Сексизм в пользовательских текстах

Если на вашем сайте нет шуток про телочек, это еще не значит, что вы уважаете женщин

Сексизм в пользовательских текстах

На одном из наших проектов, у которого пока не было релиза, а значит обойдемся без названий и ссылок, мы создали такую форму.

Сексизм в пользовательских текстах

«Да, я уверена» — кнопка, которую не часто увидишь на сайтах, правда? Особенно, если они не про косметику и домашнее хозяйство, а про бизнес, например. Как этот проект. В лучшем случае, вам встретится кнопка «Да». Но в большинстве — «Да, уверен». И это странно. Потому что даже самый безнадежный сексист на самом деле не хочет, чтобы женщина в его онлайн-магазине чувствовала себя невидимой, незначимой и лишней. Может он, конечно, и любит пошутить о «бабе за рулем», но не там, где продает автомобили. Тогда почему в пользовательских текстах мы игнорируем женщин, как будто они не выходят в Интернет и не совершают покупки онлайн?

В нашем новом проекте надписи на кнопках и в формах регистрации выводятся в зависимости от пола пользователя. Женщина видит кнопку «Да, уверена», мужчина — «Да, уверен». Но это работает только для авторизованных пользователей. С неавторизованными сложнее. В русском языке, как и в любом языке, где есть категория рода, гендерные предрассудки заложены в саму грамматическую структуру. Поэтому, если ваш сайт не на турецком и не на китайском, придется искать в языке узкие лазейки, чтобы избежать сексизма. Хотя, зачем искать? Мы уже нашли. Вам остается только выбрать.

ЗАРПЛАТНАЯ КЛИЕНТ, или Беда с существительными

Употребляете ли вы на своем сайте существительные мужского рода для обозначения сразу и мужчин, и женщин? Nike — да. Хоть и снимает феминистские рекламные ролики о силе воли женщин-спортсменок.

Сексизм в пользовательских текстах

В русском языке, действительно, есть условный общий род, куда входят такие слова, как хитрюга и сладкоежка. Но эти слова без проблем согласуются со словами как в женском, так и в мужском роде:

Она маленькая хитрюга. Он маленький хитрюга.

Ты такая сладкоежка! Ты такой сладкоежка!

Совсем по-другому дело обстоит со словом участник. Нельзя быть подающей надежды участником, перспективной участником, можно быть только подающим надежды и перспективным участником. А значит, участник — это слово не общего рода, а мужского, и употреблять его по отношению к людям обоих полов так же неправильно, как и слово участница. Хотя насчет последнего наша логика нас и так никогда не подводит.

И да — эта тенденция сохраняется в том числе и для заимствованных слов, таких как клиент. Потому что слово client на сайте Bank of America — это не то же самое, что слово клиент на сайте Альфа-банка. В английском языке, пока ты не употребишь местоимения she или he, не будет понятно, о ком идет речь — о женщине или мужчине. В русском языке стоит добавить к этому слову прилагательное — и все сразу встанет на свои места.

Сексизм в пользовательских текстах

Так как мы не можем сказать зарплатная клиент, придется признать, что клиент — это все-таки про мужчин. Да-да, конечно, банк под клиентом подразумевает и женщину, но эта статья посвящена тому, как не подразумевать женщину, а полноценно и полноправно к ней обращаться.

ВТБ-банк оказался более чувствительным к языковому сексизму и сформулировал ту же самую мысль так, чтобы и женщина, и мужчина точно понимали, что это — про них, и смело ставили галочку.

Сексизм в пользовательских текстах

Достойное решение нашли и в Сбербанке:

Сексизм в пользовательских текстах

ОНА СТАЛА ПЕРВЫМ, или Козни порядковых числительных и прилагательных

Если вы используете порядковые числительные или прилагательные для характеристики своих пользователей, не делайте это так, как S7.

Сексизм в пользовательских текстах

В русском языке у порядковых числительных и прилагательных во множественном числе нет категории рода — напишите «станьте первыми», и проблема исчезнет. Или поступите, как Nike: переформулируйте мысль с помощью наречия (могут же, когда хотят).

