eduScrum: как внедрить Agile-подход в корпоративное обучение

Приемы гибкой разработки применяют не только в создании продукта, но и в обучении. Вместе с платформой Pruffme и Екатериной Бредихиной, официальным представителем автора eduScrum в России, разбираемся, как работает Scrum в образовании, подойдет ли методология вашей компании и какие сервисы помогут проводить обучение по eduScrum в онлайне.

eduScrum: как внедрить Agile-подход в корпоративное обучение

Что такое eduScrum?

eduScrum – это способ организации обучения, в котором учащиеся работают по адаптированным принципам Scrum:

  • преподаватель определяет, «Зачем» и «Что» будут изучать студенты, а они определяют «Как», то есть самостоятельно выбирают методы достижения цели;

  • команда состоит из равноправных участников, которые вместе решают задачи;

  • ученики придерживаются Agile-подхода, например, выполняют задачи в спринтах, пользуются eduScrum-доской и проводят ретроспективы – всё как в настоящей разработке.

eduScrum-доска
eduScrum-доска

Изначально фреймворк eduScrum был создан для школьников — он помогает перенести ответственность за обучение на детей, научить их работать в команде для решения сложных интеллектуальных задач и снять с преподавателя ведущую роль в обучении.

Вилли Вейнандс, автор eduScrum, выступает за развитие в детях лидерских качеств и навыков коммуникации, чтобы в будущем они закрывали потребности меняющегося рынка. У работодателей уже есть запрос на эти навыки в соискателях, поэтому принципы Agile в образовании могут помочь в борьбе с дефицитом кадров. По словам Вилли Вейнандса, классы, которые работают по eduScrum, заканчивают изучение программы на несколько недель раньше и получают оценки на 10% выше тех, кто учится по традиционной системе.

Методика постепенно распространяется по миру уже более 10 лет, а в Россию пришла в 2018 году – на сайте представительства eduScrum в России можно посмотреть карту сертифицированных преподавателей. В Санкт-Петербурге сейчас 6 учителей, которые прошли обучение по eduScrum и применяют его в своей работе. В Москве таких преподавателей – более 20, и во многих других регионах есть хотя бы один преподаватель, который умеет применять методологию на практике.

В школах, университетах и даже в лагерях дети и учителя уже делают успехи, но можно ли всё то же самое провернуть со взрослыми?

Можно ли обучать взрослых по eduScrum?

По сути, eduScrum – это просто способ организации учебного процесса, поэтому его можно использовать в разных ситуациях. Однако когда мы говорим об обучении взрослых людей важно не упустить из виду некоторые нюансы. Сначала послушаем Екатерину Бредихину, лицензированного тренера eduScrum и официального представителя автора eduScrum в России, а потом разберем на примере:

«Если опираться на андрагогику, нужно помнить, что у взрослых уже есть свой опыт – его нельзя отбрасывать, они учатся не с нуля. Взрослые приходят в обучение за решением жизненных задач, изучаемый материал должен быть применимым в реальной жизни. Если эти знания для них не актуальны, они бросят обучение быстрее, чем дети».

eduScrum – это про командную работу и взаимодействие. Когда мы работаем с детьми, их нужно сначала научить работать в таком формате, дать понимание ответственности, взаимодействия, целеполагания.

Взрослых тоже нужно учить работать в команде, там жизненный опыт может и помогать, и мешать. Применимость знаний у взрослой команды намного реальнее – в школьном проекте нет настоящих заказчиков, которые заплатят деньги. В работе же можно сразу посмотреть, как это будет работать на практике, и связать изученное с реальными задачами.

Представим, что вы хотели бы применить eduScrum в обучении отдела маркетинга IT-компании – нужно научить коллег работать с нейросетями и заодно познакомить с Agile-подходом, чтобы они лучше понимали продуктовую команду и разработчиков. Казалось бы, идеальное убийство двух зайцев сразу, но почему-то директор по маркетингу Софья, которая уже 10 лет реализует стратегии продвижения ваших услуг на B2B-клиентов, совершенно не хочет разбираться в итерациях и спринтах.

Более того, Софья может не оценить формат взаимодействия с командой на равных – она уже столько лет спокойно работает с промо-кампаниями и метриками, а тут какие-то новички, которые и года не проработали еще, будут с ней в одном положении. Почему нельзя просто лекцию хорошего коуча заказать? И вообще, у Софьи во всем отделе дедлайны горят.

