Как открыть компанию и на что потратить первые деньги

Не открою Америку, если скажу, что самый первый шаг на пути к цели — это решиться начать к ней идти.

Конечно, просто сказать и сложно сделать, но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Значит, начинаем!

Как открыть компанию и на что потратить первые деньги

Мой личный совет — делайте всё сразу правильно, как бы вас не притягивали различные серые схемы, кажущиеся панацеей от всего. Влезть в них легко, и поначалу даже будет казаться, что всё идет по плану. Только вот в случае любого, даже незначительного, прокола, репутацию будет уже не спасти. Этот же совет актуален и с инструментами компании: без качественного анализа точно выйдет дороже.

Я убеждена, что собственник компании должен понимать все этапы своего бизнеса и принципы работы используемых инструментов. Много мемов ходит на эти темы по просторам Интернета (типа «сделай мне красиво» или «вот так правильно, а ты сиди с краю и не вякай») , и, тем не менее, этим продолжают пренебрегать, отчего процессы становятся такими сложными, что ни понять, ни отладить. Не надо так.

К слову, с первого захода практически точно НЕ получится идеально, это тоже важно понимать. Мы тоже свою Москву построили не сразу и в первый год наколлеционировали много косяков в обход своего на то желания.

В ноябре 2022-го, после внутренних пертурбаций, мы начали вторую попытку сразу с того, как правильно. Тогда путь для нашей компании и был найден.

Для начала работы, как и при рождении ребёнка, важно правильно выбрать имя (название компании) . «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Поэтому выбирать надо так, чтобы вы даже среди ночи могли ответить, почему ваша компания зовётся именно таким образом, и понимали, какие ценности в это заложены. При этом важно не пуститься в растекание мыслью по древу и помнить: чем проще – тем лучше.

И ещё: уделите особенное внимание тем, кого берете в свою команду. Сейчас время компаний с обезличенными брендами уходит. Потребителю важно знать, кто именно стоит за тем, что он приобретает, потому что люди, как известно, тянутся к людям.

Это некие общие рекомендации, а дальше пойдём с вами по этапам и говорить будем только об отечественных реалиях (именно в них появилась и развивается наша компания) .

Итак:

Юридические вопросы

Регистрация ООО — 0 рублей. Для этих целей от души рекомендую Банк Точка (не реклама, только любовь): минимум документов, скорость, адаптация под ваши нужды, стремительно развивающийся уровень сервиса, оперативная поддержка и широкая партнерская сеть. Наш тариф стоит 3 500 рублей в месяц, что более чем демократично. В других банках счета тоже есть, но этот совершенного точно фаворит.

Если вы не бухгалтер, кадровик и юрист в одном лице, советую не экономить на специалисте, потому что его отсутствие точно влетит в копейку. Профессионала вполне реально найти по стоимости в пределах 30-50 тысяч рублей в месяц. Он же поможет вам решить, какой налоговый режим лучше выбрать при открытии.

На этом пункте я акцентирую внимание, потому что поменять выбранный вариант будет возможно только в январе следующего года.

Если у вас высокодоходный бизнес с минимальными расходами, то можно остановиться на УСН «доходы», 6% с оборота; если расходов также много и чистая прибыль небольшая, лучше выбрать УСН «доходы-расходы», 14% на чистую прибыль.

Также отличной инвестицией в долгоживущие нервные клетки и отсутствие расходов на почту и бумагу будет оформление электронной подписи. Стоит это удовольствие 2000 рублей. Контур. Диадок для этих целей отлично подойдёт. С 2023 года очень многие его подключили, и стало гораздо удобнее.

Команда

Прежде всего, нужно определиться, сколько именно потребуется людей на этапе запуска и по какой именно схеме вы этих людей будете искать и набирать. Как правило, для первого шага достаточно 2-4 человек (только если ваша бизнес-модель не подразумевает чего-то кардинально иного) .

Для собственных поисков я пользовалась сервисом VK Работа (на текущий момент данный проект, к сожалению, закрыт) , hh. ru (которым была удовлетворена гораздо меньше, чем хотелось бы) , Profi. ru и тематическими сообществами.

Из-за того, что наш продукт проектный, штат в традиционном понимании нам был не особенного нужен, так как многие совмещают работу с нами и с другими своими клиентами и/или приходят сезонно.

Костяк должен по возможности состоять из универсалов, которые заинтересованы в теме и с вами на одной волне. А при наличии стартового капитала можно подумать о том, чтобы взаимодействовать с коллегами на основании договора оказания услуг или самозанятости (сейчас многие отдают им предпочтение) .

Инструменты

Здесь пройдёмся по пунктам:

  1. Домен и адрес электронной почты. Рекомендую брать на nic. ru. Диапазон от 500 и до мыслимых пределов фантазии, например, до 100 000 рублей. Стоимость зависит от свободных имён и красоты их написания. Стремиться нужно к короткому, репрезентативному и ёмкому написанию, которое состоит из латинских букв: адрес часто потребуется диктовать, в том числе по телефону, и излишнее нюансы только усложнят коммуникацию. Проще всего обосноваться на Яндексе и платить по количеству пользователей (обычно эта сумма находится в пределах 3 500 рублей в месяц) .

