Как я собрал чат-бот для Telegram, не умея программировать

Всем привет! Расскажу, как я сам сделал для своего стартапа чат-бот в Telegram, не обладая навыками программирования (ну почти). Работа заняла пару дней. Основные затраты времени пришлись на продумывание структуры бота, тестирование и исправление ошибок, которые я сперва допустил по неопытности.

Постановка задачи

После нескольких лет работы репетитором и некоторого опыта в продажах лингвистических курсов я решил, что хватит работать на кого-то, а пора открывать собственную школу. Для начала — в онлайне. Сейчас я на начальном этапе: у меня есть несколько коллег, телеграмм-канал и бесплатные онлайн-площадки, через которые мы созваниваемся с клиентами.

На то, чтобы делегировать организационные задачи, у меня пока нет свободных средств. Но хочется освободить хотя бы немного времени. Так я решил проводить предварительное тестирование новых клиентов с помощью бота. Задачи, которые я ставил перед ботом:

  • сбор контактных данных потенциальных клиентов;
  • понимание их запросов;
  • оценка их знаний и навыков;
  • выбор удобного канала связи и времени контакта для клиента;
  • связь с потенциальными клиентами корректным способом.

Ничего особенно сложного, хотя задача и выходит за рамки стандартной воронки. Но стоимость такой работы у фрилансеров показалась мне запредельной. Поэтому я посмотрел в сторону сервисов, предлагающих готовые решения и берущих технические тонкости на себя.

Выбор площадки

Мои навыки программирования дальше изучения основ на фрикодкемпе так никуда и не пошли, а это считай равным отсутствию навыков. Развивать бизнес и одновременно учиться программированию дальше я посчитал недостижимым, так что единственным решением задачи видел только найти ноукод-платформу — недорогую, а в идеале бесплатную или с приемлемым пробным периодом и минимальным тарифом. Для старта мы выбрали Telegram как наиболее активно развивающийся мессенджер. В планах у нас WhatsApp, возможно в будущем Вконтакте.

Везде пишут, что бесплатных платформ для создания ботов полно, но на поверку это оказалось не так. Практически все конструкторы — платные. Вопрос только в том, за что ты платишь. Я решил посмотреть обзоры из интернета, а потом протестировать выбранные платформы. Как выяснилось, примерно половина платформ предлагает делать не просто ботов, а телеграмм-магазины. Они мне сразу не подошли. Отсёк я и платформы со встроенной рекламой, особенно когда она не отключается даже за деньги. Зачем мне рекламировать чужой бизнес вместо своего?

У меня остались три более-менее приемлемых варианта: PuzzleBot, Bottap и Unisender — каждый со своими плюсами и минусами, более или менее серьезными. Я расскажу о каждом из них и поясню, почему остановился на последнем (спойлер).

PuzzleBot

Плюсы:

  • Бесплатный тариф бессрочный;

Минусы:

  • Только один бот;
  • Максимум 150 подписчиков;
  • Максимум 50 сообщений на клиента;
  • Функционал ограничен 15 командами;
  • Очень маленький набор условий и доступных элементов;
  • 1 сценарий;
  • 2 триггера;
  • Есть неотключаемая реклама.

Приемлемые условия начинаются с 690₽ без автоплатежа или 552₽ с подключением автооплаты:

  • Два бота;
  • 1000 подписчиков на одного бота;
  • 3000 сообщений на клиента;
  • 100 команд;
  • 5 сценариев (хотя этого тоже мало);
  • 10 триггеров;
  • Кратно большее количество условий и доступных элементов.
Как я собрал чат-бот для Telegram, не умея программировать

В целом можно было бы сказать, что ок, но ограничения остаются даже в платном тарифе. Ищем дальше.

Bottap

Минусы:

  • Бесплатно только 7 дней;
  • Минимальный тариф за смешную цену 99₽ содержит неотключаемую рекламу.

Плюсы:

  • Адекватный тариф 690₽ не имеет количественных ограничений, в отличие от PuzzleBot;
  • Бонусом отправка email-рассылки по базе;
  • Есть выгрузка в excel.
Как я собрал чат-бот для Telegram, не умея программировать

В остальном о технической наполненности бота ничего сказать не могу, потому что в отличие от Паззлбота для его изучения нужно регистрироваться и создавать бота и уже по факту смотреть функционал (ага, за 7 дней), а я этот вопрос решил отложить и поискать еще варианты.

