Люди 35–40+ ринулись в IT-отрасль: что происходит с рынком труда в 2023 году

В 2023 году специалисты hh.ru увидели резкий скачок индекса размещения резюме на вакансии, который подскочил с 1,5 до 6. Они решили выяснить, что произошло: оказалось, что очень много людей в возрасте 35–40+ лет разместили свое резюме с пометкой «джун».

Какие еще тренды наблюдают работодатели, представители системы образования и другие эксперты? Какие требования сейчас предъявляют IT-компании к начинающим специалистам? Как школа должна участвовать в выращивании IT-поколения? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Первая миля разработчика», который проходил в рамках IТ-конференции GP Days 2023. Модератором круглого стола выступил Антон Зюзин, руководитель проекта венчурный клуб MTS StartupHub.

Люди 35–40+ ринулись в IT-отрасль: что происходит с рынком труда в 2023 году

«России не хватает IT-специалистов», — резюмировали недавно в нашей стране. И люди стали массово выбирать эту сферу. Кто-то пошел в вуз, кто-то выбрал профильные курсы. В результате сейчас на рынке появился переизбыток начинающих специалистов.

Брылева Ольга, директор Нижегород филиала hh.ru:

— Среди джунов серьезная конкуренция за работу: 15 человек на место. У мидлов статистика не изменилась — на одну вакансию претендует пять специалистов. А вот сеньоров катастрофически не хватает — 0,7 резюме на вакансию.

Люди 35–40+ ринулись в IT-отрасль: что происходит с рынком труда в 2023 году

При этом наличие высшего образования не входит в число важных параметров для найма, его отмечают в вакансиях лишь 19% работодателей. Сейчас IT-компании используют skills-based-подход. То есть важен не опыт, а навыки, которые специалист у себя развил. В общем, свои компетенции все равно придется доказывать.

Люди 35–40+ ринулись в IT-отрасль: что происходит с рынком труда в 2023 году

Джун джуну рознь

Арсений Анатольев, CEO Hawking Bros:

— Сейчас сложилась практика, когда человек заканчивает курсы, не имеет навыков реального программирования и называет себя джуниор-разработчиком. Но по факту он им не является. Это стажер или интерн. Настоящий джуниор-разработчик потратит три дня на задачу, которую мидл решит за три часа. Но джун придет с решением. Ему можно объяснить концепцию, подсказать архитектуру или погрузить в бизнес-логику, но учить программировать его не придется. Он будет делать это медленнее, но сделает. Со стажером так не получится.

Но тем не менее стажировка — важный этап обучения в вузе. Тут есть два интересных момента. С одной стороны, работодатели отмечают, что высшее образование в IT необязательно. Но с другой — они же признаются, что именно вузы дают фундамент, который необходим для успешной работы в этой сфере.

Евгений Федосеев, директор АНО «Горький Тех»:

— Высшее образование работает на общее развитие человека. Чем фундаментальнее у человека знания, тем больше у него возможностей. Работодателю нужны развитые люди. Вуз обеспечивает бэкграунд, который учитывают при найме.

И университеты стараются, насколько возможно, адаптироваться под требования IT-компаний.

Николай Золотых, директор ИИТММ Университета Лобачевского:

— Мы с первого курса стараемся объединять фундаментальную и практическую подготовки в вузе. На первом и втором курсах студенты имеют возможность заниматься учебно-исследовательскими проектами под руководством преподавателей и экспертов из индустрии. Третьекурсники трех направлений отправляются на полноценную практику в дружественные организации. Партнеры из Globus IT и других крупных компаний знают, как работать с этими ребятами. Вместе они создают реальные проекты, разрабатывают софт. Так студенты понимают, что в высокотехнологичных компаниях требуются не только хорошие знания языков, например C++, но и фундаментальные знания, которые нужны и для машинного обучения, и для инженерного софта, и для системного программирования.

Бизнесу нужны крепкие мидлы

Люди 35–40+ ринулись в IT-отрасль: что происходит с рынком труда в 2023 году

И даже в этом случае выпускники вузов все равно сталкиваются с проблемой трудоустройства. Им не хватает опыта.

Дмитрий Лемайкин, iOS Team Lead Globus IT:

— Я часто провожу собеседования с джунами и хочу сказать спасибо вузам — базовая подготовка в мобильной разработке действительно есть. Почти все стажеры, которые ко мне приходят, участвовали в тех или иных курсах. Проблема в том, что бизнесу нужны крепкие мидлы. На них запрос был всегда. Потому что бизнес хочет, чтобы человек в первый день начал работать. Это может крепкий джун. Стажеры просто не способны это делать. Трудно сказать, где стажер должен проходить путь от стажера и джуна до мидла — в вузе или в бизнесе. Каждый человек проходит его собственным уникальным путем.

На это нужно время. Сколько его потребуется, зависит от продукта, над которым будет работать молодой специалист, и от качеств самого разработчика.