Если в компании долгое время работали привычные практики, когда руководитель выдает задания и принимает результаты, а не общается с командой на равных, Софье из примера будет сложно перестроиться на другой формат взаимодействия с коллегами. Возможно, в команде она так и не научится работать, но мы можем донести до нее пользу, которую отдел получит от обучения в новом формате – сотрудники не только получат новые знания о нейросетях, но и начнут разбираться в понятиях гибкой разработки, смогут на одном языке общаться со своей ЦА, а значит будут эффективнее выполнять KPI по продвижению и больше зарабатывать.

У нас в компании не придерживаются Agile-подхода. Подойдет ли нам eduScrum?

Внедрить eduScrum можно в любой компании – если вы еще не изучали Agile, как раз попробуете подход в безопасной среде. Потом сотрудники могут перенести их на рабочие процессы.

«Можно сказать сотрудникам ‘’Мы сейчас поучимся в таком подходе, а потом перестанем’’. У них не возникнет ощущения, что теперь всё изменится навсегда, соответственно – меньше отторжения. В eduScrum всё так хитро устроено, что люди всё равно погружаются в совместную работу и естественным образом перенимают этот формат взаимодействия».

Когда сотрудники попробуют Agile-подход на учебном проекте, они научатся договариваться и увидят отличия от того, что было раньше – коллеги будут чаще взаимодействовать в команде, рефлексировать, подстраиваться под меняющиеся условия. eduScrum здесь выступает как пробник другого формата работы, который теперь можно будет перенести в постоянную практику, ведь у сотрудников уже появился опыт создания договоренностей.

Конечно, методика всё равно может понравиться не всем. У кого-то взаимодействие с командой на равных вызовет опасения за свой статус, а кто-то сразу увидит результат и как улучшается взаимодействие. Итог обучения по eduScrum во многом зависит от внутренней культуры компании.

Важно общаться с командой открыто – расскажите, в каком формате будет обучение, обсудите результаты и соберите обратную связь: понравился ли сотрудникам процесс, как они себя чувствовали в командной работе, какие заметили преимущества. Когда у коллег уже появится опыт применения Agile-подхода в обучении, можно предложить им попробовать его и в работе.

Возвращаясь к примеру из предыдущего раздела, если вы хотите, чтобы Agile-поход закрепился в компании, ваш отдел маркетинга можно провести по циклу Колба – это модель обучения, которая помогает сформировать навыки через практику:

  1. Даем практику – пробуем делать что-то по другому, учимся по eduScrum – сотрудники объединяются в команды и делают учебные проекты по работе с нейросетями, а в конце представляют свои идеи, которые помогут сократить время на рутинную работу, лучше понять целевую аудиторию и в конце концов привлечь лиды.

  2. Рефлексируем полученный опыт – обсуждаем результаты обучения – сотрудники проводят ретроспективу, делятся фидбэком, делают выводы на будущее.

  3. Узнаем дополнительную теорию – в eduScrum на старте применения не обязательно детально вникать во все процессы, нужно просто познакомиться с базовыми практиками.

  4. Отработка теории на практике – внедряем Agile в работу – возможно, сотрудникам понравится проводить ретроспективы или стендапы, и они будут делать это регулярно, а значит более продуктивно общаться.

Как организовать обучение по eduScrum?

Давайте посмотрим, как применить eduScrum в вашем корпоративном обучении. Екатерина описывает 8 шагов для организации работы по eduScrum в классе – перенесем их на наш отдел маркетинга.

Цикл работы по eduScrum
Цикл работы по eduScrum
  1. Создать рабочее пространство

Перенесите обучение из офиса или кабинета, в котором обычно работают сотрудники. Когда мы остаемся в тех же условиях, нам сложно переключиться с текущих дел, начать обучаться и внедрять изменения.

По слова Екатерины, окружающая среда влияет на восприятие, в старых условиях сложнее принимать новое. Это касается даже языка – у многих возникает отторжение из-за англицизмов в методологии. В Scrum многие термины не переводятся, например, «спринт» или «ретроспектива». Новый язык выдергивает человека из старого контекста.

2. Сформировать команды

Сотрудников можно распределить с помощью командообразующих игр, чтобы они почувствовали, что это действительно их команда, а не навязанное сверху распределение. В корпоративном обучении логично будет дать сотрудникам поделиться по отделам, командам проектов или продуктов, так как они уже работают вместе и дальше будут пробовать Agile-подход в рамках своей работы. Чтобы сотрудникам было проще общаться и вместе работать над новой задачей, можно также провести упражнения на сближение и коммуникацию.