Unisender

Плюсы:

  • Есть бесплатный тариф без рекламы;
  • Есть все возможности платного тарифа (кроме некоторых ограничений по имейл-рассылкам);
  • Кстати, рассылки включены в бесплатный тариф: 100 клиентов, 1500 писем;
  • Количество сценариев безлимитное;
  • Неограниченное количество клиентов в бесплатной версии, а на минимальном тарифе — 1000.

Минусы:

  • Бесплатный тариф всего на 14 дней — больше, чем у Боттап, но меньше, чем у Паззлбота;
  • Минимальный тариф почти вдвое дороже, чем у двух предыдущих вариантов.
Как я собрал чат-бот для Telegram, не умея программировать

Итак, во всех трех случаях бесплатной версии недостаточно, чтобы протестировать все возможности: либо триал сильно ограничен по времени, либо ограничен по количеству контактов. Однако ближе всего к платному функционалу судя по описанию мне показалось предложение Юнисендера, поэтому я решил попробовать посидеть на нем 14 дней.

Описание работы

Для начала я посмотрел мануалы. Они есть в двух форматах: короткое видео на 12 минут и иллюстрированный лонгрид. Потом я посмотрел несколько шаблонов, и нашёл то, что собирался создавать с нуля:

Как я собрал чат-бот для Telegram, не умея программировать

В общем, моя «сверхуникальная задача», за которую просили много денег, оказалась настолько типовой, что под неё даже разработан шаблон. Конечно, схему пришлось здорово переработать. Я добавил на входе вопросы о языке, которому пользователь хочет учиться, и желаемом уровне, сделал гораздо более разветвленное тестирование. Но в шаблоне было много классных идей и пример, как правильно пользоваться важнейшим инструментом — задержкой.

Когда я начал редактировать шаблон, появились непонятки. В начале работы приходилось периодически возвращаться к мануалу. Написан он неплохо, мелкие технические вопросы я решил быстро. Где не решалось — писал в поддержку. И все же в какой-то момент я немного запутался: у меня получился вот такой монстр в крайнем левом углу:

Как я собрал чат-бот для Telegram, не умея программировать

Я перекомпоновал поля так, чтобы в них было проще разобраться, и дальше пошла простая техническая работа. Жалко лишь, что я сначала начал делать, а потом подумал. Поля в конструкторе позволяют делать с текстом сообщения или заголовком меню что угодно: можно вставить туда имя пользователя (если в одном из первых шагов попросить его представиться) или телефон. Можно играть шрифтами и даже вставлять эмодзи.

Когда я, наконец, закончил собирать вопросы для бота, оставалась только простая техническая часть. Сделал все по видеоинструкции (она там внутри сервиса в мануале). Запуск бота никаких затруднений не вызвал.

Полученный результат

Пару дней мы с коллегами тестировали бота, находили мелкие недочёты, улучшали. А когда мы его первый раз запустили, то ничего не сработало! Оказалось, что я не самый внимательный в мире человек, и в первый раз оставил висячие, не соединенные друг с другом поля. По встроенным подсказкам разобрался, как это исправить, и со второго раза все заработало.

Бота мы запустили около месяца назад. С тех пор дважды его дорабатывали и, как вы уже догадались, успели перейти с пробной версии на минимальный тариф. Почему мы так поступили, несмотря на разницу в цене с конкурентами почти вдвое? Потому что цена отбивается, и мы решили просто не тратить самый ценный ресурс — наше время — на поиск альтернатив. За месяц тестирование прошли больше 150 человек: с третью из них мы связались, чуть больше половины из них стали нашими клиентами, еще 18 человек пока думают (и бот будем им о нас периодически напоминать). Конвертируемость по итогам месяца около 20%, ожидаю, что будет чуть больше.

Мы много вложили в продвижение бота, и в этом помогли имейл-рассылки, так что стоимость минимального тариф — не такая большая статья расходов в разрезе всех расходов на маркетинг. Но нельзя забывать, что осень — сезон для продажи образовательных услуг, и что будет дальше, пока неизвестно. Поэтому продолжаем наблюдение, но некоторые плюсы и минусы я уже могу отметить.

