Боязнь говорить по телефону: как справиться с тревогой

Привет, друзья! Сегодня хочу рассказать об одном типе тревог, который часто всплывает на моих консультациях, – ТЕЛЕФОБИИ (боязнь говорить по телефону, кому-то звонить по делам).

Вроде звучит странновато… Ведь сейчас мы привыкли к переписке в мессенджерах, разве нет?

Но, к сожалению, иногда приходится звонить. Даже самых устойчивых из нас важный звонок может довести до белого каления.

Чтобы не приходить от этих мыслей в ужас, и лишний раз не потеть (зачем бы вам лишний раз потеть, правда?), посмотрим, какая схема могла бы здесь помочь.

Боязнь говорить по телефону: как справиться с тревогой

Но сначала расскажу, почему этот страх так распространен:

1. Социальная тревожность. Люди боятся осуждения, неловкого молчания или того, что скажут что-то не так во время разговора. Собственно, здесь телефонный разговор ничем не отличается от проблем в обычном общении.

2. Отсутствие невербальных сигналов. В отличие от разговоров лицом к лицу, при телефонных звонках мы ничего не видим. НИ-ЧЕ-ГО. Ни выражения лица, ни мимики. И мы не понимаем, что человек реально имеет в виду. Может, он пошутил? Или в этом есть подтекст? Это создает трудности, которые приводят к тревоге.

3. Страх неизвестного. Я не знаю, что на душе у другого человека. Не знаю, что он скажет, как будет развиваться беседа. Это как купить «Киндер-сюрприз», только вместо игрушки внутри будет разговор, что совсем не смешно.

Кстати, многие предпочитают письменное общение, потому что оно позволяет подольше все обдумать. Кто бы из нас не хотел бы подстраховаться и поредактировать свои ответы часочек-другой? Например, интроверты могут находить телефонные звонки утомительными, предпочитая одиночество и контроль над перепиской.

4. Негативный прошлый опыт. Все могут вспомнить разговоры-призраки из прошлого. Что-то плохо пошло в свое время, я на этом зациклился, и теперь больше не хочу повторять, отстаньте от меня.

Например, вы назвали свою начальницу на работе Катей, хотя ее зовут Мария Степановна. Я бы предпочла такое забыть.

Такой травматический опыт может закрепиться и сформировать плохое отношение ко всем будущим телефонным звонкам.

5. Общие тревожные расстройства. Люди с генерализованными тревожными расстройствами (ГТР), конечно, могут испытывать повышенную тревогу при телефонных звонках, особенно нежданных. Это как универсальная приправа, которой вы посыпаете все подряд.

Как с этим справиться?

Один из вариантов, - звонить людям только во время грозы или рядом с шумными стройплощадками, где работает отбойный молоток. Тогда можно просто поорать на человека (ВАСИЛИЙ, НЕ СЛЫШУ ВАС), и быстро завершить разговор.

Но, в целом, это не всегда удобно.

Если серьезно, я начну с того, что нет такой конституционной обязанности отвечать на телефонные звонки или звонить самому. Если я к этому сейчас не готов, я этого не делаю. Например, когда вам звонят в неподходящее время.

При этом, конечно, лучше стараться использовать новые стратегии, чтобы стать увереннее.

А) Если предстоит важный звонок, то давайте составим план. Ясное дело, что мы не предусмотрим всё (это и не нужно). Но мы можем записать ключевые моменты или вопросы, которые точно хотим обсудить. Держите свои заметки под рукой и отмечайте галочками, что уже обсудили.

Б) Визуализация хорошего разговора. Не надо пророчить беду и ожидать худшего. Закройте глаза и представьте успешный для вас телефонный звонок. Как он выглядит? Когда вы говорите уверенно и разговор идет хорошо, что это значит? Изобразите позитивную беседу и обязательно хорошее самочувствие после нее. Будьте добры к себе на этом пути.

В) Потренируйтесь. Начните с малого: с коротких, ненавязчивых звонков людям, с которыми вам комфортно, например, близким друзьям или родственникам. Ну, я про нормальных родственников, разумеется, а то всякое бывает... Это может помочь вам снизить чувствительность к таким действиям. Можно также попробовать записывать себя на аудио, чтобы привыкнуть к звуку и мелодии вашего голоса по телефону.

Г) Обратитесь за поддержкой. Если телефонная тревога существенно портит вашу жизнь, подумайте о том, чтобы прибегнуть к помощи психолога. В когнитивно-поведенческой терапии есть приемы, которые помогут заменить ваши негативные мысли о происходящем на позитивные утверждения. И применить их на практике.

Пишите в комментариях анекдоты про телефонные разговоры. Юмор – это одна из хороших стратегий управления разными тревогами.

Загляните, пожалуйста, на мою страничку, где я выкладываю разные советы, которые могут помочь улучшить ваше самочувствие.

Не стесняйтесь присылать мне вопросы, если вас беспокоит что-то конкретное.

Увидимся в следующий раз!

44
1 комментарий

Если я звоню в 3:00 ночи и молчу, то говорить я не в состоянии. И не надо мне громко аллокать в трубку, вы меня пугаете.

Ответить