Валерий Черепенников, директор АНО «НЕЙМАРК»:

Если речь идет о разработке приложения — от шести месяцев до года. Если это разработка математических библиотек, то до полутора лет.

Отмечу, что здесь важна осознанность в образовании. В технической профессии, связанной с математикой, нет свободы выбора и невозможно достичь высокого уровня, не зная теоретических основ, которые, как правило, студенты изучают нехотя. Практикоориентированное обучение должно начинаться с самого начала, чтобы на практике студент мог понять, что без знания теории невозможно идти дальше. При этом важно, чтобы он сам понимал, зачем ему это необходимо. Поэтому каждый теоретический аспект важно разбирать на конкретных примерах в реальных компаниях.

Люди 35–40+ ринулись в IT-отрасль: что происходит с рынком труда в 2023 году

При чем тут школа

Именно школа должна помочь молодому человеку понять, чем он хочет заниматься. Например, IT или медициной.

Марк Сартан, директор АНОО «Школа 800»:

У школы есть одна очень важная особенность. Ее задача — расширять возможности, показывать пути.

Мы формируем опыт осознанного выбора, а для этого мы должны давать спектр. Чем шире он будет, тем лучше. И только к 9 классу появляется возможность более-менее определиться с выбором профиля, появляются профильные классы.

Мы должны обеспечивать школьнику универсальность и востребованность навыков: математические способности, формирование алгоритмического мышления, владение структурами данных, креативность и умение решать открытые задачи, работать в команде, способность к обучению и навыки бизнес-коммуникаций. Если школа сумеет сформировать эти качества как в рамках IT-направления, так и в других, то, я думаю, мы удовлетворим запросы вузов на соответствующих абитуриентов.

Как осилить первую милю

Все участники круглого стола сходятся в том, что без практики специалисту сложно пройти пресловутую первую профессиональную милю. Как эту практику провести с пользой для себя и студента — каждая компания/вуз решает самостоятельно.

Евгений Федосеев, директор АНО «Горький Тех»:

Геймификация, квесты, квизы — актуальные инновационные методы обучения. Отдельная тема — виртуальная и дополненная реальность. Можно сделать дополненную среду, где студент проектирует какой-то новый тип двигателя или другое сложное техническое устройство. Например, мы сделали цифровую вселенную «НЕЙМАРК», где есть класс беспилотников и человек должен в виртуальном режиме собрать их по запчастям, а потом виртуально протестировать . За этим подходом в образовании — будущее.

Где получить опыт

  • ФабЛаб — то, что раньше называли кружком юного конструктора. Это набор инженерного оборудования, оборудования для программирования конкретных наборов робототехники. Здесь есть конечная цель — участие в мировых чемпионатах по робототехнике.
  • Хакатоны и контесты имеют соревновательный характер. При этом каждый участник команды может менять свою роль. Например, сначала быть фронтендером, а потом бэкендером. Хакатоны популярны, потому что за ограниченное время позволяют решить прикладную практическую задачу и сделать это экономически эффективно. По сути, это микрокоманда микростартапа, которая помогает увидеть студенту, что в будущем будут от него ожидать.
  • Стажировка в IT-компаниях. Попасть на нее можно через вуз или самостоятельно прийти к работодателю. Можно пойти и на курсы. Например, «Академия Глобус» проводит обучение по разным стекам и имеет положительный опыт трудоустройства выпускников как в свой штат, так и в штат заказчиков.

Или пройти обучение в НЕЙМАРК.Интенсиве. Результатом программы являются не только новые прикладные знания и сертификат, но и реальная возможность пройти стажировку и трудоустроиться.

Так или иначе, но делать первые шаги в новой сфере всегда непросто. Тут и конкуренция, и быстро меняющиеся технологии. Неизменными остаются только упорство и энергичность, с которыми надо идти к поставленной цели. Такие качества есть у участников MTS Startup Hub, который стал партнером GP Days 2023 и предоставил собственный IT-лекторий нижегородского офиса для проведения круглого стола.

77
14 комментариев

В девяностые все хотели стать бизнесменами, потом юристами, сейчас бум на IT. Временное являение. Все проходит и это пройдет.

3
Ответить

Согласна с вами!

1
Ответить

Заголовок статьи кликбейтный и не отражает содержимого. Что там про людей 35-40, которые ринулись в ИТ? Очень много разместило резюме, много это сколько? Много по сравнению с чем? А то, что так называемые джуны, которые не джуны, никому не нужны, так только немой об этом не сказал )

3
Ответить

Мне кажется, из статьи понятна судьба большинства таких джунов...

1
Ответить

Нам нужны мидлы, но работы для джунов у нас нет, а джун без практики мидлом не станет... Простите что?

1
Ответить

Да, это серьезная проблема.

Ответить

Как скоро придумают программу, которая заменит часть it-специалистов? Хороших специалистов не хватает во многих отраслях, а дикий упор на IT напоминает тезис про «все яйца в одну корзину»

Ответить