  2. Платформа для сайта. Перед выбором нужно изучить, как доступные платформы обрабатывают информацию и при помощи каких сервисов это делается. Если необходимо простое и бюджетное решение – стоит обратить внимание на платформу Tilda. Она проста в использовании и интуитивно понятна, с базовыми инструментами CRM. Однако, при наличии ресурса и специалиста, выбор расширяется: можно посмотреть в сторону TimeWeb, Wix (в текущей ситуации не рекомендую) , WordPress, Битрикс. Мы лично остановились на последнем, и с его помощью у нас получается делать чисто и красиво. По стоимости: от 2 000 до 27 000 рублей в месяц.

  3. Сам сайт. Буду краткой: вилка от 20 000 до 120 000 рублей (есть, конечно, уникальные и более дорогие варианты, но рисковать с ними на старте лучше не стоит) .

  4. База данных. В этой базе будут ваши клиенты и информация о том, как именно выстраивается воронка продаж. Сразу скажу: СБИС, Rusprofile и пр. – сразу мимо, это НЕ работает. Другой проверенный вариант рабочей и полностью готовой базы найти также не удалось. В итоге, мы собирали и собираем базу по сей день самостоятельно, посредством лидогенерации. Это медленнее и дольше, но уверенности в том, что вас не будут воспринимать как спам – больше в разы.
  5. CRM-система. Быстрый и главный совет: останавливайте свой выбор на продукте той страны, в которой работаете, чтобы иметь доступ к технической поддержке и полному набору инструментов. Дополнительная плюшка – выстроенный согласно местным реалиям интерфейс, понятный и вам, и вашим клиентам. Самые популярные игроки: AMO и Битрикс, каждый выбирает, что ближе. Стоимость достаточно сильно колеблется в зависимости от количества подключённых пользователей и выбранного тарифа (платить с интервалом в год всегда выгоднее, чем помесячно) .

  6. Социальные сети. Голова всему – медиа- или контент-план. Окказиональные поводы тоже могут возникать, но лучше всегда иметь структуру, чтобы экстренно не доставать из чертогов разума тему на сегодня. Делитесь лайфхаками и процессами внутри компании, показывайте закулисье. Люди тяготеют к людям, а значит, силы, вложенные в имидж – точно нужная инвестиция.
  7. Рассылки и телефония. Здесь вообще нет практически никаких ограничений, можно подобрать вариант на любой вкус, цвет и кошелёк. Если возможности позволяют, можно сделать бизнес-аккаунты в WhatsApp и Telegram и привязать их к своей CRM. Мы для этих целей используем Mango, а из сервисов рассылок можем порекомендовать Unisender. По стоимости: от 5 000 до 30 000 – 40 000 рублей в месяц по первому пункту, и от 10 000 до 50 000 рублей в месяц по второму.

Фирменный стиль

  • Логотип. Это не просто картинка (к сожалению, многие к лого именно так относятся) , но ваше графическое отображение, которое, без преувеличения, будет с вами абсолютно везде. Логотип должен привлекать внимание и быть приятным глазу, и здесь мы говорим не только про клиента, но и про вас. По стоимости: от 20 000 рублей до плюс бесконечности.

  • Дизайн сайта и бренд-бук. Если есть возможность, сделать это лучше сразу, но, даже если это идёт не в первом эшелоне, пометку на ближайшее будущее фиксируем. Цена вопроса: от 70 000 рублей до плюс бесконечности.

  • Регистрация товарного знака. С натяжкой может потерпеть, но чем скорее это будет сделано, тем лучше. Выходит обычно от 110 000 рублей плюс пошлины.

А для всего остального есть MasterCard

То, что нельзя купить ни за какие деньги – это ваш подход к клиенту. Он должен чувствовать, что его ценят и действительно хотят сделать его жизнь лучше, а иначе на долгосрочные бизнес-отношения можно не рассчитывать.

В нашей компании мы стараемся по возможности общаться с каждым лично и внимательно слушать обратную связь. Определённо, это самый недооценённый и, в то же время, наиболее эффективный коммуникационный канал, который, при правильном использовании, просто неизбежно стимулирует рост.

У вас есть план, мистер Фикс?

Держать всё в голове не только бесполезно, но и вредно (можно забыть/пропустить/перепутать) , поэтому не лишним будет завести для всех планов отдельную таблицу, а также файл со стратегиями для трёх вариантов развития событий:

  • Пессимистичного

  • Реалистичного

  • Оптимистичного

От души желаю вам реализации предпочтительного сценария и полной боевой готовности по всем другим!

Подробнее и более детально по каждому пункту поговорим отдельно в последующих материалах: я обязательно поделюсь методологией и лайфхаками именно для ивент-индустрии (спойлер: не всё так однозначно, ой не всё) .

К слову, в каждой сфере есть нюансы. И имя им легион. А взаимообмен полезной информацией —один из обликов вдохновения.

Поэтому, поделитесь: как вы решились открыть свой бизнес и что для вас было на первом месте?

33
2 комментария

Хороший план требует вложений, но всё решаемо, можно в альфабанке потреб кредит взять, процент вроде нормальный

2
Ответить

Маргарита, добрый день.
Благодарю Вас за комментарий.
Открытие бизнеса не всегда требует больших вложений и может вначале идти рука об руку с другими делами. Кредит достаточно опасен для нового бизнеса и в принципе статистика закредитованности пугает. В этой статье я поделилась, что можно обойтись без него.

1
Ответить