать месяцев. Ну и по моему мнению, самый главный плюс органики – SEO генерирует лиды, даже если им не заниматься (имеется в виду после проделанных глобальных работ).
Например, мы во FRED создали сайт под лидогенерацию в регионе с минимальными усилиями. Через пару месяцев уже более 50% семантики было в ТОП10 в Яндекс, чуть меньше в Google. Сейчас над сайтом никто не работает, он стабильно приносит заявки. Это ли не счастье?
Хочу еще поделиться своими мыслями, которые вытекли в «советы» для тех, кто только начинает погружаться в размышления о продвижении сайта:
1
Если вы еще только думаете над созданием сайта, подумайте и над продвижением. Сделайте изначально конверсионный сайт, продумайте SEO структуру. Это сэкономит вам в будущем кучу денег и времени.
2
Думая, что настраивая контекст самостоятельно вы сэкономите – вы скорее всего ошибаетесь. Несмотря на то, что у Директа есть упрощенные настройки, которые вам, как новичку, понятны, вы можете не окупить рекламный бюджет из-за плохой структуры или сломанной аналитики.
3
Всегда настраивайте сквозную аналитику. Это касается и органики, и рекламы. Нужно же понимать работает продвижение или нет.
4
Если вам нужно увеличить продажи в короткие сроки – вам точно в контекст. Если вы хотите вложиться временными и денежными ресурсами и готовы к окупаемости полгода-год, то вам в SEO.
5
Ищите экспертов и, желательно, в своей нише. Если вы продвигаете сайт медцентра – ищите агентства/подрядчиков, которые работали и работают с медцентрами. Опыт в нише важен.
6
Часто агентства делают аудиты, которыми нужно пользоваться! Если сомневаетесь в своем подрядчике – закажите аудит рекламных кампаний или SEO в агентстве с опытом в нише, где ваш кейс разберут несколько специалистов высокой экспертности. К нам заходят клиенты на аудит и это не значит, что мы будем их хантить. Мы выдаем список рекомендаций, которым ваш нынешний подрядчик может воспользоваться и повысить эффективность продвижения.
Ну и в заключении:
ошибаться нормально.
Если вы пробовали сами продвигать свой сайт и слили бюджет – это нормально. Больно, но ожидаемо. Если вы по незнанию обратились к непроверенному подрядчику и слили бюджет – это тоже нормально. Знания – сила, и я надеюсь, что эта статья помогла вам понять, в каких случаях какой вариант продвижения работает эффективнее, какие существуют подводные камни и как выбирать подрядчиков.