Как мы отбивали атаку отзывами и удаляли негатив из интернета

Честный рассказ о том, как один пациент написал про нас больше ста анонимных отзывов, как мы их удаляли и как за пару часов сделали то, за что компании по управлению репутацией просят сотни тысяч.

Предыстория

Примерно год назад во время переговоров с клиентами мой продажник услышал странную вещь: «Про вас много негативных отзывов в интернете».

Я попросил время, чтобы разобраться. Погуглил и обнаружил множество отзывов.

Вот пример одного из отзывов.

Как мы отбивали атаку отзывами и удаляли негатив из интернета

А вот ещё один.

Как мы отбивали атаку отзывами и удаляли негатив из интернета

В отзыве, как видно, не указано ни имя, ни название сайта. Зато налито порядочно так грязи.

И главное, заказчиков таких в моей студии никогда не было. Но как доказать это площадке и, главное, клиенту?

Мы перезвонили клиенту и рассказали, что в отзывах нет названий компаний и что с такими людьми мы никогда не работали. Он принял нашу сторону, и мы подписал договор.

Теперь нужно было что-то делать с отзывами.

Погуглив текст отзывов, я выяснил, что размещены они на 39 (!) площадках. То есть кто-то настолько нас не любит, что сочинил несколько однотипных историй и разместил более сотни отзывов.

Я начал искать решения проблемы и спрашивать в профильных сообществах. Что в итоге узнал.

Удаление

Множество компаний предлагают удаление таких отзывов, в среднем по 10 тысяч рублей за отзыв. Но это миллион (!) за сотню отзывов. Плюс ничто не мешает автору насочинять ещё анонимок, и никаких бюджетов на такую войну не хватит. Кроме того, любая война — это война бюджетов, и когда ты тратишь больше бюджета, чем атакующий, он при прочих равных тебя победит.

В итоге пришлось разбираться с проблемой самим.

Лишним аргументом в пользу этого было то, что «управленцы репутацией» очень размыто отвечали на вопрос, как же они будут удалять эти самые отзывы. А раз есть секреты, значит, всё не так сложно, как кажется.

Ответы

На отзывы нужно отвечать. У очевидно ненастоящих клиентов нужно спрашивать детали сделки. В нашем случае это просто: заказчик точно знает своё юрлицо и точно не забыл его с момента сделки. Соответственно, под каждым отзывом появился наш ответ:

Как мы отбивали атаку отзывами и удаляли негатив из интернета

Естественно, ни под одним отзывом не было ответа на этот вопрос, так что любому наблюдателю было очевидно: отзыв подложный. К сожалению, больше ничего толкового статьи из интернета посоветовать не могли. Они в целом были рассчитаны на то, как магазинам работать с отзывами реальных, но недовольных покупателей. А это явно не тот случай.

В процессе работы с отзывами я зарегистрировал личные кабинеты на большинстве сайтов-каталогов с отзывами, так что когда через время на этих же площадках появились новые отзывы, я узнал об этом уже не от клиентов, а из оповещений самих отзовиков.

Новые отзывы отличались от прежних тем, что были подписаны вполне конкретным именем. Вот пример такого отзыва.

Как мы отбивали атаку отзывами и удаляли негатив из интернета

Поняв, что история с анонимками не сработала, их автор был вынужден раскрыться и написать свои реальные данные.

Так мы узнали, кто же этот трусливый, но невероятно мотивированный человек, не поленившийся настрочить сотню отзывов.

Это сисадмин (и по совместительству брат учредительницы) в небольшой краснодарской компании, которая решила не платить нам за сайт и украла его с сервера. А получив иск в суд, не придумала ничего лучше, чем попытаться навредить отзывами. То есть они настолько уверены в своей неправоте, что не только сами не подали иск, но и получив мой, не направили встречного.

Эту простую историю я изложил по пунктам в ответе на отзывы, постаравшись, чтобы любой пункт из ответа было легко проверить по открытым источникам.

Ниже текст ответа, размещённого на всех сайтах.

Как мы отбивали атаку отзывами и удаляли негатив из интернета

Периодически автора отзыва переклинивает, и он раз в два-три месяца ввязывается в спор, никогда не отвечая по сути замечаний, но всегда пытаясь нахамить и уйти от темы. Его перлы можно почитать например, вот тут

Забавная подробность. В отзыве упомянута другая студия. Это она помогла украсть сайт. Но ей автор тоже недоволен.

И ещё одна: один из отзывов оставлен из аккаунта этой же студии. Это легко проследить: она забыла перелогиниться и с этого же аккаунта писала положительные отзывы своим заказчикам. Сейчас профиль забанен как очевидно фейковый, но скриншоты все помнят.

