«Мы — НКО с IT-начинкой». Как эко-активисты создали движение, которое спасает 1 млн деревьев в год

Движение ЭКА — межрегиональная экологическая общественная организация. Ее сотрудники и волонтеры помогают восстанавливать леса и развивают самое крупное эко-коммьюнити в России

«Мы — НКО с IT-начинкой». Как эко-активисты создали движение, которое спасает 1 млн деревьев в год

Елена Горохова, директор Движения ЭКА, рассказала Битрикс24, как из небольшой группы волонтеров выросла одна из самых масштабных эко-организаций в России.

О первых шагах

История Движения ЭКА началась в 2010 году. Он надолго запомнился интенсивными лесными пожарами: в мае-июне огонь полыхал в 20 регионах России.

Тогда я работала в сфере молодежной политики. У нашей университетской инициативной группы появилась идея создать независимый проект по восстановлению погибших лесов.

Сначала мы были просто волонтерами – посадки проводили самостоятельно. Совладелец компании Faberlic Алексей Нечаев стал нашим меценатом. Он вошел в состав инициативной группы. Мы высадили 2 миллиона деревьев.

Агроуход за саженцами ели. Проект «Посади лес». Орехово-Зуевское лесничество, 31 августа 2023
Агроуход за саженцами ели. Проект «Посади лес». Орехово-Зуевское лесничество, 31 августа 2023

Постепенно мы стали заниматься и просвещением — проводить экологические уроки в школах. Потом нас стал замечать и поддерживать бизнес.

Проект рос и выходил в новые регионы. В итоге уже почти 14 лет ЭКА восстанавливает леса по всей стране. С 2010 года мы высадили больше 13 миллионов деревьев.

В прошлом году посадками занимались 7 000 волонтеров. Они восстановили 294 гектара на территории 46 регионов России – это огромный результат для НКО

Кроме проекта «Посади лес» мы развиваем несколько образовательных программ. Например, запустили собственный генеративный ИИ. Он отвечает на вопросы в области экологии.

А еще мы активно консультируем бизнес – помогаем компаниям стать более «зелеными».

Компания SPLAT благодаря нам воплощает принципы CO2-нейтрального производства. А S7 Airlines — компенсирует углеродный след.

О сотрудниках и волонтерах

У нас распределенная команда. В штате 46 человек в разных городах России. Плюс аутсорсеры: разработчики, методисты, команда регионального продвижения.

Костяк — это координаторы проектов и инфраструктурных служб. Именно они отвечают за развитие основных инициатив.

SMM и PR-направления занимаются сторителингом про ЭКА, поиском новых друзей и партнёров. Сейчас мы ищем штатного маркетолога, HR-менеджера, координаторов проектов и других важных людей.

Также мы формируем одно из самых крупных волонтерских сообществ в России.

Сегодня это тысячи людей по всей стране. Волонтеры помогают сажать деревья и ухаживать за молодыми саженцами. А еще проводят эко-уроки, ярмарки, уборки с раздельным сбором отходов.

У нас есть свои эко-акции — по инструкциям из поисковой системы Ecowiki и при поддержке проектов «Школа городского эко-героя» и «Школа лесных волонтеров».

«Мы — НКО с IT-начинкой». Как эко-активисты создали движение, которое спасает 1 млн деревьев в год

В рамках «Школ» мы организуем конкурс, отбираем 20–25 активистов – знакомим их с ведущими экспертами в сфере лесовосстановления, пожаротушения, биоразнообразия, экологического просвещения. Волонтёры учатся разрабатывать и продвигать собственные инициативы.

О монетизации проекта

Мы успешно развиваем все направления фандрайзинга – благотворительные пожертвования, гранты и конкурсы. Много вкладываем в краудфандинг — у нас есть две собственные площадки, Posadiles.ru и Зовприроды.рф

А еще мы продолжаем заниматься просвещением. Занимаемся социальным предпринимательством.

Например, команда нашего проекта Экокласс.рф создает уроки для школ. Самый первый бесплатный урок скачало более 1500 учителей. Сейчас у нас нас 45 уроков.

Финансирование привлекается от бизнес-партнеров и за счет грантов.

«Мы — НКО с IT-начинкой». Как эко-активисты создали движение, которое спасает 1 млн деревьев в год

Еще мы сделали два бесплатных онлайн-курса повышения квалификации. Важная деталь – аттестация для получения официальных документов уже платная.

Если систематизировать поступления по разным каналам, получится следующая картина:

  • B2B-продажи — до 60%
  • Гранты и конкурсы — 18%

  • B2C-краудфандинг приносит нам 10% ресурсов

  • В2В-краудфандинг — еще 10%

  • Пожертвования — 2%

О технологиях

Мы — НКО с IT-начинкой.