3. Определить цели проекта

Тренер или коуч должен объяснить, ЧТО сотрудники должны получить в конце проекта и ЗАЧЕМ им это будет нужно. Они, в свою очередь, сами определяют методы достижения цели.

Например, если мы обучаем отдел маркетинга работать с нейросетями, тренер может предложить цель (зачем) – научиться делегировать рутинные дела искусственному интеллекту, чтобы освободить время для творческих задач. Сотрудники сами выберут нейросети, которые будут тестировать, рабочие задачи, в которых будут их использовать, и формат презентации результатов.

Также важно сформулировать критерии достижения цели (что) – например, обучение будет считаться успешным, если сотрудники сократят затраты времени на рутинные задачи на 20%.

4. Сформулировать правила игры

Чтобы работа шла органично и согласовано, нужно определить набор правил, которым будут следовать все члены команды. Они должны выбрать формат взаимодействия, временные рамки и, конечно, предусмотреть форс-мажоры. Например, что они будут делать, если кто-то заболеет? Кто из сотрудников сможет взять на себя роль и обязанности отсутствующего без угрозы для учебного проекта?

5. Разбить проект на задачи

На этом этапе команда формирует спринты и определяет свою загрузку для каждого. Большой проект нужно разбить на небольшие задачи и для каждой назначить ответственного.

Например, такой список задач можно выделить для обучения работе с нейросетями:

  • изучить решения, которые сейчас есть на рынке – поделить на всех участников команды;

  • протестировать нейросети на анализе ЦА – вместе определиться с алгоритмом тестирования, чтобы все провели исследование одинаково;

  • собрать результаты в презентацию.

6. Работать над задачами

После тщательной подготовки и планирования команда приступает к работе над проектом. Сотрудники могут отслеживать прогресс, например, с помощью eduScrum-доски, на которой будут отмечать задачи в работе.

Кстати, если полностью изменить рабочее пространство, как в пункте 1, не получится, можно просто выделить место для eduScrum-доски в офисе – это и будет отдельное пространство для обучения.

7. Оценить итоги работы

После окончания проекта команде нужно почувствовать результаты своей работы. Если в школьных проектах это может быть сложнее, то в корпоративном обучении можно увидеть реальные результаты – сотрудники начинают применять знания на практике и замечать изменения.

Возможно, отделу маркетинга из примера понравится делегировать рутинные задачи нейросетям, и сотрудники сразу начнут применять их в работе. На часть задач у маркетологов будет уходить меньше времени, а значит они смогут сосредоточиться на креативе или новых методах продвижения – здесь же подтянется и выполнение KPI, и выручка компании. Все эти результаты не будут результатом навязанных процессов сверху, а практически станут самостоятельной инициативой сотрудников.

8. Провести ретроспективу

Команда должна обсудить, что у них получалось хорошо, а над чем можно еще поработать. Так каждый участник сможет оценить и собственный вклад, и работу всей команды на проекте. Ретроспектива помогает растить навыки коммуникации и взаимодействия, чтобы команда эффективнее общалась с каждым новым проектом.

А еще есть подробное руководство по eduScrum на русском языке – здесь описаны все роли, обязательные события и элементы eduScrum.

Екатерина уточняет, что Scrum – это не конкретная инструкция по применению, а скорее определенный набор действий. Представьте, что у вас есть ящик с инструментами – каждый складывает свой инструмент, но не ломает коробку, а наполняет её своим контентом.

Когда есть набор шагов, можно сначала попробовать поменять что-то одно, а потом посмотреть на изменения. Если всё сразу делать по-другому, будет сложно понять, что именно пошло не так в случае неудачи. Что-то важное убрали из алгоритма действий или просто что-то не прижилось? Можно опираться на готовый алгоритм и адаптировать его под свой опыт.

А в онлайне так можно?

Можно! Вот, что Екатерина говорит по этому поводу:

В онлайне может быть даже проще, потому что нет необходимости собирать всех из разных городов. Мы уже 3 года проводим всё обучение онлайн, и так намного лучше – если мы едем в другой город, мы не можем остаться, например, на 2 недели, и приходится всё обучение умещать в 2-3 дня. Люди устают, информация откладывается хуже из-за высокой скорости работы и обилия нового.