Как мы отбивали атаку отзывами и удаляли негатив из интернета

А теперь про удаление

На личном опыте, путем проб и ошибок мы разобрались, как удалять отзывы из интернета. Для удаления отзыва есть два сценария.

Для анонимных — когда автор использует вымышленное имя или по тем или иным причинам не хочет или не может называть настоящее (обычно из боязни получить за это иск).

Для неанонимных — когда автор указывает реальное имя и реальную компанию и вы действительно с этой компанией работали и не можете доказать обратного.

Как удалять анонимные отзывы?

Есть два вида площадок. Нормальные и помойки. На нормальных есть модерация, отзыв с угрозами или оскорблениями мгновенно снимут. Вот пример на скриншоте, когда отзыв снесли за явное хамство.

Как мы отбивали атаку отзывами и удаляли негатив из интернета

На помойках модерации нет. Отзыв можно разместить любой. До поддержки не дописаться. Вот пример перлов нашего пациента с отзыво-помойки.

Как мы отбивали атаку отзывами и удаляли негатив из интернета

Офтоп: ожидаемо, что в жизни (например, встречаясь в суде), «чистильщик» хлебальников мило улыбается и стоит в сторонке. К счастью, поисковые алгоритмы неплохо отличают нормальные отзовики от помоек и в топе выдачи их нет.

Где спрятать труп? На второй странице поисковой выдачи.

В итоге я просто решил не трогать всё, что находится дальше первой страницы поиска. Достаточно оказалось удалить отзывы с 5-7 основных площадок, чтобы больше никогда не слышать от клиентов вопросов о них.

Вот список площадок с адекватной модерацией:

  • «Яндекс».
  • «2ГИС».
  • Flamp.
  • Zoon.
  • Cataloxy.
  • Orgpage.
  • Blizko.

Под каждым отзывом на этих площадках я уже ранее написал вопрос с деталями сделки. Теперь это мне пригодилось. На некоторых площадках есть кнопка «Пожаловаться на отзыв». На других можно написать в техподдержку.

В жалобе рассказываем, почему считаем этот отзыв фейком. Вот несколько примеров.

Как мы отбивали атаку отзывами и удаляли негатив из интернета
Как мы отбивали атаку отзывами и удаляли негатив из интернета
Как мы отбивали атаку отзывами и удаляли негатив из интернета

В среднем через три-четыре дня после такой жалобы отзыв удалят.

Всё!

Это то, за что «управленцы репутацией» просят 10 тысяч рублей (за отзыв).

Лайфхак

Если ваш пациент особо настойчив и пишет отзывы быстрее, чем поддержка их удаляет, найдите прямой контакт инженеров поддержки. Это непросто, но зато полностью демотивирует оппонента: отзывы сносят быстрее, чем он их пишет (и иногда ставят на премодерацию).

Удаление отзывов от настоящих людей

Это очень, очень, очень долгая процедура.

И дорогая. Тоже очень. Но если повезёт, вы через год сможете повесить расходы по ней на автора отзывов.

Для начала вам нужно заверить сайт у нотариуса. Это не так просто, как кажется. Нотариус составляет протокол осмотра сайта. В протоколе описывается каждая кнопка на страницах и то, как мы на эти страницы попали. Получается, по каждому сайту немаленький такой талмуд.

С этим протоколом вы обращаетесь в арбитражный суд с иском о признании информации не соответствующей действительности.

Арбитражный суд выносит постановление. В постановлении указано «информация признана не соответствующей действительности и её распространение на территории России запрещено».

И уже по этому постановлению отзывы легко сносит техподдержка.

Вот примеры таких дел (вводить номер на kad.arbitr.ru):

  • № А41-57438/2017.
  • № А40-171073/2017.
  • № А56-89394/2016.
  • № А40-255374/2016.

Что делать во время этого

Обстоятельно ответить на негативный отзыв, чтобы было очевидно, что правы — вы.

Попросить четыре-пять клиентов написать отзывы — они отодвинут негативный отзыв вниз.

Продолжать чистить анонимки — они будут появляться :)

Маленький личный вывод

Хотя суд ещё в процессе, но вопросы относительно отзывов перестали поступать от клиентов. Кампания прошла успешно.

4747
24 комментария

Спасибо автор, подробная и полезная статья! Сам также делал и получал результат. 

Хотелось бы узнать про возмещение расходов после иска в арбитражном суде. Поделитесь опытом?

4
Ответить

пока не могу :-(

Еще минимум год судиться

1
Ответить

Костя, респкт тебе во первых что ты не побоялся и написал эту статью. Что разобрался с этим делом, очень полезно. 

4
Ответить

спасибо! Надеюсь, не пригодится)

Ответить

Крутой кейс, спасибо!

2
Ответить