Какой текст стоит дорого?

Рассказываю, как заказчику объективно оценить работу и сбалансировать гонорар копирайтера.

Какой текст стоит дорого?

В основном цена будет зависеть от положения вещей на рынке: в вашей нише и в местах обитания хороших копирайтеров. Как-никак эта отрасль тоже подвержена инфляции, а уж что фрилансеры беззаветно любят, так это повышать свой ценник, оправдываясь растущими ценами на стоматологию, авиабилеты и гречку. И нельзя сказать, что они неправы. Но! Потакать амбициям незнакомых специалистов никто не обязан. Поэтому предлагаю подумать о том, какие вопросы нужно задать себе, прежде чем начинать поиск копирайтера.

Какой объём материала вам нужен?

Начнём с очевидного.

Большинство копирайтеров предлагает фиксированную цену за условные 1000 символов. Если хотите развёрнутый отзыв, статью для социальных сетей или наполнение для лендинга, то любой специалист с радостью предъявит вам оптимальный счёт. Но если вам нужен экспертный лонгрид, многостраничный сайт или пухлая рекламная брошюрка с описанием всех исторических вех развития вашей компании, будьте готовы выложить за это соответствующую сумму. Потому что объём в достойном соотношении с качеством требуют времени, сил и опыта, которые нынче на дороге не валяются.

Какой объём информации необходимо переработать копирайтеру?

Если для той же брошюрки вы хотите поднять архивы многолетней давности, привлечь отзывы покупателей, комментарии действующих и бывших сотрудников, которые, бесспорно, раскроют все достоинства вашего бизнеса, то следует сразу прикинуть, сколько времени уйдёт на такие задачи у обычного смертного. У вас самих, например. Держите это в уме, когда ваш потенциальный подрядчик выставит счёт за свои услуги и сопутствующие издержки.

К кому вы обращаетесь?

Вы ищете покупателей или бизнес-партнёров? Может быть, вы работаете с крупными корпорациями? Или нацелены исключительно на локальных предпринимателей? А если вы что-то продаёте, то ваш потребитель – это массовый покупатель или элитарный сегмент? Диапазон цены за тексты для разных целей и видов аудитории может быть очень широким. Давайте для наглядности нарисую схему, отталкиваясь от примерных ценников 2023 года за рекламные тексты от 3 000 до 7 000 символов.

Какой текст стоит дорого?

Конечно, всё субъективно: кто-то берёт больше, кто-то меньше. Всё зависит от обстоятельств.

Какие тексты пишут конкуренты в вашей нише?

Тут следует оценить подачу, стиль и язык, аргументы, которыми бизнес оперирует для привлечения клиентов, и сопоставить всё это с эффективностью материалов. Отталкивайтесь от лидера по продажам, самого популярного бренда, анализируйте, что в его словах цепляет аудиторию. И потом переходите к следующему вопросу.

Сколько платят подрядчикам ваши конкуренты?

Постарайтесь выяснить примерные гонорары, которые эти топовые компании отдают своим копирайтерам. Может, у них есть собственный штат писак, который строчит им хвалебные речи день и ночь? Или один хороший маркетолог, но сам ли он пишет материалы или нанимает других людей? Где он их берёт? Прощупайте этот механизм, чтобы выдавать от своего лица качественный текстовый продукт и при этом удерживать на своей стороне квалифицированных копирайтеров.

А много ли у вас конкурентов вообще?

Если вы одни в своей нише, то можно особо не напрягаться. Ну а если вас двадцать компаний на одного покупателя, то придётся подумать, чем его привлечь. За креативность и свежие взгляды копирайтер попросит больше, чем за рядовой материал.

Сколько стоит ваша аудитория?

