Разбор: 5 ошибок, заложенных в воронку продаж amoCRM. Заносчиво с моей стороны, но это правда. Убедитесь сами

• Проверьте есть ли эти ошибки в вашей воронке
• Как нужно настроить воронку, чтобы она помогала продавать?
• Какие требования к правильной воронке и как это влияет на продажи?
В этой статье я постарался разобрать на примере воронки amoCRM частые ошибки, варианты их исправления, а так же описать пользу, которую дает правильная воронка продаж.

Разбор: 5 ошибок, заложенных в воронку продаж amoCRM. Заносчиво с моей стороны, но это правда. Убедитесь сами

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.

Раз уж мне предстоит разобрать недостатки «амки», то сразу скажу, что сама CRM мне нравится, ею пользуется половина наших клиентов (вторая половина Битриксом). Отдельно хочу сказать, что лично к Мише Токовинину отношусь с большой симпатией, хоть он и отказал мне в интервью (Миша, я все помню...).

Ну и еще немного истории. В 2009 году я писал самый первый функционал для CRM Битрикс, чуть позже стал первым партнером Амо. Оба продукта родились на моих глазах, и в обоих были сильные разработчики, которые, судя по всему, на все сто влияют на функционал.

Воронка, которую предлагает amoCRM по умолчанию — прекрасный артефакт для разбора. Она собрала в себе все ошибки новичков (как бы странно это не звучало). В этой статье я перечислю недостатки и поясню почему считаю по-другому, и как именно.

Ошибка №1 — карман

Разбор: 5 ошибок, заложенных в воронку продаж amoCRM. Заносчиво с моей стороны, но это правда. Убедитесь сами

Карман — это этап, который используется как склад. Часто вижу такие варианты: «Думают», «Пока не нужно» и недавно увидел: «Ждут своего часа».

Проблема кармана заключается в том, что у менеджера по продажам нет задачи работать с этими сделками — отсутствует фокус.

Правильная воронка решает несколько задач:

  1. Сегментирует клиентов;
  2. Делает прогноз;
  3. Показывает узкие места в алгоритме продаж или в работе конкретного менеджера.

И есть еще одна, самая значимая задача — помогать менеджеру по продажам держать фокус.

Почему это важно? Единственное, чем управляет человек — это фокус внимания. Всем остальным он управляет через фокус.

При этом фокус можно представить как луч от лазерной указки, — он не может охватить сразу несколько предметов. Например, многозадачность — это способность быстро переключать внимание (подкручивать тарелочки), а не удерживать его на нескольких задачах одновременно.

Задача руководителя фокусировать внимание менеджера. Для этого у него есть разные инструменты, одним из которых является воронка продаж. Когда менеджер знает чего хотеть, он чаще это получает. Могу сказать из практики, что основных причин низких продаж менеджера всего две:

  1. Мало звонков/встреч
  2. Менеджер не знает чего хотеть

На этап «Неразобранные» попадают лиды, сделки от других менеджеров, из архива, базы для обзвона и просто визитки с выставки. Их действительно нужно куда-то складывать. Но перед тем, как их складывать в воронку, я бы принимал решение — работать по ним или нет. Если нет, — их не нужно заводить. Если я планирую по ним работать, значит сделку нужно сразу отправлять на первый этап, у которого есть цель.

Ошибка №2 — нет цели этапа

Разбор: 5 ошибок, заложенных в воронку продаж amoCRM. Заносчиво с моей стороны, но это правда. Убедитесь сами

Работа менеджера по продажам заключается в том, чтобы переводить клиента с этапа на этап. Миша Токовинин и сам об этом говорил, только не могу найти источник, поэтому пишут от себя, а не цитирую. В любом случае это абсолютно верное утверждение.

Для того, чтобы перевести на другой этап, нужно понимать что сделать на текущем. А еще (и это главное), нужно знать ответ на вопрос: «Как я пойму, что получил от этого этапа все что нужно/хотел?». Другими словами, у этапа должна быть цель. Желательно, чтобы цель была понятна из названия.

В бытность работы менеджером по продажам я познакомился с воронкой продаж в одной консалтинговой компании, которая внедряла ERP-системы. Там было три этапа:

  1. Холодные клиенты;
  2. Теплые клиенты;
  3. (Неожиданно) Горячие клиенты.

Когда я переводил сделку с этапа на этап, мне приходилось доказывать руководителю отдела, что клиент действительно «теплый» или даже «горячий».

Как в случае с моим бывшим работодателем, так и с amoCRM, речь идет о нефактологической воронке. Другими словами, условием перехода с этапа на этап являются ощущения или экспертная оценка, а не конкретный факт.

Кстати однажды на мой вопрос: «Так как же переводить сделку?», мой руководитель так и сказал: «А это как ты чувствуешь...».