А если мы встречаемся в онлайне, например, раз в неделю, они успевают всё осмыслить и накопить вопросы.

Однако если у вашей команды еще нет привычки работать онлайн, лучше начинать с офлайна. Онлайн-коммуникация отличается от личного общения, поэтому тем, кто всегда работал с коллегами в офисе, может быть некомфортно. Можно начать с очных встреч, сделать eduScrum-доски со стикерами, чтобы у сотрудников появилась привычка вставать и идти к доске, то есть быть и участвовать в процессе обучения.

Если команде уже хорошо знакома удалёнка, любое обучение можно организовать онлайн, в том числе и по eduScrum.

Вот, что для этого понадобится:

  1. Сервис для созвонов

Привычные зарубежные: Zoom, Teams

Или российские: Webinar.ru, Pruffme, SberJazz

2. Онлайн-доска

Зарубежные: Miro

Российские: Pruffme, sBoard

3. Или сервис, где доска сразу в вебинарной комнате

Webinar.ru – интеграция с доской Jespo

Pruffme – своя разработка

Екатерина отмечает, что онлайн-доски позволяют полностью имитировать присутствие участников, и на занятиях она всегда предлагает участникам поработать на доске. Важно, чтобы было взаимодействие – на доске люди начинают работать руками, чувствовать друг друга и вовлекаться.

Когда нужен eduScrum?

«С eduScrum уже работают крупные компании, например, в Нетологии есть своя гильдия методистов, и ведущий методист недавно обучался eduScrum. Сбер использует методологию для внутреннего обучения, в Reg.ru прокачивают внутренние скиллы через eduScrum.

Также мы работали с компанией Комус, обучали команду корпоративных тренеров, чтобы они могли внедрить eduScrum в свое обучение. В этом отделе раньше вообще не было Agile-практик».

Екатерина помогла внедрить или закрепить Agile-подход во многих крупных компаниях. Вот в каких случаях вы можете попробовать eduScrum:

  • Онбординг и адаптация новых сотрудников

Обучающий проект по eduScrum может быть первым заданием для новых сотрудников, например, для изучения практик, принятых в компаниях. Также учебный проект может стать частью реального продукта – это поможет новичкам быстрее включиться в работу.

  • Прокачка навыков

Здесь возможности безграничны – по eduScrum можно учить любую команду, даже ту, которая никогда не пробовала Agile. Например, можно попробовать обучать отдел продаж, техническую поддержку или дизайнеров.

  • Обучение Agile-походу

eduScrum выделяется тем, что человек во время обучения не только впитывает новые знания по теме, но и перенимает практики и роли. Когда сотрудник учится практикам Agile через непосредственно Agile, он гораздо быстрее понимает, как это работает.

Главное об eduScrum в корпоративном обучении

1. eduScrum – это способ организации обучения, в котором преподаватель или тренер определяет, «Зачем» и «Что» будут изучать студенты, а они определяют «Как».

2. Когда обучаете взрослых, помните, что материал должен быть применимым в работе и опираться на уже существующий опыт сотрудников.

3. Обучение через eduScrum позволяет команде попробовать Agile-подход в безопасной среде. Сотрудники могут погрузиться в совместную работу и перенять такой формат взаимодействия на будущее.

4. Чтобы организовать обучение по eduScrum, можно провести команду по 8 этапам, описанным командой eduScrum в России, а еще есть подробное руководство на русском языке.

5. Если у команды еще нет привычки работать онлайн, лучше начинать обучение в офлайне. Если команда давно работает на удаленке, то обучение можно проводить онлайн с помощью сервиса для видеозвонков и онлайн-доски.

6. eduScrum пригодится в онбординге, прокачке навыков и внедрении Agile- практик в компании.

1919
6 комментариев

Согласна насчёт доски, мы тоже стараемся всегда добавлять такие активности на встречах, иначе никто не слушает

3
Ответить

Намного проще сосредоточиться, когда можешь в чём-то поучаствовать, а не просто слушать :)

1
Ответить

Классно, что даже в школах такое используют! детям это будет полезно

2
Ответить

да, eduScrum помогает развивать навыки, про которые в школах часто забывают

Ответить

Agile подходы сейчас охватывают все сферы, где есть хоть какая то проектная работа. А что? Главное, ведь эффективно. Так что аспро.agile весь нарасхват ушел)

1
Ответить

Согласны с вами, Артур) У себя тоже активно применяем гибкие методологии, и видим сплошные плюсы от этого.

Ответить