Сексизм в пользовательских текстах

ОНА СОГЛАСЕН. То есть согласен(а). То есть согласен(сна). И другие извращения с краткими прилагательными и краткими причастиями

Тут снова отличился Альфа-банк, который, видимо, категорически не согласен(а) дать женщине возможность нормально чувствовать себя на сайте.

Сексизм в пользовательских текстах

Хотя, казалось бы, чего уж проще — замените выражение «я согласен» на «я даю согласие», как у Тинькофф-банка.

Сексизм в пользовательских текстах

Или на «я соглашаюсь», как у ВТБ.

Сексизм в пользовательских текстах

ОНА ПРОЧИТАЛ, или Ну уж с глаголами-то можно было не облажаться

Существует всего одна-единственная форма глагола, которая обладает категорией рода — это форма прошедшего времени единственного числа, и все равно Reebok не нашёл ничего лучше, чем использовать именно её (да, тот самый Reebok, который не так давно призывал женщину пересесть с иглы мужского одобрения на мужское лицо). Но одно дело — хайп на теме феминизма, а другое — уважение к женщине.

Сексизм в пользовательских текстах

А выход был — например заменить действительный залог я прочитал на страдательный мною прочитано. Но для Reebok, видимо, признать существование женщины на уровне своих пользовательских текстов — это не так весело, как устраивать оскорбительные рекламные кампании и переворачивать с ног на голову идеи феминизма. А вот Тинькофф опять показал себя с лучшей стороны.

Сексизм в пользовательских текстах

В качестве вывода предлагаем таблицу, в которой мы дополнили уже разобранные примеры аналогичными. Эти примеры наглядно показывают, насколько важно, чтобы в разработке прототипа участвовали не только дизайнеры, но и UX-писатели. Только вместе они смогут продумать и создать такие формы и элементы на сайте, которые будут транслировать равное уважение и к мужчине, и к женщине.

Сексизм в пользовательских текстах
2121
51 комментарий

Хорошо, но слишком много драмы. Это не проблема сексизма, а просто проблема безграмотности. И я не хочу видеть на сайте кнопку "Я прочитала". При чем здесь мой пол? Это переход на личнсти, нарушение границ. Какое твое дело кто твой клиент - мужчина или женщина? Универсальные формулировки -хорошо. Гендерно персонализированные - плохо. 

28
Ответить

Катя, я тоже обеими руками за универсальные формулировки, которых привела с десяток в этой статье, вот только "я прочитал" или "я зарегистрировался" - это далеко не универсальные формулировки. Иначе почему так коряво и дико читается, что "Ирина Чистякова зарегистрировалСЯ вчера в 17:28" здесь же, на VC?  Хотя сама Ирина Чистякова на все 100% уверена, что она, вообще-то, зарегистрировалАСЬ? И таких примеров - масса и повсюду. 

4
Ответить

Мне тоже, в общем, понравилась статья. Конечно, с провокацией, но без этого и читать было бы скучно. Махровым феминизмом тут не пахнет.

Вот только насчёт "какого дела" я с Вами не соглашусь. Уважение начинается там, где человеку есть дело до другого. Особенно до собеседника (клиента — в том числе, на сайте). Как минимум, корректно обратиться, чисто лингвистически, — это же просто мера приличия. У нас весь язык "гендерно персонализированный", обижаться на него, что ли.

Тут, по сути, предложены языковые приёмы, которые действительно должны повысить лояльность пользовательниц (да, я уже вхожу во вкус ;-)). А самое забавное: на практике эти приёмы заметят только те, кто их ценит! Все остряки на тему фему феминизма совершенно спокойно "дадут согласие" на обработку персональных данных и не ухом не поведут.

2
Ответить

Маразм 80 уровня.

20
Ответить

Ух ты, а где можно всю шкалу посмотреть? Просто интересно, на каком там уровне  отметка "Ранжировать маразм по уровням".

Ответить

опасно комментировать такую статью. каждое слово, как мина.

8
Ответить