Если вам необходим текст для рекламы новой линейки одежды, квартиры в элитном ЖК или свеженьких авто в уникальной комплектации – ваши клиенты очень состоятельные люди, и с ними нужно уметь обращаться соответствующе. То есть ваш копирайтер – человек, который уже работал с подобными категориями потребителей, способен адаптироваться под tone of voice дорогих брендов, умеет в психологию и вообще довольно виртуозно обращается со словами. Тут как с наружной рекламой. Сравните два билборда: один рекламирует секонд-хенд, а второй – бутик 12 STOREEZ. Скорее всего вы заметите, что изображённые на картинках люди похожи друг на друга, как кит на хомяка. Также станет ясно, что образ мышления у маркетологов, которые создавали эту рекламу, был разный. И ценник тоже.

Где будет размещаться реклама?

Тексты для глянцевых журналов и для паблика ВКонтакте будут стоить по-разному. Давайте нарисую ещё одну схемку.

Какой текст стоит дорого?

Вы продаёте трендовый продукт?

Люди, которые следят за тенденциями рынка (в любой отрасли) готовы брать самые лучшие вещи по самым нескромным ценам. Но только если их покупки действительно будут best of the best. Убедить аудиторию в том, что ваш бренд достоин её внимания и денег, может только талантливый копирайтер, который по совместительству ещё и хороший психолог. Бонусом будет, если подрядчик тоже окажется вашим регулярным потребителем – тогда он точно сделает из текста конфетку.

Вы предусматриваете правки?

Это извечный предмет ожесточённых споров между заказчиками и фрилансерами. Стоит предусмотреть на это дополнительную сумму расходов (особенно если вы глубоко щепетильный и принципиальный человек), потому что, к сожалению, копирайтеры не умеют читать мысли. И даже отличный текст может не передать те мысли и настроения, которые вам хотелось бы.

Обычно порядок работы с правками прописывается в договоре, но для многих копирайтеров единственный договор – это ваша переписка (в идеальном раскладе) или просто устные соглашения. В таких случаях обязательно обсуждайте условия внесения правок (объём, количество итераций, возможность увеличения гонорара и т.д.). Но лучше всё-таки подпишите какие-нибудь формальные бумажки, где всё это будет железно зафиксировано. Ведь чем больше времени подрядчик тратит на правки, не будучи уверенным в соразмерной оплате своего труда, тем менее качественно он это делает.

Ну и, разумеется, не надо забывать о теме материала. Дешёвый специалист не напишет хороший текст про трейдинг, нейрохирургию или внедрение ESG в промышленность. Старайтесь объективно оценивать уровень экспертности своего подрядчика, чтобы не обидеть его, но и не переплатить себе в убыток.

55
8 комментариев

По мне Заказчики оценивают свое желание сделать данному копирайтеру следующий заказ (с поправкой на свои возможности конечно), чтобы когда в следующий раз понадобится человек его не искать и он не отказался, если хотят сделать платят много, не хотят сделать - мало. Ни о какой "объективности" речи быть не может. По практике процентов 80-90 платят очень мало, биржи низвели профессию в никуда просто.

1

Соглашусь, биржи действительно обесценили нишу настолько, что заказчику, который раньше не занимался подобными задачами, крайне сложно рассуждать об объективности гонорара копирайтера, нанятого не через какой-то сервис, а по чьим-то рекомендациям или просто "со стороны". Конечно, практика обращаться к тем, с кем уже были реализованы успешные проекты, очень облегчает бизнесу жизнь. Тем не менее, момент с поиском подрядчика на первый заказ всё равно неизбежен, точно как и вопрос соразмерной оплаты его труда. Хотя бы на что-то в этом случае опираться нужно

1

для крупняков от 20к

Безусловно, да, но это уровень цен, с которым работает не такая уж и большая доля рынка, да и то в лучшие времена. Поэтому на схемах - усреднённые и, повторюсь, субъективные данные, которые могут меняться под воздействием индивидуальных факторов и специфики бизнеса

1

а как смотрите на то, что допускается пара бесплатных правок, а за дополнительные нужно будет платить

Это само собой, хотя бы один пакет правок изначально должен входить в стоимость материала - не учитывать это было бы недальновидно и даже с моральной точки зрения как-то неправильно. Но иногда заказчик начинает прислать ещё и ещё, а потом править то, что уже исправлено… Поэтому необходим рациональный подход