Плюсы:

  • Визуальный редактор: простой, удобный, наглядный. Скорее всего, что-то подобное и в других сервисах, до тестирования которых я не добрался;
  • Блок настройки задержки: чтобы пользователь узнал слово, нужно меньше времени, чем чтобы прочитать фразу или разобрать грамматическую конструкцию, и для каждого из подобных вопросов мы подбирали оптимальное время. Те, кто проходил тестирование, не испытывали проблем из-за нехватки времени, если действительно знали материал и могли обойтись без подсказки из интернета;
  • Круглосуточная работа поддержки: в ночь с пятницы на субботу мне ответили за полчаса;
  • Мануал по созданию ботов: есть ценные советы, например, что нужно регистрировать бота на корпоративный номер, а не на личный;
  • Аналитика и сегментирование: бот считает посетителей, количество ответов, переходы по ссылкам и позволяет сделать рассылку по подписчикам или отдельным сегментам аудитории.

Минусы:

  • Каналы связи с клиентом: пока у конкурентов есть несколько соцсетей и мессенджеров, в юнике это только Telegram. Еще висят неподсвеченые иконки WhatsApp, Вконтакте и какого-то WebChat, но пока это явно только обещания компании, а работать с воцапом и ВК хотелось бы уже сейчас;
  • Не на все есть всплывающие подсказки и быстрые переходы на нужную страницу мануала, который порой приходится открывать и листать самому;
  • Схема большая, блоков много, чем лучше настроен бот, тем сложнее — и по-хорошему, для ориентации по этому монстру нужен поиск по идентификаторам, которых нет;
  • Нельзя добавлять в блоки видео: хотелось бы проводить тесты на аудирование прямо в боте, чтобы понимать, насколько человек понимает иностранный язык на слух. Очень распространенная проблема среди наших учеников: они прекрасно читают, но вообще не понимают язык на слух. Приходится проверять это уже во время контакта после работы клиента с ботом.

Выводы

Если чат-бот нужен для работы с уже готовой аудиторией, бесплатными сервисами не обойтись. Но полноценно протестировать пригодность инструмента для конкретного бизнеса можно без финансовых затрат.

Чтобы начать работать с ноукод-платформой, достаточно знать, что надо получить в результате. Специальных технических знаний для этого не требуется, достаточно понимания маркетинговой задачи.

Я сделал ошибку: начал делать бота, имея в голове только идею. Правильнее было бы сначала сделать черновик, подумать над ним и только потом переносить «с листа». Мы бы сэкономили время на тестирование и отладку. Бот, который у меня получился изначально, работал идеально, но не совсем соответствовал нашим задачам как компании.

Юнисендер бесплатно предоставляет инструмент, который позволяет опробовать все возможности ботов, включая их влияние на продажи, а не только технические особенности создания опросников. Да, это ограничено сроком две недели, но сейчас получается, что мы полноценно используем инструмент в коммерческих целях и не переплачиваем за это — пока что мы на минимальном тарифе и его нам вполне хватает: до 1000 подписчиков мы вряд ли дойдем скоро. Но когда дойдём, нам, конечно, понадобится расширенный функционал. В принципе я уже готов доплатить и за бота в WhatsApp.

Возможно, в будущем, когда я все-таки лучше изучу программирование (насколько я знаю, сейчас ботов популярно делать на питоне) или мы так масштабируемся, что наймем своего айтишника, мы и откажемся от готовых решений и перейдем полностью на собственное. Но пока для наших целей ноукод-чатбот — хорошее, готовое и бесплатное решение.

88
7 комментариев

Опять "ноукод" решения, которые на самом деле просто написанные другими программистами готовые продукты. Это не называется бот без кода.

Ответить

Привет! Да, это резонное замечание с одной стороны, я согласен, но с другой — для меня это действительно ноукод-решение, если сравнивать с тем, что изначально я хотел делать все сам. Это наверное одна из самых важных вещей, которым учишься, когда ведешь свой бизнес — не делать самому то, чего не умеешь, а доверять профессионалам. Я таких профессионалов нашел на стороне, так сказать отдал на аутсорс, но это не значит, что в будущем у нас не будет собственного решения. Поживем — увидим.

Ответить

Странно, вы в статье пишете, что уже месяц на бесплатном тарифе, а у них на сайте 14 дней пробный период для бота. Партнерка что ли у вас какая?

Ответить

Ага, кажется, автор проговорился)) Меня другое больше интересует. Насколько подписка на конструктор ботов в Юнисендере вообще оправдана?)

Ответить