У нас есть несколько цифровых платформ:

  • «Экокласс.рф» — для школьников и учителей.
  • «Зеленые вузы России» — для студентов и преподавателей.
  • Ecowiki.ru — «зелёный» Google для широкой аудитории.
  • Kapoosta.ru — путеводитель по «зелёному» рынку России. Это карта экологичных кафе, магазинов, шеринг-проектов и компаний в всех регионах страны.

Еще у нас есть несколько небольших сервисов.

Например, калькулятор углеродного следа или сервис для эйчаров, где можно найти портфолио специалистов в области экологии и ESG.

Как мы используем CRM и интранет

Битрикс24 — не первая CRM в нашей практике. Мы успели попробовать другие инструменты. Где-то смущал интерфейс на английском языке, а где-то скорость.

«Мы — НКО с IT-начинкой». Как эко-активисты создали движение, которое спасает 1 млн деревьев в год

Битрикс24 ускорил нашу организацию. Он систематизировал задачи, сделал работу распределенной команды более прозрачной и слаженной.

Сегодня мы:

  • Активно используем календарь. Назначаем планерки и ведем отдельный, очень важный, план выездных мероприятий.
  • Храним важную информацию в CRM. В системе отражены все ступени нашей воронки продаж. В ней мы отслеживаем, на каком этапе находится работа с каждым юрлицом, ведем переписку и сохраняем важные документы.
  • Упрощаем коммуникацию. Мы используем скрипт из чата Битрикс24 на сайте «Зов природы». В результате координатор ведет коммуникацию прямо в Битрикс24. Он может настраивать автоответы.

Одна из наши любимых функций в Битрикс24 — система сделок.

Мы часто работаем с крупными партнерами. Сделки помогают не упускать важные детали. Вся важная информация хранится в единой системе — это помогает никогда не терять фокус.

Немного о планах на будущее

Российскую экоповестку можно рассматривать под разными углами. На государственном уровне все сложно: наше законодательство не всегда учитывает экологическую ситуацию в стране. Многие законы нужно дорабатывать.

Поэтому мы работаем над системными изменениями: члены команды движения ЭКА входят в состав нескольких рабочих групп в Общественной палате РФ.

«Мы — НКО с IT-начинкой». Как эко-активисты создали движение, которое спасает 1 млн деревьев в год

Но если говорить об отдельных людях, то здесь ситуация улучшается. С каждым годом эко-сообщество растет. Даже в небольших населенных пунктах находятся инициативные группы. Они сажают лес, занимаются озеленением, организуют раздельный сбор мусора.

Мы уделяем и будем уделять много внимания зелёному образованию. Продвигать бесплатные курсы и полезные инструкции. Это ключевая задача нашей Ecowiki: сделать так, чтобы любому человеку было достаточно открыть один сайт, чтобы разобраться в теме сохранения природных ресурсов.

Чтобы сделать наши решения еще полезнее, мы планируем несколько новых фич: внедрение ИИ-технологий, объединение всех платформ в личном кабинете пользователя, запуск программы лояльности.

А еще ЭКА расширяет географию.

Недавно мы открыли партнерский офис в Казахстане. В ближайшее время планируем выход в страны Азиатского региона и MENA.

Как помочь природе и запустить собственный эко-проект? Чек-лист от ЭКА

  • Изучите, какие экологические организации и проекты уже есть в вашем регионе

Их можно найти на Ecowiki. Выставите фильтр по локации в разделе «Сообщества». Вы узнаете, какие экопроблемы волнуют жителей больше всего.

  • Определите, какую именно проблему будет решать ваш проект, и изучите ее

У Движения ЭКА есть бесплатные образовательные курсы. Они посвящены мусорной проблеме, помощи лесу, защите экологических прав, экологическому просвещению, экологической журналистике.

  • Установите необходимые для работы контакты

Познакомьтесь с сотрудниками местных пунктов приема вторсырья, оператором ТКО, лесничеством, школами, вузами, библиотеками и другими организациями. Это ваши потенциальные партнёры для проведения мероприятий.

  • Поучаствуйте в нескольких экологических мероприятиях, которые проводят другие организации

Это поможет изучить их опыт, лучше узнать вашу потенциальную аудиторию и завести полезные знакомства.

  • После этого можно запускать сообщество проекта в соцсетях

Придумайте узнаваемый визуальный стиль. Он поможет аудитории отличать ваши визуалы и тексты от других проектов. Анонсируйте свои первые активности через дружественные эко-сообщества и городские афиши.

1717
1 комментарий

Молодцы 👍

Ответить