Консалтинг vs «своими силами»

Недавно в беседе услышала: «внешние консультанты – зло и бессмыслица, они не мотивированы работать качественно, у них нет прямого интереса в процветании бизнеса, который они консультируют». Услышанное заставило меня несколько возмутиться, потом я задумалась глубже, а потом решила провести анализ всех «за» и «против». Ниже представляю результат этого анализа.

Когда нам что-то нужно сделать, мы выбираем: сделать самому или попросить кого-то.

Природное стремление мозга к экономии энергии говорит нам, что лучше попросить кого-то. В противовес этому, внутренний перфекционист требует, чтоб было идеально, и твердит: «лучше меня никто не сделает».

Про второй случай напишу отдельную статью на тему почему и как надо делегировать, и почему «я сделаю лучше» – это в 90% ограничивающее убеждение.

А сегодня статья для тех, кто хочет делегировать, но выбирает, кому именно.

У бизнеса, по сути, два пути:

  • Делают сотрудники
  • Делают подрядчики

Кто сделает качественнее?

Консалтинг vs «своими силами»

Если речь идёт о выполнении работ и части услуг, все достаточно просто и понятно: качество проверяемо, брак очевиден, результаты – на лицо.

Но консалтинг… Как проверить его качество?

Зачем мы вообще обращаемся за консультацией? Чтобы получить ответ на вопрос, в котором разбираемся недостаточно глубоко, а чтоб разобраться, могут потребоваться годы обучения и практики.

Отсюда очевидные плюсы консалтинга:

  • Экономия времени
  • Готовые экспертные знания
  • Платить надо 1 раз – экономия на зарплате штатного эксперта

Но есть и риски:

  • Низкая экспертность консультанта
  • Низкая мотивация консультанта

Означает ни наличие рисков, что консалтинг – зло?

Давайте разберем пару примеров вне бизнеса

Вы пошли к врачу. К терапевту, например. Чистой воды консалтинг. Врач экспертно рекомендует курс лечения, вы выполняете (или не выполняете) его рекомендации. Есть риск, что врач недостаточно экспертен? Есть. Значит ли это, что все терапевты – ненужны? Вряд ли.

Вы решили развестись (не дай Бог) и встал вопрос о разделе имущества. Пошли к юристу. Он дал рекомендации. Но что-то не учёл. Вы не получили желаемого результата в суде. Повод ли это для осуждения самого института юридического консалтинга? Я так не думаю.

Как же поступить, чтобы защитить себя от «нерадивых» и «бестолковых» консультантов?

  • Взять на себя ответственность за результат. За качество консультации отвечает консультант. Но за выбор консультанта – вы.
  • Получить базовые знания в вопросе, в котором получаете консультацию. На это может потребоваться время. Несколько дней, возможно. Но это по-прежнему меньше, чем становиться юристом или врачом.
  • Изучить рынок, проверить репутацию консультанта, сравнить с альтернативными вариантами.

Теперь поговорим о плюсах и минусах штатных экспертов

Плюсы:

  • Эксперт всегда «под рукой»
  • Эксперт – часть команды, должен быть более лоялен

Минусы:

  • Постоянные расходы на зарплату. А удается ли его достаточно загружать работой?
  • Риск стать зависимым от персоны сотрудника (если не прописаны регламенты по должности) при его уходе в отпуск и/или увольнении

Снова пример из жизни:

Вы отдали ребенка в школу. Там есть штатная «математичка». Эксперт всегда «под рукой» вроде бы, но вы, в дополнение в школьной программе, нанимаете репетитора по математике, так как хотите более мощного результата. То есть, наличие эксперта в штате организации не гарантирует ни высокого уровня компетентности, ни глубокой лояльности сотрудника.

И выходит, что в случае с сотрудником у нас те же шаги, что и с консультантом:

  • Взять на себя ответственность за результат. За найм отвечаете вы, точно так же, как и за выбор консультанта.
  • Иметь базовые знания в вопросе.
  • Выбирать наиболее адекватных экспертов на рынке труда.

Какие выводы?

Если в обоих случаях шаги практически идентичны, если штатность эксперта – не гарантия лояльности, а внештатность – не повод для низкого качества, то на что опираться при выборе исполнителя?

Я вывела простую формулу, в которой ничего лишнего, только время и деньги:

Задаём себе три вопроса:

  • задача, которую необходимо выполнить разовая или повторяющаяся?
  • чтобы научиться выполнять эту задачу, нужно более 14 дней или менее?
  • оплата за выполнение задачи сотруднику встанет дешевле или дороже, чем внешнему исполнителю за сопоставимый период?

Если задача повторяющаяся, обучиться выполнению можно достаточно быстро и зарплата сотрудника обойдется дешевле, то эту задачу должен выполнять штатный сотрудник.

Если задача разовая, требующая долгого обучения и дешевле её передать внешнему исполнителю, то внешнему и поручаем.

Конечно, могут быть различные комбинации ответов на эти вопросы, тогда выбираем тот вариант, где больше “за”.

Раскладываем "шарики" ответов и смотрим, в какую сторону склоняются весы
Раскладываем "шарики" ответов и смотрим, в какую сторону склоняются весы

А что всё-таки насчет мотивации консультанта в успехе бизнеса клиента?

Как консультант, который дорожит своей репутацией, и лояльностью клиентов скажу: если я сделаю свою работу плохо, ко мне больше не обратятся, меня не порекомендуют. И напротив: если я искренне погружусь в проект клиента, я обеспечу и ему, и себе финансовый рост. Так что те консультанты, которые заинтересованы в долгосрочной работе, а не «срубить бабла по-быстрому», порой лояльнее иных штатных сотрудников.

Ну а чтобы действительно обоснованно и аргументированно принимать решения о том, кто должен выполнять ту или иную задачу, чтобы простраивать мотивацию исполнителя вне зависимости от того, штатный он или внешний, каждому собственнику нужно иметь чёткое представление об организационно-функциональной структуре своего бизнеса. Или, проще говоря: кто за что отвечает, каковы оцифрованные показатели качества работы каждого сотрудника и бизнеса целиком. Без такого системного подхода неизбежны потери вне зависимости от “стороны” исполнителя.

Как строить такую систему я рассказываю в рамках моих бесплатных консультаций, на которые можно записаться тут: https://t.me/mashoostick

11
5 комментариев

Огонь 🔥 мне очень нравится

1
Ответить

Вкусно. Сочно. По-делу

1
Ответить

Благодарю, Алекс! Стараюсь быть максимально полезной )

Ответить

Отличный материал со знанием дела.

1
Ответить

Спасибо, Роман! Отзывы мотивируют публиковать всё больше 🤝

Ответить