Чтобы лучше понять что такое фактологическая воронка давайте представим себе, что мы собираем апельсины и что-то из них готовим.

В первый ящик мы кладем собранные. Если какой-то апельсин из этого ящика мы помыли, то было бы логично не класть его обратно, а положить в другой ящик с мытыми апельсинами.

Таким образом, условием перехода из ящика в ящик или с этапа на этап в воронке должен быть какой-то факт. Чтобы апельсин попал в третий ящик, с ним снова нужно что-то сделать. Например, мы должны его почистить, а потом порезать и так далее.

Ну, и еще один аргумент: в управлении отделом продаж, т.е. управлении людьми, нужно опираться на факты, причем проверяемые. Что мы контролируем, то и получаем.

Короче говоря, у каждого этапа должна быть цель.

Ошибка №3 — этапы-статусы

Разбор: 5 ошибок, заложенных в воронку продаж amoCRM. Заносчиво с моей стороны, но это правда. Убедитесь сами

Обратите внимание на картинку 👆

Меня всегда занимал вопрос, но я себя сдерживал: «А что, на других этапах переговоры не предусмотрены?». Я бы и тут не озвучивал, но нужно проговорить важный момент.

Продажа — это метаморфоза. Сначала клиент сказал: «Ладно, перезвоните через месяц», а потом перевел на наш счет 5 млн рублей. Как произошло это превращение? Через постепенное изменение договоренностей. Поэтому не нужно выделять переговоры в отдельный этап, они есть на всех этапах.

Вернемся к этапам-статусам и апельсинам.

Попробуем дать ящикам (этапам) названия. Поскольку нашей целью является перевод клиентов с этапа на этап, то и в названиях имеет смысл указать процесс, но так, чтобы была понятна цель.

Например, если мы напишем на ящике «Мою» или «Чищу», то будет сразу понятно что я делаю с этими апельсинами и как выглядит образ результата. В случае со сделкой, если она находится на этапе «Получаю оплату», то понятно, что мне нужно получить оплату.

Альтернативный вариант — когда указывают статус, а не процесс. Это распространенный, сложный, но рабочий подход. Он может быть нерабочим в тех случаях, когда статус не содержит цели. Например «Уточнение информации» и, — особенно «Переговоры».

Если этот вариант рабочий, то почему я считаю его ошибкой? Потому что для того, чтобы понять что делать со сделкой на текущем этапе, нужно посмотреть как называется следующий.

В случае с апельсинами это выглядело бы так: на одном ящике написано «Мытые», и чтобы понять что с ними делать дальше, нужно посмотреть на следующий ящик, на котором написано «Чищенные».

Я не придираюсь, но названия этапов должны быть «говорящими». Это повышает осознанность менеджера по продажам, отлично его фокусирует. Для этого она (цель) должна быть понятна из самого названия.

Плюс к этому название желательно сформулировать в родительном падеже. Например: «Согласовываю ТЗ» или «Подписываю договор». В этом случае название этапа отвечает на вопрос: «Что конкретно я сейчас делаю по отношению к этому клиенту?» — что от него хочу?

Ошибка №4 — мяч на стороне клиента

Разбор: 5 ошибок, заложенных в воронку продаж amoCRM. Заносчиво с моей стороны, но это правда. Убедитесь сами

Возможно я скажу крамольную вещь, но менеджера не должно интересовать что решил клиент.

Проиллюстрирую на примере. Познакомились мальчик с девочкой и сходили в кино. На следующий день он ей позвонил. Кратко изложу их диалог:
— Привет! Что ты решила?
— В каком смысле?
— Ну, чтобы встречаться со мной...

Это очень странный диалог. Не могу быть уверенным в перспективах их отношений.

С клиентами подобный диалог звучит так же странно:
— Что вы решили?
— Ничего, позвоните через неделю.

Менеджер перезванивает:
— Что вы решили?
— Ничего, позвоните еще через неделю.

Не знаю, нужно ли продолжать... Мне самому уже неудобно перед читателем. Но я продолжу. Менеджер звонит еще через неделю:
— Что вы решили?
— Мы уже заказали.
— Но ведь вы сами сказали перезвонить...
— Нас это ни к чему не обязывало. До свидания!

В обоих случаях нужно переводить на следующий этап, а не ждать решения.

Ошибка №5 — ретроспективная воронка

Разбор: 5 ошибок, заложенных в воронку продаж amoCRM. Заносчиво с моей стороны, но это правда. Убедитесь сами

Воронка может быть ретроспективной или проспективной, т.е. показывать прошлое или, соответственно, будущее.

Ретроспективная воронка используется в маркетинге для анализа того, что было. Проспективная — в продажах для прогноза выхода на план. Она позволяет вовремя понять, что сделок на определенном этапе не хватает, и предпринять необходимые усилия.

Для этого в работе менеджера используется т.н. индивидуальная форма воронки. Она появляется в процессе работы в качестве эталона.

Представляет собой по две цифры на каждый этап: количество сделок и суммарный бюджет. Если на середину месяца есть отклонения от этих цифр в меньшую сторону, значит план под угрозой.

Отчасти я придираюсь. Чтобы эту воронку сделать проспективной, достаточно сделать ее фактологической. Но в любом случае воронку нужно настраивать. Той, что по умолчанию, пользоваться нельзя.

Для удобства читателя приведу требования к правильной воронке и пример.

Требования к воронке

  1. Условием перехода с этапа на этап должен быть проверяемый факт;
  2. Переход осуществляется вне зависимости от планов менеджера на сделку, просто по факту достижения цели предыдущего этапа;
  3. Воронка не должна быть слишком короткой — не меньше четырех этапов. Иначе она не покажет всей картины;
  4. Так же не должна быть слишком длинной — не больше семи этапов. Иначе она начнет ветвиться, превратится в чек-лист, не будет держаться в памяти менеджера и перестанет быть главным аналитическим инструментом;
  5. Факт присутствия сделки на определенном этапе означает, что условия предыдущих этапов выполнены;
  6. Воронка обратного хода не имеет. Если клиенту для выполнения условия второго этапа нужно снова выполнить условие первого этапа, то мы не переводим сделку назад по воронке. Вместо этого менеджер предпринимает любые действия для выполнения условия текущего этапа;
  7. Название этапа должно быть в родительном падеже, содержать в своей формулировке цель этапа и отвечать на вопрос: «Что я, как менеджер, сейчас делаю по отношению к этому клиенту»;
  8. Этап является процессом, а не статусом;
  9. Работа менеджера по продажам сводится к переводу сделки с этапа на этап;
  10. Срок присутствия сделки в воронке неограничен;
  11. У менеджеров должна быть возможность в любой момент отказаться от сделки, переведя ее в архив;
  12. Если сделка находится в воронке, то должен быть контроль плотности работы по этой сделке. Менеджер либо достаточно плотно работает по сделке, либо отправляет ее в архив.

Пример воронки

В продажах пример проспективной фактологической воронки может выглядеть следующим образом:

  1. Договариваюсь о первой встрече (условие перехода — факт проведения встречи)
  2. Согласовываю ТЗ (условие перехода — факт согласования ТЗ)
  3. Подписываю договор (условие перехода — факт подписания договора)
  4. Получаю оплату (условие перехода — факт получения оплаты)
  5. Передаю в работу (условие перехода — факт того, что производство приняло заказ в работу)

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
3737
31 комментарий

Спасибо, прекрасная базовая статья про воронки, все разложено по полочкам. Полностью согласна.

Есть вопрос. В продаже нашего продукта перед оплатой часто наступает стадия "подумаю". И как в статье: звонок-думаю-звонок - думаю. Какой этап воронки должен разорвать этот порочный круг?

5

Стадии «Подумаю» не существует. Всегда есть повод сделать следующий шаг. Например, после того, как клиент получил КП, можно договориться о том, чтобы его обсудить. Или заранее об этом договориться. Опытные клиенты стараются жестко разбивать процесс на этапы. Чтобы от них не зависеть, нужно выходить на другие контактные лица и собирать схему принятия решения целиком. Я писал об этом тут: https://vc.ru/life/823292-klassifikaciya-kontaktnyh-lic-v-kompanii-kak-opredelit-shemu-prinyatiya-resheniya

1

Привет. Спасибо за статью. Поделюсь опытом.

Я за этапы-статусы + работа от задач. В самих задачах указываем целевые действия в этапе. Их может быть несколько, и переход на следующий возможен при выполнении всех ключевых действий этапа.
Например этап "счёт отправлен". При переходе в этот этап автоматически создаётся 3 задачи, на следующий рабочий день, ещё через 2 и 4 рабочих дня задача "уточнить почему нет оплаты".

Раньше комбинировал 2 подхода и в названии указывал и статус и ключевое действие этапа. Например "счёт отправлен/ получить оплату" . В любом случае в названии этапа указывать ключевое действие не нравится, т.к. это провоцирует создавать много этапов на воронке. Один раз у меня выросла воронка с 15 этапами. Это резко усложнило работу мопа и автоматизацию. В примере счёта приблизительно этапы были такие : получить согласие, выставить счёт, отправить счёт. Причем действия дублировали задачи в сделке на этапе. Короче дублирование, неоправданное разрастание воронки..
Спасибо!

2

Спасибо, что поделились!
Какой у вас средний чек?

Дополню, что сейчас этапы создаю с целью контроля конверсии входа и/или выхода из этапа. А этапы продаж зашиваются в задачи. Так менеджер поступательно выполняет задачи, а движение сделки по воронке дает возможность в аналитике понять конверсию конкретного этапа.

Очень заносчиво, подтверждаю

1